|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Вино (в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{также|Виноделие в Израиле|Спиртные напитки (еврейский аспект)}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Вино''', перебродивший сок винограда или, реже, каких-либо других ягод или плодов.
| + | |
- | | + | |
- | ==Виды ферментированного виноградного сока (по Библии)==
| + | |
- | | + | |
- | [[Библия]] различает следующие виды ферментированного виноградного сока: яин (вино), тирош (молодое вино, сусло), хемер (очевидно, красное сладкое вино). Встречаются также не совсем ясные наименования пьянящих напитков: сове (хмельной напиток из кунжута?), асис (вино из граната?), шехар (хмельной напиток из семян хлебных злаков? из плодов? пиво?). Вино изготовлялось также из фиг и из фиников. В Библии также упоминается: вино пенистое, вино с пряностями, вино Хелбона, вино Ливана. | + | |
- | | + | |
- | === Значение вина и винограда в еврейской традиции ===
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с хлебными злаками и растительным маслом вино неоднократно упоминается в Библии как одно из величайших благ земли Израиля. Превосходное вино изготовлялось из винограда [[Самария|Самарии]]. Славились своими виноградниками горы [[Эфраим|Эфраима]] (Ис. 28). В виноградниках [[Шило]] сбор винограда сопровождался ежегодными празднествами и танцами (Суд. 21:21). Вино играло важную роль в обрядах храмового богослужения и возливалось на жертвенник почти при каждом жертвоприношении (см. [[Храм]]). О значении вина и винограда в еврейской традиции свидетельствуют также монеты, чеканенные [[Хасмонеи|Хасмонеями]] и Бар-Кохбой (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]) в ознаменование своих побед; большей частью на них изображены либо кубки, либо грозди винограда. [[Иосиф Флавий]] восхваляет виноградники в долине Гинносар (Война 3:519), а в талмудической литературе приводятся названия многих мест в [[Иудея|Иудее]] и [[Галилея|Галилее]], известных высоким качеством своих виноградных лоз.
| + | |
- | === Полезность вина ===
| + | |
- | | + | |
- | Талмудические авторитеты считали, что употребление вина в умеренном количестве возбуждает аппетит и полезно для здоровья (Бр. 35б; ББ. 58б). Особенно полезно для пищеварения выдержанное вино (Бр. 51а). В конце времен вино, «сбереженное в ягодах со времени шести дней мироздания», будет неотъемлемой частью эсхатологического пиршества (Бр. 34б).
| + | |
- | | + | |
- | === Вино - символ торжественности ===
| + | |
- | | + | |
- | Над вином произносятся [[Бенедикция|бенедикции]] [[Киддуш|киддуш]] и [[Хавдала|хавдала]] по субботам и праздникам. Только в странах, где национальным напитком является пиво, им можно заменить вино для церемонии хавдалы. Четыре бокала вина положено выпить во время пасхального [[Седер|седера]], два бокала на свадьбе и один на церемонии [[Обрезание|обрезания]]. Бокал вина и произносимая над ним бенедикция являются символом торжественности в этих случаях. В течение первых девяти дней месяца [[Ав|ав]] вино можно пить только во время субботнего киддуша. Пить много вина на [[Пурим]] и на [[Симхат-Тора]] не только не возбраняется, но рекомендуется. Однако в целом обильное питье вина не одобряется. Такое отношение к вину и другим крепким напиткам в традиции привело к тому, что алкоголизм никогда не был в еврейской среде социальной проблемой.
| + | |
- | === Специальная бенедикция перед употреблением вина ===
| + | |
- | | + | |
- | Прежде чем пить виноградное вино, читают специальную бенедикцию: «Благословен Ты, Господь Бог наш, царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». Эта бенедикция отличает виноградное вино от всех других напитков, включая невиноградные вина и соки фруктов и овощей, перед питьем которых произносится бенедикция: «... словом Которого все создано». Особая бенедикция произносится также после питья виноградного вина. При общем застолье принято обращаться к присутствующим с тостом-пожеланием ле-хаим! («за жизнь!»), восходящим к Талмуду (Шаб. 67б).
| + | |
- | === Отношение к вину, изготовленному неевреями ===
| + | |
- | | + | |
- | Вино, изготовленное или разлитое по бутылкам неевреями, запретно для употребления. Первоначально этот запрет, установленный в период Талмуда, относился лишь к вину, которое идолопоклонники предназначали для своих культовых целей. Реформисты (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) не признают этого запрета, а консерваторы (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]) признают его только по отношению к вину, употребление которого связано с религиозным ритуалом (киддуш, хавдала, седер и т. п.).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10930|ВИНО}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |