Чръный человек (Обсуждение | вклад) |
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{IsFromWiki}}[[Изображение:Jakub Frank.jpg|right|thumb|200px|Яков Лейб Франк]]
| + | #redirect [[:ej:Франк, Яков]] |
- | '''Яков Франк''' (при рождении '''Яков бен Иехуда Лейб''' ('''Лейбович'''); [[1726]], Королёвка, Подолия, ныне [[Тернопольская область]], [[Украина]], — [[1791]], [[Оффенбах (город)|Оффенбах]], [[Германия]]) — польско-еврейский религиозный деятель, создатель еврейской мессианской группы сторонников [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. Объявил себя [[мессия|мессией]], считал себя реинкарнацией [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] и [[Руссо, Берахия|Берахии Руссо]]. Жил в [[Оттоманская империя|Оттоманской империи]], где познакомился с [[дёнме]], потом перебрался в [[Польша|Польшу]] (в настоящее время - территория Западной Украины, которая в то время была разделена между Турцией и Польшей). В Польше организовал секту, которая была в остром конфликте с ортодоксальными еврейскими общинами. В споре с раввинами привлёк католического епископа, а потом всей сектой принял католичество. Сам Яков Франк, находясь в Турции, принимал [[ислам]] в общине дёнме, дважды принимал католичество и вёл переговоры с русским духовенством о массовом принятии [[православие|православия]] всей его общиной.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Деятельность Якоба Франка происходила преимущественно на территории современной Западной Украины, Румынии и Болгарии, которые в то время входили в состав [[Оттоманская империя|Турции]] и [[Польша|Польши]]. После войны и раздела Польши он переместился далее на Запад в Моравию, Австрию и Германию.
| + | |
- | === Ранние годы ===
| + | |
- | Имя от рождения — Яаков бен Иехуда Лейб (Лейбович). Получил начальное образование в [[Черновцы|Черновцах]], а потом жил в [[Бухарест]]е. Признавался в нехватке образования, позднее теоретические дискуссии вели раввины из его секты, он сам в диспутах не участвовал.
| + | |
- | | + | |
- | Предположительно, его отец был [[саббатианство|саббатианцем]] и из-за преследований вынужден был переселиться в [[Валахия|Валахию]]. Ещё в юном возрасте стал заниматься торговлей, разбогател, в [[1752]] женился на дочери богатого торговца из [[Никополь|Никополя]].
| + | |
- | | + | |
- | === Контакты с дёнме в Турции ===
| + | |
- | | + | |
- | Посещая Турцию, стал контактировать с местными саббатианцами ([[дёнме]]). В [[Смирна|Смирне]] Якоб встретился с хахамом Иссахаром, который посвятил его в [[саббатианство]]. Он и получил прозвище Френк (Франк), означающее выходца из Европы.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1740]] году умер [[Руссо, Берахия|Берахии Руссо]], община дёнме в [[Салоники|Салониках]] лишилась лидера. Уже тогда он с одобрения Иссахара объявил себя реинкарнацией [[Руссо, Берахия|Берахии Руссо]]. Прослеживая переселение душ, он выстроил цепочку переселения душ - [[Мухаммад]], [[Шабтай Цви]], [[Руссо, Берахия|Берахии Руссо]], в конце этой цепи он ставил себя. Чтобы доказать "подлинность" своей души, он начинает публично нарушать еврейские заповеди. Однако он от этого серьёзно напугал турецких евреев (и также дёнме), и был вынужден скрыться от преследований в Польше.
| + | |
- | | + | |
- | === Создание саббатианской общины в Польше ===
| + | |
- | В Польше, однако, местные саббатианцы его приняли с почётом и признали духовным лидером. Ему удалось объединить и сплотить большую общину. Следуя за [[Руссо, Берахия|Берахией Руссо]], он организовывал экстатические собрания, на которых происходили "ритуальные" нарушения запретов Торы, в том числе сексуальных заповедей.
| + | |
- | | + | |
- | [[27 января]] [[1757]] сектанты были арестованы за то, что, они проводили религиозную [[оргия|оргию]] во время ярмарки в Лянцкоруне. Франк выставил себя подданным Турции, и был освобождён из-под следствия, которое вели местные раввины. Он поселился в [[Хотин]]е, который был тогда на территории Турции недалеко от польской границы.
| + | |
- | | + | |
- | Франкистская община [[13 июня]] была изгнана в [[Броды|Бродах]], затем во [[Львов]]е, [[Луцк]]е, [[Дубно]] и в [[Староконстантинов]]е. Однако дело об оргиях, как имеющее отношение к религии, должно было разбираться в церковном суде, и Франк стал устанавливать контакты с католической церковью, ища покровительство. Он проработал саббатианские догматы, ввёл понятие Святой Троицы, и выставил перед епископом дело так, что группа евреев борется против засилья талмудистов за признание Мессии и Троицы.
| + | |
- | | + | |
- | === Диспут в Каменец-Подольском и церемония сожжение Талмуда ===
| + | |
- | Епископ [[Каменец-Подольский|Каменец-Подольского]] [[Дембовски, Николай|Николай Дембовский]] ({{lang-pl|Mikołaj Dembowski}}) потребовал, чтобы ортодоксальные правоверные евреи сформулировали обвинения против франкистов, а от последних потребовал изложить свое вероучение. Летом [[1757]] г. в [[Каменец-Подольский|Каменец-Подольском]] состоялися долгий диспут, на котором раввины, сторонники Якоба Франка заявил, что «Мессия никогда не придет, а Иерусалим никогда не будет отстроен». Кроме того франкисты высказались против [[Талмуд]]а, считая истинной книгу [[Зохар]]. Ортодоксальные раввины вынуждены были оправдываться, доказывая, что Талмуд не оскорбляет христианство, а книга Зохар не противоречит Талмуду, не трогая других вопросов, считая их неуместными.Епископ назвал сторонников Якоба Франка победителями спора.
| + | |
- | | + | |
- | 17 октября [[1757]] в Каменец-Подольском епископский суд во главе с Дембовским вынес приговор еврейской общине Лянцкоруна и обязал выплатить франкистам пять тысяч злотых; с евреев был взят налог на нужды церкви в Каменец-Подольском, а Талмуд был объявлен книгой, подлежащей сожжению. Талмуды изымались полицией в сопровождении франкистов по домам раввинов, синагогам, хедерам, библиотекам, и свозились для сожжения на базарную площадь. Однако в процессе сбора и сожжения талмудов Николай Дембовский неожиданно умер. Эту смерть стали истолковывать наказание за сожжение святых еврейских книг. Еврейские массы в то время ожесточились против франкистов. Против них же стали выступать и поляки. После ряда массовых выступлений преемник Дембовского не решился далее защищать секту.
| + | |
- | | + | |
- | === Бегство в Турцию и принятие ислама ===
| + | |
- | После этого Франк и большое количество его последователей бежали в Турцию, где в [[1757]] приняли ислам, нем не менее они не пользовались поддержкой ни общин дёнме, ни еврейских общин, ни турецких властей, и вынуждены были скитаться между Турцией и Польшей.
| + | |
- | | + | |
- | === Возврат в Польшу, создание секты ===
| + | |
- | В [[1758]] Франк получил разрешение [[Август III (король Польши)|короля Августа III]] вернуться в Польшу, где обосновался в небольшой деревне около [[Хотин]]а. Там он создал секту наподобие христианского братства. Франкисты, вернувшиеся из Турции, поселились вокруг в нескольких деревнях на берегу [[Днестр]]а. Франк назначил из членов "братствва" 12 апостолов. Секту охотно посещали саббатианцы из других городов, оставляя богатые подарки.
| + | |
- | | + | |
- | === [[Львов]]ский диспут и массовое крещение евреев ===
| + | |
- | Франк снова стал вести переписку с королём и архиепископом, стремясь назначить второй диспут с раввинами. При этом он давал обещание принять христианство и разоблачить "ритуальные убийства" у евреев (о чём тогда распространяли слухи отдельные ксёндзы, вопреки запретам папы). В обмен на ожидаемое крещение он пытался выторговать земельные участки вдоль Днестра, но безуспегно.
| + | |
- | | + | |
- | Диспут согласился провести [[львов]]ский каноник Стефан Микульский. На диспуте львовский раввин [[Раппопорт, Хаим Коэн|Хаим Коэн Раппопорт]] доказал безосновательность утверждения о ритуальных убийствах, и Микульский признал этот вопрос невыясненным, однако в теоретических спорах объявил победу франкистам. <ref>Меир Балабан. «К истории франкистского движения» (מאיר בלבן, 'לתולדות התנועה הפראנקית', תרצ"ד), 1935</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению исследователя франкизма Меира Балабана, причиной выхода франкистов с кровавым наветом было давление католических священников и местью к раввинам, которые преследовали франкистов.
| + | |
- | | + | |
- | После диспута христианские власти стали жёстко настаивать на принятии крещения, и вся секта (от 500 до 1000 человек) приняла христиатство во [[Львов]]е, [[17 сентября]] [[1759]] года. Новые христиане принимали звания своих крестных отцов, тем самым попадая в среду польского дворянства. Сам Франк прогёл две церемонии крещения, на последней в Варшаве его крестным отцом был сам король [[Август III]]; при этом присутствовали министры и дворяне, при крещении он получил имя Иосиф.<ref>[http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov39.htm Дубнов. Краткая история евреев]</ref> За 30 лет количество крещёных евреев составляло около 25000
| + | |
- | | + | |
- | После принятия христианства Франк постарался сплотить секту, запретив браки с посторонними (как было в группах дёнме), и ввёл внутри секты собственные порядки.
| + | |
- | | + | |
- | === Заключение в [[Ченстохова|Ченстохове]] ===
| + | |
- | В целом польское общество восприняло новокрещённых евреев достаточно благосклонно.
| + | |
- | | + | |
- | Якоб Франк подал ходатайство о предоставлении секте земельных участков. К секте с подозрением отнёсся папский нунций. Было произведено расследование деятельности секты, вскрыли переписку Якоба Франка с женой, и был сделан вывод, что вера сектантов несовместима с христианством. Следствие выяснило, что новокрещённые признают мессией самого Франка, исполняют свои собственные обряды. Виноватым был признан лично Франк, который намеренно вводил в заблуждение общину, он был арестован и в феврале 1760 посажен в крепость в [[Ченстохова|Ченстохове]].
| + | |
- | | + | |
- | Заключение было достаточно мягким, он мог встречаться с семьёй и с приверженцами, за время заключения он сформировал свой учение. Он рассылал общинам призывы принимать католицизм, которые находили резонанс в саббатианских обшинах Моравии и в Чехии. Ореол мученика добавлял ему сторонников.
| + | |
- | | + | |
- | Крепость находилась в непосредственной близости от места паломничества к знаменитой [[Ченстоховская икона Божией Матери|Ченстоховской Божьей Матери]], что сильно повлияло на Якоба Франка. За время заключения он сформулировал положение о соответствии [[Богоматерь|Божьей Матери]] и [[шхина|шхины]], а также о значении жены Мессии (он имел ввиду Шабтая Цви, Берахию Руссо и себя), потом воплощением Божьей Матери и Шхины стала его дочь [[Ева Франк]].
| + | |
- | | + | |
- | В крепости он отработал текст "красных писем" (то есть писем, написанных красными чернилами), которые стали рассылаться по еврейским общинам с призывами принять христианство.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Isb2003.JPG|thumb|300px|Изенбургский замок в Оффенбахе, где жил Якоб Франк]]
| + | |
- | [[Файл:Frank dying.jpg|thumb|300px|Умирающий Франк]]
| + | |
- | В [[1767]] русские войска вошли в Польшу, что сопровождалось восстанием [[гайдамаки|гайдамаков]] и жестокими еврейскими погромами. Франк пытался наладить контакты с представителями православного духовенства, обещая массовый переход в православие, но не добился успеха. Франк не прекращал агитацию, объясня несчастья евреев их несогласием принять новую веру, и выдавал мрачные прогнозы.
| + | |
- | | + | |
- | [[Яван Барух|Барух Яван]], противник Франка, связался тогда с русским православным духовенством и терпеливо объяснил им про деятельность Франка, от чего просьбы франкистов были проигнорированы.
| + | |
- | | + | |
- | === После освобождения ===
| + | |
- | В августе [[1772]] русские войска заняли Ченстохову, Франк был отпущен на свободу. Франк с семьёй направился в [[Варшава|Варшаву]]. Выйдя из заключения, он оказался очень богатым - точная причина его богаствтва не выяснена, по одним предположениям он получил деньги от русских ща шпионскую деятельность в пользу России, но скорее всего - от франкистов, которые при дворе в Варшаве сделали карьеру, получили дворянство, перестали вести агитационную деятельность, но охотно жертвовали деньги, которые собирала его дочь Ева Франк.
| + | |
- | === Создание общины в [[Моравия|Моравии]] ===
| + | |
- | Далее Якоб направился в [[Брно]], где снова стал организовывать общину - теперь уже не братство, а войском, состоящим из «казаков, улан и гусар». При этом он постоянно искал поддержку австрийских властей и получил даже аудиенцию у императора [[Иосиф II (император Священной Римской империи)|Иосифа II]]. Он пытался добиться титула графа, но безуспешно, хотя его дочь [[Франк, Ева|Ева]] стала пользоваться покровительством двора, находясь в интимной связи с императором. В [[1788]] году он получает титул барона.
| + | |
- | | + | |
- | === Последние годы, [[Оффенбах-на-Майне|Оффенбах]] ===
| + | |
- | В последние годы он жил в [[Оффенбах-на-Майне|Оффенбахе]], где он снял замок у графа Эрнста фон Гомбург-Бирнштейна за три миллиона гульденов, и стал именоваться «бароном Оффенбаха»<ref>[http://www.offenbach.de/offenbach/themen/unterwegs-in-offenbach/stadtinfo/stadtgeschichte/jahrestage/article/frankisten.html 1788: Ein Messias im Isenburger Schloss - die "Frankisten" in Offenbach]</ref>. К нему приезжали его приверженцы на паломничество и жертвовали большие суммы. Перед смертью в [[1790]] он собрал своих друзей, устроив большое празднество, были собраны крупные суммы денег в его пользу. При этом он старался не афишировать своё происхождение среди соседей, и выставлял себя как польский барон. Среди жителей города, поражённых роскошью, ходили слухи, что Франк - лично императр России [[Пётр III]], а Ева - [[Елизавета Петровна]]; хождили и более скромные слухи о том, что Ева - внучка или дочка императрицы. Его состояние оценивалось в 800 тыс. дукатов. <ref>[http://www.logo.at/document.dws?XSB=ABCDEFGH&xxdocument=1642 LEJBOWICZ, JANKIEW alias JAKOB FRANK ]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === После смерти ===
| + | |
- | Похоронен на католическом кладбище Оффенбаха, однако по еврейскому обряду. Похороны были обставлены с большой помпезностью и надолго запомнились жителям Оффенбаха. Руководство сектой перешло к его дочере [[Франк, Ева|Еве]]. Секта, однако, резко теряла популярность, Ева попала в серьёзные долги, а после смерти Евы в [[1816]] секта быстро сошла на нет.
| + | |
- | | + | |
- | В Польше небольшая группа франкистов существовала вплоть до конца [[XIX век]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Характеристика учения ==
| + | |
- | Франк сформалировал три основных положения -
| + | |
- | # Учение о святой троице - «Святого Старца» (Аттика каддиша), «Святого Царя» (Малка каддиша) и «Вышней Госпожи» или Шхины (Матронита элйона). Высшее Божественное начало считалось совершенно отстраненным от творения. Оно было скрыто во втором начале (Царь царей, истинный Бог Израиля, мужская природа). Третье начало воплощало женскую природу. | + | |
- | # Учение о Мессии, как «Святого Царя», который постоянно воплощается и занимается исправление мира и способствует освобождению святых искр тз пучины злых сил (клиппот).
| + | |
- | # Практика реализация Божиего плана творения через сочетанию мужского и женского начал Божества. Человеческие страсти, запрещённые [[Галаха|Галахой]], как раз и являются «Божественными искрами», скованными в душах. Не имея выхода, они препятствуют наступлению желанной гармонии.
| + | |
- | | + | |
- | Община франкистов называлась «братством», в ней было 12 «апостолов» и 12 «сестер». Хотя Франк считал себя Мессией, он называл себя посланником «Великого Брата». Иисус Христос был лишь оболочкой «святого плода», а собственно плодом Франк считал самого себя. Переход в христианство он рассматривал как снятие ложной оболочки с иудаизма — включая талмудические законы и запреты.
| + | |
- | | + | |
- | Свое учение он назвал новой религией, «святой верой Эдома». Освобождение пленных искр и их возрождение должно достигаться при помощи оргиастической практики, вызывающей слияние мужского и женского начал Божества. При этом предписания иудаизма, по его мнению, утратили свою силу.
| + | |
- | | + | |
- | В своих притчах он обращается к образу библейского [[Исав]]а, у которого его брат [[Иаков]] хитростью отнял первородство; он считает, что Исав своей праведностью и добротой не заслужил такого обмана. Так как потомки [[Исав]]а ассоциируются с христианами. Принятие христианства Якоб Франк трактует как воздаяние дани по поводу несправедливого инцидента с первородствои Исава.
| + | |
- | | + | |
- | Сохранились сочинения самого Франка, записанные под-диктовку на языке [[идиш]] и переведённые на другие языки, преимущественно на польский. <ref> Harris Lenowitz (translator) ''Sayings of Yakov Frank'': Berkeley: Tzaddikim: 1978: ISBN 0-917246-05-5</ref><ref>Harris Lenowitz. The Jewish Messiah from the Galilee to Crown Heights 1998</ref>. В коротких притчах Якоб рассказывает об эпизодах, в которых он действует как "простак" ({{lang-pl|prostak}}) - бесшабашно и напролом, и высшие силы помогают ему. В историях проглядывается символизм. Некоторые истории построены по схеме польских и русских народных сказок. Некоторые истории содержат толкования снов. Исследователь и переводчик Якоба Франка, проф. Гаррис Леновиц отмечает, что с точки зрения психоанализм сны иногда производят впечатление искусственных.
| + | |
- | | + | |
- | Отношение к франкизму среди других евреев было крайне отрицательное, идеи франкистов почти не оставили следов в религиозной мысли. При этом во времена подъёма франкизма появился [[хасидизм]] - движение, которое переосмыслило каббалистические проблемы, поднятые саббатианцами, и нашло решение, альтернативное франкизму.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Alexander Krausher: ''Jacob Frank: The End to the Sabbataian Heresy:'' Lanham: University Press of America: 2001: ISBN 0-7618-1863-4
| + | |
- | * [http://www.languages.utah.edu/kabbalah/protected/dicta_frank_lenowitz.pdf The Collection of the Words of the Lord [Jacob Frank] from the Polish manuscripts_ translated by Harris Lenowitz]
| + | |
- | * Harris Lenowitz (translator) ''Sayings of Yakov Frank'': Berkeley: Tzaddikim: 1978: ISBN 0-917246-05-5
| + | |
- | * Arthur Mandel: ''The Militant Messiah: The Story of Jacob Frank and the Frankists'': Atlantic Highlands: Humanities Press: 1979: ISBN 0-391-00973-7
| + | |
- | * Harris Lenowitz. The Jewish Messiah from the Galilee to Crown Heights 1998
| + | |
- | * [[Жулавски, Анджей|Анджей Жулавски]] Andrzej Żuławski: Moliwda. Oprac. Antoni Czyż. Warszawa 1994 (Эссе о Якобе Франке)
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/articles/articles_923.html?template=83 З. Рубашев.Лжемессия: Яков Франк и франкисты.]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * {{ЭЕЭ|14343|Франк, Яков}}
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | {{poland-bio-stub}}
| + | |
- | {{judaism-stub}}
| + | |
- | {{rq|stub|infobox}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское мессианство]]
| + | |
- | [[Категория:Саббатианство]]
| + | |
- | [[Категория:История Польши]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Черновцы]]
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Jakob Frank]]
| + | |
- | [[en:Jacob Frank]]
| + | |
- | [[es:Jacob Frank]]
| + | |
- | [[et:Jacob Frank]]
| + | |
- | [[fr:Jacob Franck]]
| + | |
- | [[he:יעקב פרנק]]
| + | |
- | [[pl:Jakub Frank]]{{WikiCopyRight}}
| + | |