|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Заповедь «hакhель»''' (הקהל , производное от קהל - "все общество") – повеление Торы собирать все общество, весь Народ Израиля, мужчин, женщин и детей, на исходе Седьмого Года (Года Шмиты) в Храме. Царь должен прочесть перед ними главы из Книги Дварим (Второзаконие).
| + | #redirect [[:ej:Заповедь «hакhель» («Всесобрание»)]] |
- | | + | |
- | «hакhель» проводился в Иерусалимском Храме в периоды Первого и Второго Храма. Затем, после разрушения Второго Храма, эта традиция была прервана. В в наши дни в Израиле и в диаспоре начали организовывать церемонии «память hакhель».
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Рамбаму и "Сефер hа-Хинух" целью этой заповеди было побудить народ к исполнению заповедей и укрепить в их сердце религиозное сознание и стремление к осуществлению заветов Торы по зову собственной души.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | === В Торе ===
| + | |
- | | + | |
- | После того, как Моше написал Книгу Торы и передал его главам общин, он заповедал им читать ее всему народу в каждый праздник Суккот в конце каждого седьмого года, чтобы они услышали, изучили и вострепетали.
| + | |
- | | + | |
- | הַקְהֵל אֶת-הָעָם, הָאֲנָשִׁים וְהַנָּשִׁים וְהַטַּף, וְגֵרְךָ, אֲשֶׁר בִּשְׁעָרֶיךָ--לְמַעַן יִשְׁמְעוּ וּלְמַעַן יִלְמְדוּ, וְיָרְאוּ אֶת-יְדוָד אֱלֹהֵיכֶם, וְשָׁמְרוּ לַעֲשׂוֹת, אֶת-כָּל-דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת.
| + | |
- | | + | |
- | "Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Бога вашего, и строго исполнять все слова Учения этого". (Дварим/Второзаконие, 31:12)
| + | |
- | | + | |
- | === В Мишне ===
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Мишне, церемония проходила в первый день Холь hа-Моэд Суккот, на следующий день после вступительных празднеств, при стечении всех прибывших в Иерусалим паломников.
| + | |
- | | + | |
- | Трубы звучали на улицах Иерусалима и большая деревянная сцена устанавливалась в Женском (Внешнем) Дворе Храма (ивр. עזרת הנשים). На ней воссядет царь в окружении всей своей свиты. "Хазан кнессета (=Общества,глава службы)" передаст Свиток Торы "Главе кнессета" (Руководителю общества), затем тот передаст его заместителю Первосвященника, он, в свою очередь, передаст его Первосвященнику, который представит Свиток Торы царю. Согласно "Сефер hа-Хинух" царь должен принять Свиток Торы стоя, но затем он имеет право сесть.
| + | |
- | | + | |
- | Далее царь громко (вслух) читает (декламируя) Тору. Весь остальной Народ Израиля обязан слушать чтение Торы стоя.
| + | |
- | | + | |
- | Царь начинал чтение Торы с тех же благословений, которые произносятся при Восхождении к Торе ("[[Алия ле-Тора]]") и сегодня.
| + | |
- | | + | |
- | Читаются следующие разделы из Книги Дварим/Второзаконие:
| + | |
- | # От начала до "Шма Исраэль" (6:4)
| + | |
- | # Вторая часть "Шма" (11:13–21)
| + | |
- | # "Отделяй десятину" (14:22–27)
| + | |
- | # "Когда завершишь отделять все десятины" (26:12–15)
| + | |
- | # Раздел о назначении царя (17:14–20)
| + | |
- | # Благословения и проклятия (28:1–69)
| + | |
- | | + | |
- | Дети также должны исполнять заповедь «hакhель». Рабби Элиэзер бен Азария сказал: "Мужчины должны прийти, чтобы учиться, женщины – чтобы слушать. Зачем приходят дети? Чтобы наградить тех, кто привел их". ("Хагига", 3а)
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Возрождение заповеди «hакhель» в наше время ==
| + | |
- | | + | |
- | === В Израиле ===
| + | |
- | | + | |
- | Идея возрождения заповеди «hакhель» в наши дни впервые предложил р. [[Э.Д.Рабинович-Теомим]] ("Адерет"), опубликовавший (в конце 19 в.) брошюру "Память о Храме" ("Зехер ла-Микдаш", זכר למקדש).
| + | |
- | | + | |
- | Когда рабби Шмуэль Салант был главным раввином Иерусалима, он собирал всех учеников Талмуд Торы возле Котеля в первый день Холь hа-Моэд Суккот и читал им те самые отрывки из Торы, которые царь читал на церемонии «hакhель» в древности.
| + | |
- |
| + | |
- | Первая официальная церемония «hакhель» в современном Израиле прошла в Холь hа-Моэд Суккот 1945 года (в год, следующий за Годом Шмиты). Особая служба была проведена в синагоге Йешурун, после чего многочисленная процессия двинулась к Западной Стене, где были прочитаны соответствующие отрывки из Торы. <ref>[http://www.lookstein.org/articles/hakhel.htm Заповедь «hакhель». Автор рабби Джей Гольдминц. Редактор д-р Моше Соколов]</ref>. Подобные церемонии устраивались также официально каждые семь лет, кроме одного раза, когда в 1973 году она не состоялась по причине Войны Судного Дня. Инициатором данного мероприятия был рав Шмуэль Занвиль Кахане, генеральный директор Министерства Религий.
| + | |
- | | + | |
- | В 1952 году Министерство планировало проведение грандиозного торжества с участием порядка 20 тысяч человек, перед которыми президент Государства Израиль должен был прочесть Книгу Дварим <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=DAV/1952/06/18&EntityId=Ar00429&ViewMode=HTML Возрождение древней традиции. "Давар" , 18 июня 1952 года]</ref> , однако пришло гораздо меньше людей, и президент не принял участие в мероприятии. <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=DAV/1952/10/07&EntityId=Ar00416&ViewMode=HTML Празднование "Зехер hакhель" в Иерусалиме. "Давар", 7 октября 1952 года]</ref>
| + | |
- |
| + | |
- | Самая многочисленная церемония состоялась в Холь hа-Моэд Суккот в 1987 году по инициативе профессора Гилеля Вайса. Она прошла на площади перед Котелем (Западной Стеной). Президент Государства Израиль Хаим Герцог читал Тору.
| + | |
- | | + | |
- | В 1994 году вместо президента Эзера Вайцмана чтение провел рав Исраэль-Меир Лау, находившийся тогда в должности Главного Раввина Израиля <ref>[http://www.biu.ac.il/JH/Parasha/eng/haazinu/zol.html Центр Изучения Недельной Главы Торы Бар-Иланского Университета. hа'азину – Шаббат Шува 5764 / октябрь 2003 года]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В 2001 году церемонию у Котеля провел президент Государства Израиль Моше Кацав <ref>[http://www.jewishfederations.org/page.aspx?id=18388 Церемония "hакhель" прошла 4 октября в Иерусалиме]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === В Диаспоре ===
| + | |
- | | + | |
- | в 1874 году в праздник Симхат Тора в Бухаресте Раввин д-р Меир Мориц Бек организовал церемонию конфирмации для девочек и назвал ее "Мицват hакhель" <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=HZF/1874/10/28&EntityId=Ar00401&ViewMode=HTMLЯаков Хаим Лу Карн из Львова. Бухарест: «Мицват hакhель» вместо конфирмации. "hа-Цфира", 28 октября 1874 года]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон призывал возобновить и укрепить традицию проведения церемоний «заповеди hакhель» на индивидуальном уровне - для каждого отдельного человека в своей семье и в своем окружении , в своих домах и в синагогах (а не обязательно в многолюдном обществе в Иерусалиме). Согласно этому подходу, смысл заповеди – не в ее государственном характере (многолюдная церемония, чтения Торы царем и т.д.), а укрепление частного человека в принятии на себя бремени исполнения заповедей, изучения Торы и предоставления цдаки, и таким путем сама заповедь будет достоянием всех поколений евреев, даже после разрушения Храма. Дополнительное его новшество состоит в том, что эта заповедь не ограничивается только Праздником Суккот, а и весь последующий год, Год Шмиты, называется «Годом hакhель» («Шнат hакhель»), по примеру Юбилейного Года. Вследствие такого подхода Любавический Ребе утверждал, не имеет смысла проводить «память о hакhель» на государственном уровне в Израиле, потому что при этом, по его мнению, теряется главное в духе этой заповеди, а именно – пробуждение трепета перед Небесами в сердце каждого человека <ref>см. Gather Together. http://www.jewish-holiday.com/hakhelpeople.html</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.daat.ac.il/daat/toshba/halacha/hakhel-2.htm «hакhель» Источники и дидактические материалы для преподавателя. Министерство Просвещения. Отдел религиозного образования. Часть Вторая. 1979 год].
| + | |
- | * [http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,817136,00.html Time Magazine отчет о праздновании Hakhel в Израиле в октябре 1952 года]
| + | |
- | http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/742767/jewish/Hakhel.htm
| + | |
- | * «hакhель» – Праздник Еврейского Единства. 5769 год (2008-2009) – Год Единства Евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Hakhel Статья в Англовики]
| + | |
- | * [http://he.wikipedia.org/wiki/הקהל_(מצווה) Статья в Ивритовики]
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иерусалимский Xрам]]
| + | |
- | [[Категория:Заповеди]]
| + | |