|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Коран]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Коран''' (по-арабски куран, буквально `чтение`), священная книга мусульман. Согласно ортодоксальному мусульманскому поверью, Коран, содержащий слова Аллаха, извечно пребывал на небе и был раскрыт [[Мухаммад]]у архангелом Гавриэлем. Существовало также поверье о сотворении Корана вместе с сотворением мира. Современное исламоведение считает Коран плодом личного творчества Мухаммада.
| + | |
- | | + | |
- | Коран утверждает ислам в качестве истинной монотеистической религии, пришедшей на смену иудаизму. В нем многократно провозглашается единство и всемогущество Бога (Аллаха), который сотворил весь мир и которому ведомо все явное и тайное (6:59). Аллах судит, вознаграждает и наказывает человека по его делам. Праведникам уготован рай, грешникам — ад; рай и ад изображаются в конкретно-чувственных образах (18:28; 22:20-22; 89:22-26; 88:8-16: 83:22-28; 89:27-30). Эсхатологические мотивы, тема Страшного суда и играют в Коране весьма важную роль (22:1-2; 18:45-47:21:48).
| + | |
- | | + | |
- | Одно из центральных мест в Коране занимает тема отношения человека к Богу: от мусульманина требуется вера в Аллаха, его ангелов и пророков, в посланничество Мухаммада, в Страшный суд и воскресение из мертвых, а также выполнение ряда ритуальных предписаний. Кроме того, в Коране содержатся нормы семейного и уголовного права, пищевые запреты (свинины, вина), правила, касающиеся охоты, торговли (в том числе запрет ростовщичества), войны, свидетельств, обетов и т. д. Эти правила легли впоследствии в основу мусульманского законодательства.
| + | |
- | | + | |
- | == Внешние влияния ==
| + | |
- | | + | |
- | Коран несет на себе явный отпечаток внешних влияний: еврейского (в Коране широко использованы мотивы библейских, апокрифических и аггадических произведений), христианского (главным образом евангельские мотивы), а также домусульманского арабского фольклора. В арабском языке Корана нередко встречаются заимствования из греческого и других языков (например, таурат — `закон`, от иврского тора, иб-лис — `дьявол`, от греческого диаболос). | + | |
- | | + | |
- | Многие места в Коране, отражающие влияние Библии, содержат рассказы о предшественниках Мухаммада, именуемых пророками: [[Иисус]]е и других. Авраам охарактеризован как первый монотеист. Многократно описываются страдания разных пророков, отвергнутых своим народом, причем подчеркивается сходство их судьбы с судьбой Мухаммада. Вместе с тем Коран содержит мало фактических сведений о биографии Мухаммада.
| + | |
- | | + | |
- | == Структура ==
| + | |
- | | + | |
- | Коран — первая книга, написанная прозой на арабском языке. Он делится на 114 глав (сур, по-видимому, от ивритского шура — `строка`), написанных рифмованной прозой и не объединенных по смыслу. Каждая из сур, в свою очередь, состоит из отдельных стихов (айят, ед. число яйя; ср. на иврите от — `знак`). Суры расположены в порядке убывающей величины: более длинные предшествуют более коротким.
| + | |
- | | + | |
- | Имеются исключения из этого правила; самой важной из них является 1-я сура, содержащая всего 7 стихов и представляющая собой «символ веры» ислама. Она включена во все пять молитв, которые мусульманин обязан читать ежедневно. Как правило, каждая сура посвящена нескольким темам, между которыми не всегда имеется смысловая связь; это является, по-видимому, отражением того, что многие суры составлены из отрывков, относящихся к различным периодам.
| + | |
- | | + | |
- | Все суры (за исключением одной) начинаются формулой: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Каждая сура называется по открывающему ее слову или по одной из тем, которым она посвящена. Коран написан в основном прямой речью — от имени Аллаха или Мухаммада, возвещающего слова Аллаха.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | | + | |
- | Согласно мусульманскому поверью, Коран был по частям раскрыт Мухаммаду архангелом Гавриэлем (см. выше) за 20 лет (примерно 610—630 гг.). Первые суры относятся ко времени пребывания пророка в Мекке: в них выражен его глубокий страх перед Божьим судом и содержится призыв к соплеменникам изменить свою жизнь и обратиться к Аллаху. Остальные суры относятся к периоду после бегства Мухаммада в Медину (622); значительное место в них занимают вопросы законодательства, а также нападки на евреев и «лицемеров» в лагере самого пророка.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому с хронологической точки зрения принято делить суры Корана на «мекканские» и «мединские», отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по стилю. Чтобы избежать противоречия между различными местами Корана, мусульманские теологи выработали теорию, согласно которой в спорных вопросах следует отдавать предпочтение позднейшим главам.
| + | |
- | | + | |
- | При жизни Мухаммада Коран передавался устно. Первые записи полного текста Корана были сделаны лишь после смерти Мухаммада. Существовало несколько вариантов этого текста. В 650—655 гг. по приказу халифа Османа был выработан единый вариант Корана, признанный каноническим («Османова редакция»). Внешняя форма текста Корана претерпела ряд изменений в процессе развития арабского письма. Орфография, правила чтения и структура текста Корана окончательно канонизированы лишь в 1920-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | == Место Корана в исламе ==
| + | |
- | | + | |
- | Так как возникновение ислама как религии неотделимо от создания Корана, с самого начала принятого как божественное откровение, Коран занимает центральное место в цивилизации ислама. Его содержание, язык и стиль почитаются недосягаемым образцом совершенства, а само это совершенство — свидетельством божественного происхождения Корана. Из Корана исходит мусульманское предание (сунна) и законодательство (шариат); толкование Корана породило огромную литературу и стимулировало развитие грамматики и лексикографии арабского языка.
| + | |
- | | + | |
- | Первыми комментаторами Корана были сподвижники и ближайшие родственники Мухаммада. Наиболее известным из ранних комментаторов Корана был Табари (10 в.). Большим влиянием пользуются также комментарии Замахшари (12 в.), Рази (начало 13 в.), Байдави (конец 13 в.) и других. Коран сохраняет центральное место в жизни мусульман и по сей день. Многочисленные мусульманские теологи стремятся доказать, что развитие науки и техники не противоречит истине, содержащейся в Коране.
| + | |
- | | + | |
- | == Переводы ==
| + | |
- | | + | |
- | В средние века Коран несколько раз переводился на языки мусульманских народов: персидский (10 в.) и турецкий (по-видимому, 11 в.). Однако эти переводы не получили распространения, так как мусульманская ортодоксия относилась к переводам Корана неодобрительно. С 19 в. положение меняется; в настоящее время существуют переводы Корана на большинство языков стран ислама, а также на многие европейские языки. На латинский язык Коран переведен еще в 12 в.; на итальянский язык — в 16 в.; на немецкий, французский, голландский и английский языки — в 17 в. На русский язык Коран переводился несколько раз в 18 в. с европейских переводов; первые переводы с арабского языка опубликованы лишь в 70-х гг. 19 в.
| + | |
- | | + | |
- | В средневековой еврейской литературе ([[Саадия Гаон]], [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]], [[Ибн Эзра Моше Бен Яаков|Моше Ибн Эзра]] и другие) встречаются намеки на Коран, иногда дословные цитаты из него; однако полного перевода Корана на иврит не существовало. Перевод Корана с итальянского языка на иврит (Венеция, 1547), по-видимому, не был напечатан. Первый прямой перевод Корана с арабского языка на иврит был выполнен немецким востоковедом Ц. Г. Рекендорфом (Лейпциг, 1857), а в 20 в. — [[Ривлин, Иосеф Иоэль|И. Ривлином]] (Иер., 1932-35) и А. Бен-Шемешем (Иер., 1971).
| + | |
- | | + | |
- | == Полемика с евреями и христианами ==
| + | |
- | | + | |
- | Большое место в Коране уделяется полемике с евреями и христианами, из которых лишь немногие признаются верующими в Аллаха и заслуживающими награды (3:199; 7:159). Евреи в своем большинстве обвиняются в фальсификации Торы, в отвержении пророчества Мухаммада и присоединении к врагам пророка из зависти к нему (4:44-46; 5:41-44). Кроме того, Коран обвиняет евреев в убийстве пророков (2:87; 3:111), в непослушании своим вождям, например, в поклонении (2:51-54; 7:148-152), и в нарушении предписаний Торы: осквернении [[Суббота|субботы]], занятии ростовщичеством (7:163-166; 4:161).
| + | |
- | | + | |
- | Христиане осуждаются главным образом за признание сыном Божьим Иисуса, которого Коран называет пророком. О евреях Коран говорит более резко, чем о христианах: за то, что евреи упорнее христиан противятся правоверным (5:82), они осуждены на унижение (2:61). Это отношение Мухаммада к евреям нашло выражение в их изгнании.
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Ислам]], [[Мухаммад]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12187|КОРАН}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм и другие религии]]
| + | |