Elina (Обсуждение | вклад) |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Гаон]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Гаон''' (גָּאוֹן, буквально `величие`, `гордость`, в современном иврите также `гений`, мн. число גְּאוֹנִים, геоним), официальный титул глав иешив Суры и Пумбедиты в Вавилонии.
| + | |
- | | + | |
- | == '''Период Гаоната''' ==
| + | |
- | | + | |
- | С конца 6 в. и до середины 11 в. (так называемый [[период гаоната]]) гаоны считались у евреев высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении вопросов повседневной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В 10-11 вв. этот титул носили также главы иешив в Палестине.
| + | |
- | | + | |
- | В 12-13 вв. гаонами именовались главы иешив в Багдаде, Дамаске и Египте.
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии, утратив значение официального титула, термин гаон стал применяться как почетный эпитет, отличающий выдающегося знатока и толкователя Закона (например [[Элияху бен Шломо Залман]] — [[Виленский Гаон]]).
| + | |
- | | + | |
- | === Вавилонский Гаонат ===
| + | |
- | | + | |
- | В период Талмуда глав вавилонских иешив выбирали их члены (ББ. 12б); в период гаоната они назначались [[эксиларх]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | Обычно гаон достигал своего сана после прохождения всей иерархии академических должностей.
| + | |
- | Кандидаты на пост гаона должны были не только выделяться ученостью, но и обладать административным талантом.
| + | |
- | Учитывалось также происхождение: большинство гаонов Суры и Пумбедиты принадлежало к шести-семи семействам.
| + | |
- | Однако должность гаона в Вавилонии не была наследственной.
| + | |
- | Сурский гаон стоял по рангу выше пумбедитского, и при публичных церемониях всегда пользовался преимуществом, даже если он был моложе своего коллеги.
| + | |
- | | + | |
- | В период гаоната дважды в год, в месяцы калла (элул и адар) тысячи ученых и почитателей галахической учености оставляли свои дела и собирались в иешивах, чтобы присутствовать при обсуждении как отвлеченных проблем Галахи, так и религиозных или правовых вопросов, поступивших в течение года из разных мест диаспоры, и предлагаемых гаонами ответов. После того, как ответы утверждались собранием и закреплялись подписью гаонов, они рассылались в качестве обязательных постановлений. Такая корреспонденция гаонов в области Галахи, известная как шеелот у-тшувот (букв. `вопросы и ответы`; см. Респонсы), распространялась почти во всех странах еврейского рассеяния — от Аравийского полуострова до общин Испании, Франции и Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Гаоны опирались не только на галахические установления, имеющиеся в Талмуде; они учитывали современные им обстоятельства и нужды и создавали новые нормы. Такканот (постановления), обнародованные гаонами, приобретали силу Галахи, поскольку авторитет гаонов был общепризнан среди мирового еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Гаоны выполняли также определенные политические и общинные функции наряду с эксилархами. В эпоху Багдадского халифата (750—1258) гаоны пытались оказать влияние на политику халифов по отношению к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что к позднему периоду вавилонского гаоната относится ряд наиболее видных гаонов, этот институт как религиозно-культурный центр иудаизма пришел в упадок задолго до того, как из-за преследований аббасидских и сельджукских правителей прекратилось его существование (около 1040 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Деятельность гаонов стала приобретать все более общественно-административный характер, и с конца 9 в. большинство их жило уже в Багдаде — столице халифата, где была и резиденция эксиларха.
| + | |
- | | + | |
- | С образованием новых центров талмудической учености (главным образом в Испании) и появлением выдающихся ученых в других странах диаспоры зависимость еврейства рассеяния от обеих вавилонских академий и гаонов прекратилась и его связи с ними ослабли.
| + | |
- | | + | |
- | Попытку возродить институт гаоната предприняли главы багдадской иешивы (открытой в конце 11 в.), считавшие себя преемниками гаонов Суры и Пумбедиты, которые уже более ста лет жили в Багдаде.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Вавилонские гаоны =====
| + | |
- | | + | |
- | Первым известным багдадским гаоном был [[Ицхак бен Моше бен Сахни]] (с 1070 г.), прибывший из Испании.
| + | |
- | Наибольшую известность заслужил багдадский гаон [[Шмуэль бен Али hа-Леви]] (умер в 1194 г.), ярый оппонент Маймонида.
| + | |
- | | + | |
- | В 1258 г., когда над Багдадом нависла угроза монгольского вторжения, еврейский центр в Вавилонии пришел в окончательный упадок, и к концу 13 в. титул гаон в этой стране вышел из употребления.
| + | |
- | | + | |
- | Последним из известных истории гаонов в Багдаде был [[Шмуэль бен Даниэль бен Аби ал-Рабиа hа-Кохен]], обратившийся в 1288 г. к двум ученым по поводу полемики об учении [[Маймонида]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Наиболее выдающиеся личности из среды вавилонских гаонов оказали глубокое влияние на учение и религиозные традиции иудаизма. Труды некоторых из них являются важнейшими произведениями галахической литературы. Особого упоминания заслуживают гаоны [[Иехудай]] (8 в.), [[Амрам бен Шешна]], [[Саадия Гаон]], [[Шрира бен Ханина Гаон]], [[Шмуэль бен Хофни]] (умер в 1013 г.) и [[Хай бен Шрира]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === Гаонат в Эрец-Исраэль ===
| + | |
- | | + | |
- | О возникновении гаоната в Эрец-Исраэль сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что титул гаона был присвоен главе иерусалимской иешивы после ее перевода туда из Тверии (по-видимому, в 9 в.).
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от Вавилонии, здесь должность гаона была наследственной, и на протяжении 200 лет ее занимали представители одной семьи.
| + | |
- | | + | |
- | Помимо управления иешивой, гаоны ведали также делами еврейского населения в Эрец-Исраэль, и власти признавали их как представителей еврейской общины.
| + | |
- | | + | |
- | Уступая в учености гаонам Вавилонии, они сумели сохранить непрерывность существования своих иешив в сложных политических условиях.
| + | |
- | | + | |
- | Захват Иерусалима сельджуками в 1071 г. привел к полному упадку еврейской общины города. Иешива была перенесена в [[Тир]], затем в [[Хадрах]] (близ Дамаска) и, наконец, в [[Дамаск]]. Она еще действовала в 12 в., и, по свидетельству Биньямина из Туделы, находилась под контролем гаоната в Багдаде.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Гаоны Эрец-Исраэль ====
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее известными ее гаонами были [[Ахарон бен Моше Бен Меир]] (в 915-32 гг.) и [[Шломо бен Иехуд]]а из Феса (в 1027-51).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === Гаонат в Египте ===
| + | |
- | | + | |
- | После упадка иешив Вавилонии и Эрец-Исраэль крупные еврейские общины в Египте потребовали учреждения своего собственного гаоната.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Египетские гаоны ====
| + | |
- | | + | |
- | Первую попытку такого рода предпринял [[Давид бен Даниэль]], именовавшийся гаоном в 1083-89 гг.
| + | |
- | Однако институт гаоната не привился в Египте.
| + | |
- | Последним египетским гаоном числился [[Сар Шалом бен Моше hа-Леви]], бывший главой египетской иешивы в 1171-95 гг.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Наиболее известные гаоны ==
| + | |
- | | + | |
- | * [[Саадия Гаон]] (''Саадия-гаон''; ''Саадия бен Иосеф'' ''аль-Фаюми''; [[882]]—[[942]]) — [[Галаха|галахический]] авторитет эпохи [[гаоны|гаонов]], основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
| + | |
- | * [[Виленский гаон|Виленский]] — прозвище Элияху бен Шломо Залмана ([[1720]]—[[1797]]), богослова и общественного деятеля, основателя [[миснагдим|миснагедского]] направления в [[иудаизм]]е.
| + | |
- | [[Категория:История иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|номер-статьи-в-ЭЕЭ|Гаон}}
| + | |