Алрои, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Vshach (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на ej:Алрои, Давид)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
#redirect [[:ej:Алрои, Давид]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 4.04.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
[[Файл:Amadiya gate 1994.jpg|thumb|Ворота города Амадия]]
+
-
'''Алрои Давид''' (настоящее имя Менахем бен Шломо Ал-Руйи; Alroy, David; ивр.מנחם בן שלמה''' אלרואי или מנחם בן שלמה אלרוג'''; XII в.; родился в Амадии близ [[Мосул]]а, убит, очевидно, там же), вождь мессианского движения в [[Курдистан]]е.
+
-
 
+
-
Родился в городе Амадия (совр. Амеди ({{lang-ar|العمادية}}) ) - провинция Дахук в современном Иракском [[Курдистан]]е). Он был красив и начитан, получил великолепное образование, окончил ешиву в [[Багдад]]е во время правления [[эксиларх]]а Хасдая, был специалистом по [[Тора|Торе]], [[Талмуд]]у, великолепно знал [[ислам]] и [[Коран]]. Очевидно, он изучал [[Каббала|Каббалу]], и считается, что владел магией.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники сведений ==
+
-
Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди [[Горские Евреи|горских евреев]] северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине 12 в. Движение получило дальнейшее развитие в результате несчастий и гонений, обрушившихся на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей в период между 1-м и 2-м [[Крестовые Походы|крестовыми походами]], которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие [[Мессия|Мессии]]. Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком [[Илия|Илией]]. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием, был красив, преуспевал в учебе в [[Иешива|иешиве]] в Багдаде, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом и занимался магией. Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим». На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь. Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из Хазарского царства в государство крестоносцев, и превратить этот город в центр мессианского движения. Для этого он обратился с призывом к евреям Курдистана, Ирана и Азербайджана принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему. Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен. В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.
+
-
 
+
-
[[Биньямин из Туделы]] утверждает, что движения Алрои произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, т.е. около 1160 года.
+
-
 
+
-
Другой современник событий - арабский писатель Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»).
+
-
 
+
-
Несмотря на такую близость во времени, уже сведения [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] носят в значительной степени легендарный характер, и отличить  достоверные сведения  биографии Алрои от мифов не представляется возможным.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Причины возникновения мессианского движения ==
+
-
Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине XII в.
+
-
 
+
-
В период между [[Крестовые походы|1-м и 2-м крестовыми походами]], когда распалась империя турок-сельджуков, на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей обрушились несчастья и гонения, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие [[Машиах]]а.
+
-
 
+
-
Всякое брожение среди евреев неизбежно принимало форму ожидания [[Машиах]]а, который освободит [[Иерусалим]] и восстановит Израильское царство. На этом фоне мессианское движение получило дальнейшее развитие.
+
-
 
+
-
== Начало восстания ==
+
-
Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком [[Элияhу]]. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием.
+
-
 
+
-
По некоторым сведениям, в начале движения Алрои выступал союзником эмира [[Мосул]]а Имад эд-дину Зенги, когда тот воевал с крестоносцами. После его смерти обосновался в Амадии, правитель которой Сейф ад-Дин был привлечен его умом и ученостью и любил беседовать с Алрои.
+
-
 
+
-
Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим».
+
-
+
-
На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь.
+
-
 
+
-
По легендарному рассказу [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]], персидский (сельджукский) султан Муктафи, узнав о движении, пригласил Давида Алроя, спросив, он ли царь иудейский. Давид ответил, что он действительно царь, и султан сослал его в тюрьму в [[Табаристан]]е, сказав при этом, что если он - действительно Мессия, то найдёт способ освободиться.
+
-
 
+
-
Через 3 дня султан созвал совет для обсуждения еврейского восстания, на который неожиданно пришёл сам Алрои, освободившийся с помощью магии. Султан приказал слугам схватить его, но слуги отвечали, что слышат его голос, но никого не видят. Слуги стали преследовать его, но не  смогли поймать. Алрои побежал к реке, снял мантию и переплыл реку, а охранники султана, взяв лодку, и даже стреляя в него, ничего не смогли поделать. Через десять дней он снова вернулся в Амадию.
+
-
 
+
-
Тогда султан написал указ, что истребит всех евреев, если Алрои не будет выдан, обратившись к еврейским лидерам. Руководители еврейской общины в [[Мосул]]е Заккой и Иосиф Барихан Алфалах пытались увещевать Алрои, но без успеха.
+
-
== Второй этап восстания ==
+
-
Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из [[Хазарский каганат|Хазарского царства]] в государство [[Крестоносцы|крестоносцев]], и превратить этот город в центр мессианского движения.
+
-
 
+
-
Для этого он обратился с призывом к евреям [[Курдистан]]а, [[Иран]]а и [[Азербайджан]]а принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему.
+
-
 
+
-
Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Согласно легенде, правитель Амадии, Сейф ад-Дин, заплатил тестю Алрои 10 тысяч золотых монет, чтобы тот убил зятя во время сна. Алрои был убит, и восстание прекратилось.
+
-
 
+
-
Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен.
+
-
 
+
-
== Последствия восстания ==
+
-
В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.
+
-
 
+
-
Алрои до сих пор очень почитается курдскими евреями.
+
-
 
+
-
На западе Алрои стал широко известен благодаря историческому роману [[Дизраэли, Бенджамин|Бенджамина Дизраэли]] "Удивительная история об Алрое". Привычное для запада имя '''Алрой''' возникло благодаря транскрипции с арабского, которую избрал Дизраэли.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/10167 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 94–95]
+
-
* [http://balandin.by.ru/Benjamin1.htm Путешествие Вениамина Тудельского]
+
-
* {{ЭЕЭ|10167|Алрои Давид}}
+
-
* [http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/002/2341.htm Алрои, Давид//ЭСБЕ]
+
-
* [http://books.google.ru/books?id=PCalmtflYtEC&pg=PA278&dq=David+Alroy#v=onepage&q=David%20Alroy&f=false  Jacob Rader Marcus, Marc Saperstein The Jew in the medieval world: a source book, 315-1791‎ p. 278]
+
-
* [http://books.google.ru/books?id=PLyb3zV8OmgC&pg=PA81&dq=David+Alroy#v=onepage&q=David%20Alroy&f=false Harris Lenowitz The Jewish Messiahs: From the Galilee to Crown Heights. Heights 1998 p. 81-91]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Elkan Nathan Adler. Jewish travellers in the Middle Ages. Dover Books. N.Y. 1087. Benjamin of Tudela P. 50—52.
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев по периодам]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Евреи в Азии]]
+
-
[[Категория:История евреев Ирака]]
+
-
[[Категория:История евреев Курдистана]]
+
-
[[Категория:История евреев Ирана]]
+
-
[[Категория:История евреев Азербайджана]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:57, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Алрои, Давид
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация