Горовиц, Яаков Ицхак ("Провидец из Люблина")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Горовиц, Яаков Ицхак ("Провидец из Люблина")]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц''' (известен как הַחוֹזֶה מִלּוּבְּלִין, hа-Хозе ми-Люблин — Провидец из Люблина; 1745?, – 1815, Люблин), хасидский цаддик (см. [[Хасидизм]]), один из основоположников хасидского движения в Польше и Галиции.
+
-
 
+
-
Яаков Горовиц был учеником рабби Шмуэля (Шмелке) Горовица из Никольсбурга (1726–78), рабби [[Дов Бер Из Межирича|Дова Бера из Межирича]], рабби [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]]. Главным учителем Яакова Горовица был рабби [[Элимелех Из Лежайска|Элимелех из Лежайска]], при котором он был проповедником, однако ученик, не испросив у рабби Элимелеха благословения, еще при жизни учителя стал собирать вокруг себя хасидов.
+
-
 
+
-
Вначале он действовал в городке Ланьцут (Галиция, ныне Польша) и местечке Розвадов (Галиция, ныне город Розвадув, Польша), а в 1790-х гг. перебрался в пригород Люблина Чехов, а затем и в сам город. В основном благодаря деятельности рабби Горовица, который получил широкую известность как чудотворец и цаддик, Польша и Галиция (входившие тогда в Австрийскую империю) стали крупными центрами хасидизма. Сам Горовиц династии не образовал, однако был учителем большинства польских, галицийских и венгерских цаддиков, возглавивших хасидские общины в первой половине 19 в. Многочисленные хасиды стали последователями учеников Горовица.
+
-
 
+
-
Он сумел привлечь сторонников среди самых различных социальных слоев, недаром рабби Ицхак Меир Алтер (см. [[Гур]]) назвал его «рабби для каждого». Многие из выдающихся учеников рабби Горовица упоминали о его способностях сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун (`исправление`, см. [[Каббала. Лурианская каббала]]; [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]) на каждой стадии реинкарнации (перевоплощения, см. [[Гилгул]]). Ученики Яакова Горовица писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.
+
-
 
+
-
Следуя своему учителю, рабби Элимелеху из Лежайска, рабби Горовиц уделял большое внимание «практической» работе цаддика, подчеркивая, что цаддик обязан заботиться о «жизни и средствах к существованию своих “детей”», то есть своей хасидской общины, так как считал, что материальное благополучие ведет к духовному богатству. Яаков Горовиц не придавал большого значения талмудической учености, отводя главную роль отношениям между людьми. Он считал самой большой добродетелью хасида ахават Исраэль (`любовь к Израилю`, то есть любовь к каждому еврею и народу в целом) — один из основных и высоко чтимых принципов раннего хасидизма.
+
-
 
+
-
Рабби Горовиц, как и другие лидеры хасидизма того времени (например, рабби [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеур, Залман из Ляд]]), подвергался яростным нападкам [[Митнагдим|митнагдим]]. Основным его противником был люблинский раввин, талмудист Азриэль Горовиц (известный под прозвищем Ди айзерне коп — буквально `железная голова` на идиш). Но самый тяжелый кризис рабби Яаков пережил к концу жизни, когда люблинские хасиды раскололись на приверженцев духовного усовершенствования и постоянного состояния [[Двекут|двекут]] и на сторонников «практического цаддикизма», считавших, что духовный лидер должен заботиться о материальных нуждах своих хасидов.
+
-
 
+
-
Широкую известность приобрела дискуссия рабби Горовица с выдающимся его учеником рабби [[Пшисуха|Яаковом Ицхаком бен Ашером Пшисухой]], неудовлетворенным практическим характером люблинского хасидизма и считавшим, что хасидизм — это не чудотворство, направленное на улучшение условий жизни хасидов, а сугубо духовное религиозное движение. Рабби Яаков Ицхак Пшисуха еще при жизни учителя создал свою общину, состоявшую лишь из высокодуховных последователей. Этот спор в дальнейшем привел к так называемой пшисухо-коцкой (см. [[Менахем Мендл Из Коцка|Менахем Мендл из Коцка]]) распре, сотрясавшей в 19 в. хасидские общины Польши.
+
-
 
+
-
Рабби Горовиц считал поход [[Наполеон I|Наполеона I]] на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны [[Гог И Магог|Гога и Магога]] и хотел, чтобы цаддики объединили свои усилия для прихода [[Мессия|Мессии]]. Яаков Горовиц погиб в результате несчастного случая: во время празднования [[Симхат-Тора]] он выпал из окна второго этажа на мостовую. Трагическая кончина окружила образ рабби Горовица еще большим ореолом и способствовала распространению его учения.
+
-
 
+
-
Яаков Горовиц — автор трудов каббалистического содержания: «Диврей эмет» («Речения истины», Жолква, 1808) — комментарии к [[Пятикнижие|Пятикнижию]], и новеллы (хиддушим; см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература]]) к талмудическим трактатам «Зот зиккарон» («Для памяти», Львов, 1851) и «Зиккарон зот» («Память эта», Люблин, 1890).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15179|ЯАКОВ ИЦХАК hа-ЛЕВИ ГОРОВИЦ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Хасидизм]]
+

Текущая версия на 22:52, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Горовиц, Яаков Ицхак ("Провидец из Люблина")
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация