Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Гилельс, Эмиль Григорьевич]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Музыкант
| + | |
- | | Имя = Эмиль Григорьевич Гилельс
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Полное_имя =
| + | |
- | | Дата_рождения = 19 октября 1916
| + | |
- | | Место_рождения = [[Одесса]]
| + | |
- | | Дата_смерти = 14 октября 1985
| + | |
- | | Место_смерти = [[Москва]]
| + | |
- | | Годы =
| + | |
- | | Страна = СССР
| + | |
- | | Профессии = исполнитель, педагог
| + | |
- | | Инструменты = фортепиано
| + | |
- | | Награды =
| + | |
- | {{{!}} style="background:transparent"
| + | |
- | {{!}} {{Герой Социалистического Труда}}
| + | |
- | {{!}}}
| + | |
- | {{{!}} style="background:transparent"
| + | |
- | {{!}} {{Орден Ленина}} {{!}} {{!}} {{Орден Ленина}} {{!}} {{!}} {{Орден Ленина}}
| + | |
- | {{!}}-
| + | |
- | {{!}} {{Орден Трудового Красного Знамени}} {{!}} {{!}} {{Орден Дружбы Народов}} {{!}} {{!}} {{Орден Знак Почёта}}
| + | |
- | {{!}}}
| + | |
- | {{{!}} style="background:transparent"
| + | |
- | {{!}} {{Народный артист СССР|1954}} {{!}} {{!}} {{Сталинская премия|1946}} {{!}} {{!}} {{Ленинская премия|1962}}
| + | |
- | {{!}}}
| + | |
- | | Сайт = [http://www.emilgilels.com/ www.emilgilels.com]
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс''' (19 октября 1916, [[Одесса]] — 14 октября 1985, [[Москва]]) — педагог, советский пианист, один из величайших пианистов XX века.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в музыкальной еврейской семье в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был [[Ткач, Яков|Яков Ткач]] (учился у него в 1921–1929 гг.). Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения [[Лист, Ференц|Листа]], [[Шопен, Фредерик|Шопена]], [[Скарлатти, Доменико|Скарлатти]] и других композиторов. В [[1930 год]]у Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс [[Рейнгбальд, Берта Михайловна|Берты Рейнгбальд]](1897–1944) (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора [[Вилинский, Николай Николаевич|Н.Н.Вилинского]]), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], который одобрительно отзывается об его исполнении.
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс [[Нейгауз, Генрих Густавович|Генриха Нейгауза]].
| + | |
- | В 1931 г. участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов.
| + | |
- | Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы. С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков. И. Смородинова. В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее врачей-вредителей (см. [[Врачей Дело|Врачей дело]]).
| + | |
- | Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в [[Вена|Вене]] (1936), уступив лишь [[Флиер, Яков Владимирович|Якову Флиеру]], а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в [[Брюссель|Брюсселе]], где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.
| + | |
- | | + | |
- | == Годы Второй мировой войны ==
| + | |
- | | + | |
- | В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой [[Гилельс, Елизавета Григорьевна|Елизаветой Гилельс]], а также с Яковом Флиером. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с [[Коган, Леонид Борисович|Леонидом Коганом]] (скрипка) и [[Ростропович, Мстислав Леопольдович|Мстиславом Ростроповичем]] (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в [[Италия|Италии]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Франция|Франции]] и странах [[Скандинавия|Скандинавии]].
| + | |
- | | + | |
- | == 50-е годы ==
| + | |
- | | + | |
- | С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами.
| + | |
- | В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в [[Амстердам]]е у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в [[Хельсинки]].
| + | |
- | | + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века.
| + | |
- | Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.
| + | |
- | В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу.
| + | |
- | Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и [[Вайнберг, Моисей Самуилович|М. Вайнберга]]. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, [[Владигеров, Панчо|П. Владигерова]].
| + | |
- | | + | |
- | Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), [[Елена Гилельс]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — [[Сталинская премия]] (1946), звание Народного артиста СССР (1954)<ref>Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 год</ref>, два Ордена Ленина (1961, 1966), Ленинская премия (1962), французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968) и др.
| + | |
- | Был почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980).
| + | |
- | | + | |
- | С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёхМеждународных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).
| + | |
- | | + | |
- | == Семья ==
| + | |
- | | + | |
- | Елена Эмильевна Гилельс (1948–1996) — пианистка. Дочь Э. Гилельса. Окончила Московскую консерваторию по классу [[Флиер, Яков Владимирович|Я. Флиера]]. Лауреат Международного конкурса в Монтевидео (1972).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | * ''[[Баренбойм, Лев Аронович|Баренбойм Л. А.]]'' Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. — М.: Музыка, 1990;
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{warheroes|id=11006|star = Labor}}
| + | |
- | * {{amg|id=41:25886~T1|label=Эмиль Гилельс}}
| + | |
- | * [http://www.emilgilels.com/ Сайт, посвящённый Гилельсу] {{ref-en}} {{ref-de}}
| + | |
- | * [http://mus-info.ru/performers/gilels.shtml Гилельс Эмиль Григорьевич - Биография]
| + | |
- | * [http://artofpiano.ru/person.php?p=gilels Записи Гилельса на сайте ArtOfPiano.ru]
| + | |
- | | + | |
- | {{Герои Социалистического Труда}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11171|ГИЛЕЛЬС Эмиль}}
| + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в СССР]]
| + | |