Киддуш hа-Шем

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat)
(Перенаправление на ej:Киддуш hа-Шем)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Киддуш hа-Шем]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Киддуш hа-Шем''' (קִדּוּשׁ הַשֵׁם, `освящение [Божьего] Имени`), одно из основных требований иудаизма и положительных предписаний (мицват асе; см. [[Мицвот]]) еврейской религии, обязанность утверждать величие [[Бог|Бога]] самоотверженным исполнением Его наставлений и служением вере вплоть до самопожертвования. В народном сознании гибель во имя веры утвердилась как главное значение понятия Киддуш hа-Шем.
+
-
=== Первые упоминания ===
+
-
 
+
-
Этот термин появляется в Иерусалимском Талмуде (Санх. 3:6, 21б; см. [[Талмуд]]), но само понятие возвеличивания имени Бога присутствует в [[Библия|Библии]] (Лев. 22:32; Чис. 27:14; Ис. 8:13), где также отмечена его связь с представлением о даровании Богом свойств святости [[Избранный Народ|избранному народу]] (Исх. 31:13; Лев. 20:8; Иех. 37:28). Первоначально (видимо, со времени [[Исход Из Египта|исхода]] и до конца эпохи [[Царей Книга|Царей]]) под Киддуш hа-Шем подразумевалось, что осознание Бога как творца и властелина Вселенной, справедливого и милостивого судьи, евреи призваны доказывать праведностью и нравственностью жизни.
+
-
=== Библейское повествование ===
+
-
 
+
-
Согласно библейскому повествованию, [[Моисей]] и [[Аарон]] понесли наказание за то, что не поверили Богу, велевшему словом исторгнуть воду из скалы, и тем самым «не явили святости Его перед сынами Израиля» (Чис. 20:12; Втор. 32:51). Вызов [[Илия|Илии]] впавшему в язычество царю [[Ахав|Ахаву]] одновременно совершить жертвоприношения Яхве и Баалу (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]), чтобы доказать истинность Бога Израиля (I Ц. 18:17–39), еврейская традиция рассматривает как классический пример Киддуш hа-Шем: пророк рисковал жизнью ради возвеличивания имени Бога. Этический смысл понятия «освящение Имени» подчеркивали пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]): [[Иеремия]] обвинял в поругании Имени евреев, которые нарушали закон, освобождая своих рабов, а затем снова обращая их в рабство (34:16); [[Амос]] усматривал тот же грех в притеснении неимущих и в недостойном поведении (2:7–8).
+
-
===  Талмуд о этическом смысле Киддуш hа-Шем  ===
+
-
 
+
-
Еще сильнее этический смысл этого понятия подчеркивается в Талмуде, связывающем с Киддуш hа-Шем справедливое отношение не только к евреям, но и к [[Иноверец|иноверцам]], даже если речь идет о богоугодном деле, не предусмотренном [[Галаха|Галахой]] (БК. 113а-б; Тосеф., БК. 10:15; ТИ., БМ. 2:5, 8в). В качестве примера в Талмуде (Гит. 46а) приведено библейское повествование о том, что [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] не нарушил клятвы, данной жителям [[Гивон|Гивона]], хотя они получили ее обманом (ИбН. 9:3–18). Актом Киддуш hа-Шем считается нравственный поступок, совершенный человеком как без свидетелей, например, поведение [[Иосиф|Иосифа]], устоявшего перед искушением (Быт. 39:7–12; Сот. 36б), так и открытое признание [[Иехуда|Иехуды]] своей связи с Тамар (Быт. 38:26; Сот. 10б). [[Талмид-Хахам|Талмид-хахам]] особенно должен следить за тем, чтобы не обесчестить имя Бога недостойным поведением, которое может вызвать жалость или презрение (Иома 86а; Майм. Яд., Хилхот иесодей hа-Тора 5:1 1).
+
-
 
+
-
Основной смысл подчеркнутого в талмудической литературе элемента этики в контексте Киддуш hа-Шем — религиозный: увеличить уважение мира к морали иудаизма; дидактики, рассчитанной на исправление нравов, в нем нет. Идея святости народа Израиля, развившаяся на основе представления об освящении имени Бога, проводится в многих книгах Библии. Откровение на горе [[Синай]] Бог предваряет обещанием: «Вы будете у Меня... народом святым» (Исх. 19:6); затем следуют многократные повторы: «Я — Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13; Лев. 20:8; 22:32) и «Народ святой ты у Господа» (Втор. 7:6; 14:2, 21; 26:19). В Пятикнижии, а особенно в книгах пророков идея святости народа связана с требованием верности Завету; за его соблюдение народу обещано расположение Бога, а за нарушение — Его гнев и кара (Втор. 28:9; Ис. 62:12; Иер. 2:3; Иех. 20). Суть миссии Израиля — быть носителем идеи единого Бога, за что Он дарует народу святость, — сформулирована в словах: «Дабы познали все народы Земли, что Яхве есть Бог и нет [другого] кроме Него» (I Ц. 8:60), «И узнают народы, что Я — Яхве, освящающий Израиль» (Иех. 37:28).
+
-
+
-
Идея освящения Имени перед язычниками появляется уже в книге [[Даниэль|Даниэля]], наиболее поздней в библейском каноне (3:13–23); продиктованные этой идеей подвиги мученичества в период насильственной эллинизации (см. [[Эллинизм]]) еврейского населения Эрец-Исраэль подробно описаны во 2-й книге [[Маккавеи|Маккавеев]] (6:18–7:41), а в 4-й изложено идейно-философское обоснование самопожертвования. Эта идея обширно трактуется в Талмуде, где со времен [[Таннаи|таннаев]] термин «Киддуш hа-Шем» фактически превращается в синоним мученичества, в этом же значении толкуется в талмудической, мидрашистской (см. [[Мидраш]]) и позднейшей галахической литературе, и именно в этом смысле приводится в изречении: «Израилю повелевается освящать имя Бога» (ТИ., Санх. 3:6, 21б).
+
-
=== Киддуш hа-Шем - долг каждого еврея ===
+
-
 
+
-
На историческом совете законоучителей в [[Лод|Лоде]] (2 в. н. э.) Киддуш hа-Шем как акт самопожертвования был объявлен долгом каждого еврея, которого принуждают нарушить один из трех основных запретов иудаизма: идолопоклонство, прелюбодеяние и пролитие крови (Санх. 74а). На деле, однако, полагалось принять мученическую смерть и в случаях принуждения к нарушению таких предписаний, как [[Обрезание|обрезание]] новорожденных, соблюдение [[Суббота|субботы]], [[Кашрут|кашрута]] и т. п. Мнение некоторых галахистов, что во времена религиозных преследований еврею следует предпочесть смерть нарушению не только менее важных запретов, но и традиционных обычаев, даже если его уговаривают преступить Закон без свидетелей (Санх., там же), было принято Галахой и включено в послеталмудические кодексы (Майм. Яд., Хилхот иесодей hа-Тора 5:3). Апокрифические истории о смерти [[Ханна И Семеро Сыновей|Ханны и ее семерых сыновей]] и о мученичестве старца Элазара, а также талмудические предания об умерщвлении рабби [[Акива|Акивы]] и [[Десять Мучеников|десяти мучеников]] повествуют о Киддуш hа-Шем во имя соблюдения иных запретов, чем запрет трех смертных грехов, предусмотренный Галахой.
+
-
 
+
-
В средние века вопрос о предпочтении мученичества в случаях, когда нарушение запрета считается допустимым, стал предметом ученых споров. Согласно [[Маймонид|Маймониду]], человек, избравший Киддуш hа-Шем, когда закон не требует этого, напрасно пожертвовал жизнью (Майм. Яд., Хилхот иесодей hа-Тора 5:1). Тосафисты (см. [[Тосафот]]) отклоняли решения, принятые их предшественниками, и отвергали формальные умозаключения, не требующие мученичества от лица, принуждаемого, например, к идолопоклонству в отсутствии свидетелей (Тос., Ав. Зар. 54а).
+
-
=== Исторические факты самопожертвования во имя Киддуш hа-Шем ===
+
-
 
+
-
Сложившиеся веками основные мотивы Киддуш hа-Шем — личное благородство и мужество, отказ от притворства и двуличия, готовность во имя идеи подвергнуться физическим и душевным страданиям — нашли логическое выражение во время войны против Рима (см. [[Иудейская Война I|Иудейская война I]]) и особенно в массовом самоубийстве защитников [[Масада|Масады]], которых завещанная Богом и диктующая гордый отказ подчиниться врагу идея Киддуш hа-Шем вдохновляла более, чем философские аргументы, вложенные [[Иосиф Флавий|Иосифом Флавием]] в уста [[Элазар Бен Яир|Элазара бен Яира]].
+
-
 
+
-
Упорное сопротивление евреев принуждению (особенно усилившемуся в средние века) отказаться от веры отцов привело к тому, что Киддуш hа-Шем стал единственным выходом для отдельных лиц, целых семейств и общин, отвергших возможность спасти жизнь ценою перехода в христианство. В период [[Крестовые Походы|крестовых походов]], при попытках [[Крещение Насильственное|крещения насильственного]], в смутах, порожденных [[«Чёрная Смерть»|«Чёрной смертью»]], [[Кровавый Навет|кровавыми наветами]] и обвинениями в [[Гостии Осквернение|гостии осквернении]], десятки тысяч евреев избрали мученическую смерть во имя Киддуш hа-Шем; многие еврейские центры исчезли навсегда или надолго (см., например, [[Йорк]]). Еврейство Испании сильно пострадало в результате беспорядков, последовавших за «Черной смертью», и к концу 14 в. разделило участь евреев других стран христианской Европы. Случаи Киддуш hа-Шем участились среди евреев, открыто исповедовавших иудаизм, а на долю верных ему втайне (см. [[Марраны]]) выпали застенки, трибуналы и костры [[Инквизиция|инквизиции]].
+
-
 
+
-
=== Отражение Киддуш hа-Шем в литургии и в других видах творчества ===
+
-
 
+
-
Духовная реакция на эти потрясения нашла отражение в [[Литургия|литургии]] и других видах национального литературного творчества. В начале 12 в. появляются элегии (см. [[Кина]]) и молитвы, прославляющие мучеников и освящающие их память и подвиг. В молитвенники периода крестовых походов была включена особая [[Бенедикция|бенедикция]] для принимавших мученическую смерть: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, который освятил нас Своими законами и заповедал нам святить имя Его всенародно». Евреи города Ксантен (ныне в ФРГ) перед массовым самоубийством прибавили к своей последней [[Молитва Послетрапезная|молитве после трапезы]]: «Милосердный Господь, Он отомстит в дни тех, кто останется после нас, перед их очами, за пролитую кровь слуг Его и за кровь, которая еще будет пролита. Да спасет нас Милосердный от людей зла, и от отступничества, и от поклонения чужим божествам, и от скверны народов и их мерзостей». Из средневековых элегий, входящих в литургию [[Ава Девятое|Ава девятого]], [[Иом-Киппур]], [[Паломнические Праздники|паломнических праздников]] и субботы, особенно отличаются трагизмом включенных в них библейских стихов и эмоциональностью молитвы Элле эзкра (`Сих помяну`) и Ав hа-рахамим (`Отец милосердный`; см. также [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]]).
+
-
 
+
-
Вскоре после крестовых походов общины Германии стали вносить в заведенные ими поминальные списки имена погибших во имя Киддуш hа-Шем и названия общин, уничтоженных во время религиозных гонений (см. [[Меморбух]]). Вопросы, связанные с Киддуш hа-Шем, обстоятельно трактует Маймонид в «Иггерет hа-шмад» («Эпистола о [вынужденном] отступничестве»; вариантное название «Маамар Киддуш hа-Шем» — «Слово об освящении [Божьего] имени»), послании, направленном им в 1162–63 гг. еврейским общинам Испании и Северной Африки, с середины 12 в. подвергавшимся религиозным гонениям Альмохадов. К 13 в. восходит существующий и поныне обычай величать мучеников за веру (впоследствии и лиц, погибших просто из-за принадлежности к еврейскому народу) эпитетом кадош (`святой`; впервые встречается в респонсах [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]). К тому времени относится также мидрашистское изречение «Имя праведника, загубленного иноверцами, Всевышний записывает на Своей порфире» (Ял. Шим., Пс. 634). Чтение поминального [[Каддиш|Каддиша]] (Каддиш ятом) установилось в Германии в 13 в., видимо, из тех же побуждений, из которых сочинялись элегии и велись поминальные списки. Некоторые исследователи утверждают, что Каддиш (также как первый стих [[Шма]]) читали мученики, идя на смерть.
+
-
=== Еврейская мартирология к отдавшим жизнь во имя Киддуш hа-Шем ===
+
-
 
+
-
Евреев, погибших в ходе резни на Украине (см. [[Гайдамаки]], [[Немиров]], [[Умань]], [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкий]]), при [[Погромы|погромах]] в царской России и на территории Советского Союза в годы гражданской войны (1918–21), а также евреев, истребленных в [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]], еврейская мартирология относит к отдавшим жизнь во имя Киддуш hа-Шем, несмотря на то, что за редкими исключениями у них не было возможности выбора между отступничеством и смертью. Проблеме Киддуш hа-Шем в обстановке войны и гонений на религию уделяет внимание [[Красильщиков, Ицхак Айзик Бен Дов Бер|И. А. Красильщиков]] в труде «Твуна» («Разум», Иер., 1976).
+
-
=== Новый смысл Киддуш hа-Шем в период возникновения сионизма ===
+
-
 
+
-
Эмансипация западного еврейства и связанная с ней секуляризация еврейской жизни привели к уменьшению значения и актуальности Киддуш hа-Шем в сознании народа. Новый смысл приобрело это понятие в эпоху пробуждения еврейского национального чувства и возникновения [[Сионизм|сионизма]]. В новых идеологических формах Киддуш hа-Шем стал расцениваться евреями как самопожертвование во имя своего национального достоинства, а в более узком смысле — как защита Государства Израиль от его врагов.
+
-
=== Связь между традиционным и современным значениями понятия Киддуш hа-Шем ===
+
-
 
+
-
В литургии многих общин связь между традиционным и современным значениями понятия Киддуш hа-Шем выражена в поминальной молитве по павшим воинам, где к давно установившейся формуле ал кдушшат hа-Шем (`во святость Имени`) добавлены слова: ал кдушшат hа-ам ве-hа-арец (`во имя святости народа и страны`). К павшим воинам относят и харугей малхут (`убиенных властями`), то есть евреев, казненных за подпольную деятельность британскими мандатными властями, израильских парашютистов, засланных в Европу и расстрелянных нацистами, повешенных в странах ислама за содействие достижению целей сионизма, погибших в Советском Союзе во имя сохранения еврейской культуры и за преданность Израилю, а также жертвы антиеврейского и антиизраильского террора.
+
-
=== Идея Киддуш hа-Шем - вклад еврейской религии в мировое религиозное мышление ===
+
-
Идея Киддуш hа-Шем является вкладом еврейской религии в мировое религиозное мышление. Христианство восприняло представление о Киддуш hа-Шем как мученичество за веру и причисляет канонизированных мучеников к лику святых. В 4–16 вв. церковь считала такими мучениками «семерых братьев Маккавеев» (трансформация рассказа о Ханне и ее сыновьях). Ислам обещает погибшим в «священной войне» (джихад) место в раю.
+
-
Литературные произведения, посвященные теме Киддуш hа-Шем
+
-
 
+
-
Из многочисленных поэтических и прозаических литературных произведений на иврите и идиш (см. [[Идиш Язык|Идиш язык]]), посвященных теме Киддуш hа-Шем, следует упомянуть роман [[Аш, Шалом|Ш. Аша]] «Киддуш hа-Шем» («Во славу Божию», 1919) и баллады [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]] «Барух ми-Магенца» («Барух из Майнца», 1902) и «Бат hа-рав» («Дочь раввина», около 1925 г.), рассказ [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]] «Шалош матанот» («Три подарка», около 1900 г.).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12070|КИДДУШ hа-ШЕМ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 23:36, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Киддуш hа-Шем
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация