- | '''Гейгер, Аврахам''' (Geiger, Abraham; 1810, Франкфурт-на-Майне, – 1874, Берлин), раввин, ученый в области иудаистики (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]), один из вождей [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] и основателей [[Виссеншафт Дес Юдентумс|Виссеншафт дес юдентумс]]. Гейгер получил традиционное еврейское образование. С 1829 г. изучал греческий и восточные языки в Гейдельберге и Бонне. Став в 1832 г. раввином в Висбадене, начал вводить реформы в синагогальную службу. В 1835 г. основал журнал «Виссеншафтлихе цайтшрифт фюр юдише теологи» («Научный журнал еврейской теологии», 1–6 тт., 1835–47), в котором стремился дать научное обоснование реформам в [[Иудаизм|иудаизме]]. Взгляды Гейгера были основаны на принципе эволюционного развития религий и на радикальной критике традиционного иудаизма. В 1836 г. Гейгер писал, что целью реформационного движения должно быть не только полное устранение [[Талмуд|Талмуда]], но и переоценка отношения к [[Библия|Библии]]. Гейгер считал необходимым исключить все молитвы, в которых выражалась надежда на возвращение в [[Сион]] и на национальное возрождение еврейского народа. Он находил, что надо уничтожить в иудаизме все следы национальной обособленности, отделяющей евреев от других народов, а иудаизм, как воплощение наиболее возвышенной религиозной идеи, сделать частью европейской культуры. Гейгер был виднейшим представителем радикального течения на съездах немецких раввинов в 1840-х гг. и одним из руководителей реформистских синодов в Германии в 1869–1871 гг.
| + | |
- | В отличие от радикальных воззрений, практическая деятельность Гейгера была умеренной: он возглавлял реформистские общины в Бреславле (Вроцлаве; с 1843 г.), Франкфурте (1863), Берлине (1870); в 1872 г. при участии Гейгера в Берлине была основана [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]] (Высшая школа иудаистики), во главе которой он оставался до самой смерти. С течением времени взгляды Гейгера становились более умеренными, так как он не желал раскола в иудаизме и предостерегал от сближения с христианской религией, к которой относился весьма критически. В 1860 г. Гейгер высказался против устранения [[Иврит Язык|иврита]] из публичных богослужений реформистских синагог. Он отказался перенести субботний (см. [[Суббота]]) день на воскресенье, хотя разрешил по примеру пионеров реформизма в иудаизме (И. Якобсон, 1768–1828) ввести инструментальную музыку в синагогальное богослужение по субботам и отменил запрет на ряд работ, по традиционным понятиям не дозволенных в этот день.
| + | |