|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Балет в Израиле]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | | + | |
- | === Первые балетные ансамбли в Эрец-Исраэль ===
| + | |
- | | + | |
- | Первый балетный ансамбль в Эрец-Исраэль был создан [[Агадати, Барух|Б. Агадати]] в 1920 г. и назывался «Хевре траск». В программе ансамбля, как и в сольных танцах Агадати, традиции еврейского фольклора, в том числе хасидского танца, сочетались с использованием стилизованной остросовременной пластики. Агадати создавал и эскизы костюмов к своим спектаклям; они выполнены в стиле конструктивизма, в резкой, угловатой манере, с использованием контрастных цветов и различных геометрических форм. Самобытность Агадати проявлялась и в его подходе к творческому процессу создания хореографии; например, он имел обыкновение сначала проигрывать музыкальный отрывок, а потом исполнять номер без музыкального сопровождения, в полном безмолвии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1922 г. в Тель-Авиве открылась первая в Эрец-Исраэль студия ритмики и современного танца. Ею руководила Маргалит Оренштейн (1888—1973), которая училась хореографии в Вене. М. Оренштейн также ставила танцевальные номера для своих дочерей-близнецов, Шошанны (1911—1998) и Иехудит (1911—2008), с которыми она выступала по всей стране; впоследствии они открыли школы-студии современного танца в Иерусалиме и Хайфе.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Русская школа классического балета ====
| + | |
- | | + | |
- | В 1924 г. в страну прибыла воспитанница русской школы классического балета Рина Никова (урожденная Рубинович; 1899—1974), которая училась у Н. Легата в Москве, а впоследствии у Евгении Эдуардовой в Берлине, где и начала выступать на сцене. С 1925 г. она была прима-балериной в опере [[Голинкин, Мордехай|М. Голинкина]], затем открыла первую в Эрец-Исраэль школу классического балета. В 1933 г. Никова создала в Тель-Авиве хореографический ансамбль, который впоследствии получил название «Балет танахи» («Библейский балет»). Почерпнув у своих учениц йеменского происхождения элементы народного танца йеменских евреев, Р. Никова впервые использовала их в хореографических композициях на библейские темы, например, «Рахиль у колодца», «На реках Вавилонских», «Руфь и Нооми». В 1935 г. ансамбль Никовой выступал в [[Бейрут]]е, а в 1937-39 гг. совершил успешную гастрольную поездку по Европе. Во время [[Война За Независимость|Войны за независимость]] ансамбль выступал перед бойцами Армии обороны Израиля. В дальнейшем Р. Никова основала ансамбль в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | С Россией была связана Двора Бертонов (см. [[Бертонов, Иехошуа|И. Бертонов]]), танцовщица-пантомимистка, которая получила известность исполнением «Танца нищих» в спектакле [[«Хабима»|«Хабимы»]] «Диббук» по пьесе [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] (постановка Е. Вахтангова, 1922). Впоследствии она выступала с хореографическими программами, включавшими композиции на еврейские темы. В 1930-х гг. начала свою исполнительскую, а затем (с 1943 г.) и преподавательскую деятельность в Эрец-Исраэль [[Арбатова, Миа|Миа Арбатова]], которая следовала традиции русского классического балета, однако, несмотря на то, что из ее студии вышел ряд талантливых артистов, вплоть до конца 1960-х гг. в стране господствовала экспрессионистская хореография.
| + | |
- | | + | |
- | Это было связано, в первую очередь, с деятельностью известной венской танцовщицы Гертруды Краус (1903-77), которая впервые выступила в Палестине в 1931 г.; ее танцевальные моноспектакли имели такой успех, что через год она повторила турне по стране.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Немецкая школа балета ====
| + | |
- | | + | |
- | В 1935 г., с усилением влияния [[Национал-Социализм|национал-социализма]] в Австрии, Краус репатриировалась в Эрец-Исраэль, поселилась в Тель-Авиве и открыла там школу танца. Она также организовала женский хореографический ансамбль, с которым выступала по всей стране, иногда в сопровождении Симфонического оркестра Эрец-Исраэль (см. [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильский филармонический оркестр]]). В годы Второй мировой войны ансамбль участвовал в спектаклях «Народной оперы». В 1951 г. Краус предприняла попытку создания в Израиле профессиональной репертуарной балетной труппы «Театрон hа-балет hа-исреэли» («Израильский балетный театр»), он выпустил два спектакля и через полтора года закрылся из-за недостатка средств. После 1954 г. Краус полностью перешла на преподавательскую деятельность и стала первым профессором отделения балета в Академии имени С. Рубина в Иерусалиме (см. ниже). В 1968 г. Гертруде Краус была удостоена [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | Влияние немецкой экспрессионистской школы сказалось в работе Ярдены Кохен, уроженки Хайфы, которая училась в Германии у Мари Вигман. Вернувшись в Палестину в 1930-е гг., она начала выступать с собственными сольными композициями, в том числе на библейские темы; в них восточные музыка и танец, знакомые ей с юности, сочетались с приемами экспрессионистского танца.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Американская школа балета ====
| + | |
- | | + | |
- | В годы Второй мировой войны и позже, вплоть до окончания Войны за независимость, израильская хореография утратила связь с происходящим в большом мире, поэтому возник разрыв между танцевальным искусством Израиля и новаторскими течениями в мировом балете, особенно в балете США. В конце 1940-х гг. в Израиль прибыло несколько танцовщиц американского происхождения, воспитанниц школы Марты Грэхем: Рахель Эммануэль, Рина Шахам и Рина Глюк. Вместе с бывшими участницами труппы Г. Краус (Наоми Алесковски, Хильде Кестен и другие), а также танцовщиками более молодого поколения они создали группу «Бимат махол» («Сцена танца»), которая выступала до конца 1950-х гг. Влияние современного американского танца и особенно новаторского стиля М. Грэхем на израильскую хореографию усилилось после выступлений ее ансамбля в Израиле в 1956 г. На гастролях в Израиле труппу сопровождала баронесса Бат-Шева де Ротшильд (1914-99; см. [[Ротшильд|Ротшильд, семья]]). Стремясь оказать поддержку современному балету в Израиле, она основала фонд для финансирования учебы молодых израильских танцоров в Нью-Йорке. Стипендиатами этого фонда были будущие израильские звезды балета Рина Шейнфелд и М. Эфрати (родился в 1934 г.). Фонд Б. де Ротшильд финансировал также независимые постановки молодых израильских хореографов.
| + | |
- | | + | |
- | === Ансамбль «Инбал» ===
| + | |
- | | + | |
- | Вехой в развитии молодой израильской хореографии было создание в 1949 г. ансамбля [[«Инбал»]]. Организатор коллектива Сара Леви-Таннай (см. выше), которая выросла в Иерусалиме в семье выходцев из Йемена, создала современный сценический танец с использованием танцевального фольклора йеменских евреев, в том числе так называемого «йеменского шага» («дааса»). Участники ансамбля сами аккомпанировали себе на народных ударных инструментах и напевали йеменские мелодии. Темы хореографических композиций С. Леви-Таннай были заимствованы из [[Танах]]а, а также из йеменской поэзии, в особенности из произведений [[Шабази, Шалем|Шалема Шабази]]. В 1956 г. с большим успехом прошли гастроли «Инбала» в Европе и Америке; критики отмечали необычность музыкального сопровождения и внешности бородатых танцоров (в те времена балетные танцовщики не носили бород), а главное — своеобразие пластики. Солистка «Инбала» Маргалит Овед приобрела широкую известность благодаря поэтической одухотворенности движений, неординарному сценическому образу и своеобразному тембру голоса. Впоследствии руководитель ансамбля С. Леви-Таннай расширила его репертуар, используя фольклор других еврейских общин. Для разработки танцевальной техники танцовщиков «Инбала», не имевших никакой профессиональной подготовки, была приглашена Анна Соколова (см. ниже), которая ежегодно приезжала в Израиль и вела занятия с ансамблем. Параллельно она организовала группу молодых танцовщиков «hа-театрон hа-лири» («Лирический театр», 1962-64), репертуар которого состоял из хореографии А. Соколовой.
| + | |
- | | + | |
- | === Ансамбли «Бат-Шева» и «Бат-дор» ===
| + | |
- | | + | |
- | Важную роль в истории израильской хореографии сыграло решение баронессы де Ротшильд создать в Израиле постоянный профессиональный ансамбль с собственным бюджетом, помещением и репертуаром. Ансамбль, названный в честь своей покровительницы «Бат-Шева», впервые выступил в декабре 1964 г. В программе, составленной М. Грэхем (которая стала художественным консультантом ансамбля), участвовали и некоторые из постоянных членов ее группы, например, Р. Коан и Линда Ходес. В первый состав «Бат-Шевы» входил ряд талантливых танцовщиков, которые впоследствии заняли ведущие позиции в израильской хореографии: Э. Бен-Давид, М. Эфрати, Р. Рон, Рина Шейнфелд, Рина Глюк. Репертуар ансамбля в первые годы состоял из произведений современных западных балетмейстеров: М. Грэхем, Г. Тетли, Н. Морриса, Дж. Роббинса, Х. Лимона и других. На этом материале артисты «Бат-Шевы» сумели выразить энергию и порыв, свойственные израильской молодежи, что принесло коллективу заслуженный успех. Через три года после основания «Бат-Шева» пережила кризис, когда Б. де Ротшильд решила сделать преподавательницу классического балета из [[Южно-Африканская Республика|Южно-Африканской республики]] Жаннетт Ордман (1935—2007) ведущей танцовщицей и хореографом ансамбля. Поскольку у Ж. Ордман не было никакого опыта в области современного танца, артисты «Бат-Шевы» не подчинились этому решению.
| + | |
- | | + | |
- | В результате под покровительством баронессы возник еще один ансамбль под руководством Ордман, получивший название «Бат-дор» («Современница»). С самого начала его работы (1968) Ж. Ордман стремилась объединить технику классического и современного балета, что в тот период было редкостью и придало коллективу своеобразие. Главные партии обычно исполняла Ордман, хореография большинства программ также принадлежала ей. В 1968 г. ансамбль с успехом выступал в Европе, в 1972 г. — на Дальнем Востоке.
| + | |
- | | + | |
- | «Бат-Шева» также пользовалась успехом в Израиле и неоднократно гастролировала за рубежом; критика, в том числе американская, особенно высоко оценивала исполнение ансамблем произведений М. Грэхем. Десятилетний юбилей «Бат-Шевы» был отмечен премьерой балета «Сон» на тему сна [[Иаков]]а (хореография М. Грэхем — исключительный в ее творческой жизни случай новой постановки не в собственной труппе; музыка М. Сетера; художник Д. Караван). Этот юбилейный спектакль стал переломным моментом в жизни ансамбля: в нем в последний раз выступили некоторые из его основателей — Э. Бен-Давид, Р. Рон, Я. Варди. Новое поколение артистов сохранило присущую «Бат-Шеве» энергичную пластику, порывистый рисунок танца, однако репертуар претерпел существенные изменения. Художественные руководители ансамбля (П. Санасардо, Б. Макдоналд, Джейн Дадли) предпочитали абстрактные формы и охотно использовали сценические эффекты. Новое направление «Бат-Шевы» совпало с административными изменениями. В 1975 г., после того, как баронесса де Ротшильд предложила двум поддерживаемым ею коллективам объединиться, участники «Бат-Шевы», не желая терять творческой самостоятельности, объявили себя независимой труппой; Министерство образования и культуры взяло на себя субсидирование «Бат-Шевы», а баронесса уступила ансамблю костюмы, осветительную технику и авторские права за символическую сумму.
| + | |
- | | + | |
- | === Классический балет в Израиле ===
| + | |
- | | + | |
- | Классический балет был мало популярен в Израиле в первые два десятилетия существования государства. В отзыве о состоянии израильского балета (1953) Дж. Роббинс (см. ниже) писал, что импульсивный характер сабр (уроженцев Израиля) не соответствует дисциплине классического балета, а их физические данные не всегда соответствуют строгим требованиям классического балета.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Ансамбль классического балета «Балет исреэли» ====
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, ряд учеников Мии Арбатовой, в том числе [[Ямпольская, Берта|Берта Ямпольская]] и ее муж Г. Маркман, с успехом выступали в балетных труппах Европы. В 1967 г., вернувшись на родину, они основали ансамбль классического балета, который впоследствии получил название «Балет исреэли» («Израильский балет»). В его репертуаре вначале преобладали произведения Дж. Баланчина. В 1973 г. труппа была усилена за счет артистов из США. Предпринимались и другие попытки создать ансамбль классического балета; такую группу организовали в Хайфе преподавательница балета, репатриантка из Швеции Лиа Шуберт и шведский танцовщик еврейского происхождения К. Лотман. Однако «Израильский балет» остался, безусловно, ведущим коллективом классического балета в стране. Когда в 1974 г. в Израиль репатриировались после двухлетней борьбы известные артисты советского балета В. Панов (Шульман; родился в 1938 г.) и его жена Галина Рагозина (родилась в 1949 г.), Берта Ямпольская и Г. Маркман предложили им возглавить «Израильский балет», однако Пановы предпочли выступать за границей, а в Израиле вели летом занятия с молодыми танцовщиками.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Киббуцный ансамбль танца (Лахакат hа-махол hа-киббуцит) ====
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1960-х гг. в киббуце Гаатон (Западная [[Галилея]]) был организован Киббуцный ансамбль танца (Лахакат hа-махол hа-киббуцит) под руководством Иехудит Арнон (родилась в 1926 г.). Повышению профессионального уровня артистов ансамбля, состоявшего из членов различных киббуцов, способствовала работа с американскими хореографами Ф. Кушман и Джин Хилл-Саган. В середине 1970-х гг. ансамбль совершил гастрольную поездку по Европе. Несколько известных европейских хореографов (И. Килиан, К. Брюс, Матс Эк), привлеченные молодым коллективом, поставили для него ряд произведений.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Хореографический ансамбль глухих танцоров «Кол дмама» ====
| + | |
- | | + | |
- | Необычный хореографический ансамбль создал М. Эфрати, один из питомцев «Бат-Шевы». В 1965 г. он организовал группу глухих танцоров, для которых разработал специальную систему передачи музыкальных ритмов посредством вибраций, вызываемых ударами босых ступней о доски пола. Эта группа, которая называлась «Дмама» («Безмолвие»), объединилась в 1975 г. с другим ансамблем под руководством М. Эфрати, куда входили танцовщики, не страдавшие глухотой. Новый коллектив получил название «Кол дмама» («Голос безмолвия»). С самого основания ансамбль исполнял только произведения М. Эфрати. К концу 1980-х гг. в ансамбле не осталось глухих исполнителей. В 1980-е гг. М. Эфрати стал чаще обращаться к еврейской тематике. Так, он поставил спектакль «Camina-y-torna», посвященный 500-летию изгнания евреев из Испании.
| + | |
- | | + | |
- | === 1960-е — 1990-е годы ===
| + | |
- | | + | |
- | Если конец 1960-х — 1970-е гг. ознаменовались значительным подъемом израильской хореографии, приобщением к искусству танца широких слоев населения, то последующий период был нелегким для израильского балета. Ведущий балетный коллектив страны «Бат-Шева» переживал трудности организационного и художественного характера. Каждые два годы сменялись художественные руководители, в результате чего у ансамбля не было четкого направления. В основном «Бат-Шева» ставила спектакли более легкого, развлекательного плана. Положение улучшилось, когда художественными руководителями ансамбля стали его ведущие танцовщики Д. Двир и Шели Шир, которые начали приглашать талантливых начинающих хореографов, например, М. Морриса, Д. Эзралоу. Большой вклад в развитие коллектива внес О. Нахарин (родился в 1952 г.), который начал свой творческий путь в «Бат-Шеве», а затем работал преимущественно в Нью-Йорке. Став известным в США и Европе хореографом, Нахарин не порывал связей с Израилем, где работал с «Бат-Шевой» и Киббуцным ансамблем танца. В 1990 г. Нахарин стал художественным руководителем «Бат-Шевы»; в результате она вновь выдвинулась в авангард современного направления в хореографии. Такие постановки Нахарина, как «Потоп», «Анафаза» (1993), «Стена», идущие в сопровождении ансамблей рок-музыки, снискали популярность не только у постоянной балетной публики, но и в среде молодежи, ранее равнодушной к балету.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1990-х гг. ансамбль «Бат-Дор» пережил ряд трудностей и перемен. Баронесса Бат-Шева де Ротшильд объявила, что не в состоянии единолично продолжать его финансирование. Ж. Ордман отошла от исполнительской деятельности, оставаясь его художественным руководителем. «Бат-Дор» сохраняет небольшую постоянную труппу, репертуар которой состоит из постановок израильских балетмейстеров, в первую очередь, Доми Рейтер-Софера и Мирале Шарон. В состав ансамбля вошли танцовщики-репатрианты из России, среди постоянных хореографов труппы — Анна Брод (в Израиле с 1991 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Нелегким был этот период и для ансамбля «Инбал», особенно в сравнении с творческими достижениями 1980-х гг. (в 1985 г. ансамбль с успехом выступил в Испании на праздновании 850-летия [[Маймонид]]а). Сара Леви-Таннай, которая на протяжении 40 лет была не только художественным руководителем, но и практически единственным хореографом ансамбля, отошла от руководства. Ансамбль возглавила Рина Шарет, а через два года — Маргалит Овед, которая вернулась в Израиль после 30-летней работы в Калифорнии. Пытаясь обновить репертуар, они не учитывали, что именно постановки С. Леви-Таннай придавали «Инбалу» самобытность. С 1997 г. новый художественный руководитель ансамбля Илана Коэн в сотрудничестве с его ветеранами занимается реконструкцией классических постановок Сары Леви-Таннай.
| + | |
- | | + | |
- | Успешно развивался в 1980-90-х гг. «Израильский балет». В 1980-х гг., несмотря на бюджетные ограничения, коллектив начал ставить классические балеты в хореографической адаптации Б. Ямпольской: «Щелкунчик», второй акт «Лебединого озера», «Жизель».
| + | |
- | | + | |
- | В Киббуцном ансамбле танца в конце 1980-х и в 1990-х гг. все большую роль играли постановки молодого хореографа Р. Беера (родился в 1963 г.), воспитанника студии ансамбля, который в 1996 г. стал его художественным руководителем. В ряде произведений Беера отражена израильская действительность: «Иоман миллуим» («Дневник резервистской службы»), посвященный израильским солдатам, борющимся с «интифадой»; «Зман амити» («Подлинное время») — теме киббуцного воспитания, «Ир арумма» («Обнаженный город») — жизни современного мегаполиса; среди произведений Р. Беера на исторические темы — «Зихрон дварим» («Выписка из протокола»), посвященное [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] европейского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Поиски в области авангардной хореографии ====
| + | |
- | | + | |
- | С 1980-х гг. в израильском балете все заметнее становились поиски в области авангардной хореографии. В сольных композициях Рины Шейнфелд или Рут Зив-Эйял заметно тяготение к обыгрыванию и символическому использованию бытовых предметов, земли, воды и т. п. В середине 1980-х гг. молодые танцовщики и хореографы, из которых особенно выделялись Ц. Готхайнер и А. Колбен, создали ансамбль «Тамар» (аббревиатура «Театрон махол Рамле» — «Театр танца города [[Рамла]]», где возник ансамбль). Репертуар коллектива строился на основе идеологии, близкой [[Шалом Ахшав|Шалом ахшав]]. Наибольшим успехом из постановок «Тамар» пользовалась «Виа Долороза» о сходных судьбах еврейских и палестинских изгнанников. Спектакль был показан на фестивале искусств в [[Тель-Хай|Тель-Хае]] и в рамках фестиваля экспериментального театра в [[Акко]]. Ансамбль просуществовал всего три года, затем (в начале 1990-х гг.) возродился в Иерусалиме, но через три года опять распался из-за разногласий среди его основателей.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Новые формы профессиональной организации ====
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1990-х гг. в израильской хореографии возникли новые формы профессиональной организации: продюсерские группы молодых хореографов, небольшие балетные коллективы. Например, супруги Лиат Дрор и Н. Бен-Гал, которые ранее работали как хореографы с «Бат-Шевой» и Киббуцным ансамблем, в 1987 г. успешно выступили как танцевальный дуэт с композицией «Дират шней хадарим» («Двухкомнатная квартира»), а в 1992 г. основали ансамбль, насчитывающий около десятка танцоров. Для их художественного стиля, который сложился под воздействием современного немецкого балета, характерно введение в хореографические композиции обнаженных танцовщиков, использование обыденных, «небалетных» движений. Иерусалимским ансамблем «Вертиго» руководят Ади Шааль и Ноа Вертхайм, которые создают для него хореографию. В столице также работает ансамбль А. Колбена, в составе которого много его воспитанников из Академии имени С. Рубина (см. ниже); отличительные черты стиля Колбена — новаторское использование декораций, введение в композицию киноматериалов и звукозаписей текста. Успехом пользуется и тель-авивский ансамбль И. Тадмора, в прошлом солиста «Бат-Шевы» и «Бат-Дор». Для современного израильского балета характерен особый интерес к восточному, арабскому танцу. Среди мастеров, которые часто вводят его элементы в балетные постановки, — иерусалимский хореограф Я. Марголин.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Центр имени Сюзан Делаль ====
| + | |
- | | + | |
- | Развитию израильской хореографии способствует деятельность Центра имени Сюзан Делаль (назван в память дочери спонсоров), которым руководит Я. Варди. В Центре проводятся ежегодные выступления молодых танцовщиков и хореографов. С 1990 г. при поддержке тель-авивского муниципалитета и Министерства образования и культуры каждые два года проходит Международный конкурс артистов балета имени М. Арбатовой. В 1998 г. в Иерусалиме был открыт Дом танца (в центре имени Жерара Бахара), где имеются репетиционные залы для иерусалимских ансамблей.
| + | |
- | | + | |
- | === Обучение хореографии детей ===
| + | |
- | | + | |
- | Обучение хореографии детей ведется в школьных кружках, а также в студиях, которые имеются в ряде городов страны; среди преподавателей много выходцев из бывшего Советского Союза. В «школах искусств» существуют отделения танца, где ведутся занятия классическим и современным балетом. Хореография входит в число дисциплин, избираемых для экзаменов на получение аттестата зрелости. Экзамен состоит из двух частей: практической (исполнения классического или современного танца) и теоретической (работы по истории или теории балета). Высшее образование в области классического балета дает отделение хореографии в Академии имени С. Рубина (открыто в 1960 г.), где готовят также преподавателей хореографии; здесь преподается, в частности, система записи танца, разработанная Эшкол-Вахман. Большой вклад в развитие израильского балета внесла профессор Академии Хася Леви-Агрон, удостоенная в 1998 г. премии Израиля. Повышению уровня преподавания классического балета способствует педагогическая деятельность мастеров балета — репатриантов из бывшего СССР: в 1981-98 гг. профессором Академии был А. Лившиц, с 1991 г. здесь преподает бывшая прима-балерина Большого театра Нина Тимофеева (см. ниже). Преподавателей хореографии готовит также киббуцная семинария.
| + | |
- | | + | |
- | === Библиотека балета ===
| + | |
- | | + | |
- | В городской библиотеке Тель-Авива («Бет-Ариэла») есть библиотека балета, которая содержит собрание литературы, архив и специальные периодические издания по хореографии, истории израильского балета, а также около двух тысяч видеокассет по балетной тематике. В Кирьят-Хаим находится архив еврейского танца, содержащий материалы по танцевальному фольклору. В Израиле выходит ежеквартальный журнал «Танец в Израиле» (главные редакторы Г. Манор и Рут Эшел), а также журнал «Рокдим» по вопросам народного танца (редакторы Я. Мейшар и Мири Кримоловски).
| + | |