|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
| + | |
- | | + | |
- | == Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме ==
| + | |
- | === В библейские и мишнаитские времена (до II в. н.э.) ===
| + | |
- | Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | [[Моше]] принял Тору на Синае и передал ее [[Йеhошуа]], Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» ([[Авот]] 1:1). | + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию ([[Кнесет hа-гдола]], הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
| + | |
- | === В талмудические времена (до VI в. н.э.) ===
| + | |
- | Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом еврейства Страны Израиля до Х в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, т.е. ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]] и [[хахам]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
| + | |
- | | + | |
- | === Период Гаонов (VII - Х в. н.э.) и календарная полемика ===
| + | |
- | | + | |
- | После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были [[гаон]]ы.
| + | |
- | | + | |
- | После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление [[Еврейский календарь|календаря]].
| + | |
- | | + | |
- | Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине Х в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского [[гаон]]ата издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.
| + | |
- | | + | |
- | Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === После эпохи гаонов и до настоящего времени ===
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и [[Ашкеназ]]). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи ([[хахам-баши]]) и в других странах. [[Наполеон|Наполеон I]] во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - [[Ваад четырёх стран]].
| + | |
- | | + | |
- | С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.
| + | |
- | | + | |
- | Подробнее см. ниже [[#Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе|ниже]]
| + | |
- | | + | |
- | == Религиозные титулы и их значения ==
| + | |
- | | + | |
- | === "ХаЗаЛь" ===
| + | |
- | | + | |
- | Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют собирательно мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к пост-талмудическим мудрецам.
| + | |
- | | + | |
- | === Раввин ===
| + | |
- | {{main|Раввин}}
| + | |
- | | + | |
- | Базовый религиозный титул в иудаизме, показывающий религиозное образование и компетентность в применении религиозного законодательства - [[галаха|галахи]].
| + | |
- | | + | |
- | Сравнительная квалификация - см. ниже [[#даян|даян]]
| + | |
- | | + | |
- | === Титулы "рабби" и "рав" ===
| + | |
- | | + | |
- | До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул [[рабби]], в Вавилоне - [[рав]]. См. подробнее [[Раввин]], [[Смиха]].
| + | |
- | | + | |
- | === Гаон ===
| + | |
- | {{main|Гаоны}}
| + | |
- | Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв.
| + | |
- | | + | |
- | В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде [[харедим]]. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]])
| + | |
- | | + | |
- | === Даян ===
| + | |
- | {{main|Даян (титул)}}
| + | |
- | | + | |
- | Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах и в различные эпохи.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня "просто раввин" имеет квалификацию применения [[галаха|галахи]] в отношении "объектов" (вопросы кашрута, субботы, Богослужения и т.д.), а "даян" - имеет дополнительную квалификацию и право решать споры в отношении людей (гражданское и семейное право).
| + | |
- | | + | |
- | === Посек ===
| + | |
- | {{main|Поским}}
| + | |
- | | + | |
- | К поским причисляют выдающихся раввинов, наиболее авторитетных фигур в мире [[галаха|галахи]], которые наделяются правом не только применять уже существующую галаху, но и создавать ее, т.е. принимать прецедентные решения по новым возникающим проблемам.
| + | |
- | | + | |
- | В современном иудаизме получение этого звания не формализовано, им наделяются те религиозные авторитеты, мнение когорых готовы признавать многие другие раввины.
| + | |
- | | + | |
- | При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.
| + | |
- | | + | |
- | == Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе ==
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня в ортодоксальном еврейском мире нет единых религиозных авторитетов, а в каждом направлении признаются свои религиозные авторитеты. При этом по некоторым вопросам, не затрагивающим идеологических разногласий (или при нахождении компромисса) решения могут приниматься авторитетами нескольких направлений совместно.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня можно выделить следующие основные направления в ортодоксальном иудаизме: хасиды, литваки, харедимные сефарды и религиозные сионисты.
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ребе" в хасидизме ===
| + | |
- | {{main|Ребе}}
| + | |
- | | + | |
- | Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви [[хасидизм]]а. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов ([[литвак]]и, [[восточные евреи]], [[религиозные сионисты]] и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в [[галаха|галахе]].
| + | |
- | | + | |
- | Титул "Адмор"(сокращение от "Адонейну морейну рабейну" - "наш господин, учитель и рав") равнозначен титулу "Ребе".
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня в Израиле хасидский мир в целом объединен в партию "Агудат Исраэль", при которой есть "Совет мудрецов партии Агудат Исраэль", объединяющий лидеров главных хасидских направлений. В него входят Адморы [[Вижниц]], [[Гур]], [[Бельз]], [[Садигора]], [[Цанз]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Гадоль" в "литовском" иудаизме ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Гдоль hа-дор}}
| + | |
- | | + | |
- | Букв."Руководитель поколения". Этот титул применяется внутри литовского направления иудаизма и означает высших духовных авторитетов для этой общины.
| + | |
- | | + | |
- | В Америке с 1940-х гг. и до 1986 г. им считался рав [[Файнштейн, Моше|Моше Файнштейн]].
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле до 1953 г. это был [[Хазон Иш]], далее (до 1959 г.) р. [[Соловейчик, Ицхак Зеэв (Брискер Ров)|И.З. Соловейчик (Брискер Ров)]], а после него (до 2000 г.) р. [[Шах, Элиэзер Менахем|Э.М.Шах]], в 2000-х гг. рав [[Эльяшив, Йосеф Шалом|Й.Ш. Эльяшив]].
| + | |
- | | + | |
- | Руководство литваков связано в Израиле с движением и политической партией [[Дегель hа-Тора]], при которой имеется Совет мудрецов.
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе ===
| + | |
- | | + | |
- | В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском.
| + | |
- | | + | |
- | [[Ришон ле-цион]], буквально "первый в Сионе", титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от [[сефард]]ов и восточных еврейских общин. Должность Ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание [[хахам-баши]], которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу Ришон ле-Циона (добавление было отменено с начала британского мандата). До смерти [[Узиэль, Бен-Цион Меир Хай|Б.М.Х. Узиэля]] (1953) пребывание на посту Ришон ле-Циона было пожизненным, но далее каденция обоих Главных раввинов была ограничена 10 годами. Следующими Ришон ле-Цион были [[Ицхак Ниссим]] и [[Овадья Йосеф]]. В 1983 г. эту должность занял [[Мордехай Элияhу]], в 1993 - [[Элияhу Бакши Дорон]], а в 2003 - [[Шломо Амар]].
| + | |
- | | + | |
- | Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина.
| + | |
- | | + | |
- | В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском, и [[ШАС (партия)|партия ШАС]] объединяет не только харедимные, но частично и сионистские и в большом количестве "традиционалистские" (т.е.полу-религиозные) сефардские круги. Духовное руководство с 1970-х гг. и до сего дня принадлежит раву Овадье Йосефу. При ШАС также есть Совет мудрецов Торы.
| + | |
- | | + | |
- | === Система авторитетов в религиозном сионизме ===
| + | |
- | | + | |
- | {{также|Религиозный сионизм}}
| + | |
- | {{также|Главный раввинат Израиля}}
| + | |
- | | + | |
- | Религиозный сионизм является наиболее разнородной группой среди ортодоксальных групп Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.
| + | |
- | | + | |
- | С 1921 г. (основание р.[[А.И.Кук]]ом Главного раввината) и до середины 1980-х гг. [[Главный раввинат Израиля]] считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства [[харедим]] в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в Главных раввинах своих авторитетов.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом,
| + | |
- | * С начала 20 в.и до середины 1930-х гг. главными авторитетами религиозного сионизма были р.[[А.И. Кук]] и р. [[Я. Меир]],
| + | |
- | * в 1930 - 1950-х гг. р. [[И. Герцог]] и р. [[Узиэль, Бен-Цион Меир Хай|Б.М.Х. Узиэль]], а также р.[[Харлап, Яаков Моше|Я.М. Харлап]] и р. [[Коhен, Давид ("Назир")|Д. Коhен ("Назир")]],
| + | |
- | * в 1950 - 1980-х гг. р. [[Унтерман, Исер Йеhуда|И.И.Унтерман]], р. [[Нисим, Ицхак|И.Ниссим]], р. [[Горен, Шломо|Ш. Горен]], р. [[ Ха-Леви, Хаим-Давид|Х.Д.hа-Леви]] и р. [[Ц.И. Кук]], а в Америке р.[[Й.Д. Соловейчик]]
| + | |
- | * в 1980 - 2000-х гг. р. [[Шапира, Авраам Элкана |А.Э. Шапира]], р. [[Элияhу, Мордехай|М. Элияhу]], р. [[Исраэли, Шауль|Ш. Исраэли]].
| + | |
- | * Сегодня в религиозно-сионистском обществе наиболее авторитетными считаются р. [[Яаков Ариэль]], р. [[Лиор, Дов|Д. Лиор]], р. [[Рабинович,Нахум|Н. Рабинович]].
| + | |
- | | + | |
- | == Профессиональные звания ==
| + | |
- | Должности, существующие в еврейских общинах: [[рав]], [[меламед]], [[шохет]], [[бодек]], [[моhель]], [[парнас]], [[габай]], [[балан]], [[баал-крия]]. Многие из этих должностей были почётными, поэтому их названия иногда функционировали как титулы. Занимать эти должности (кроме [[баланит]]) могли только мужчины.
| + | |
- | | + | |
- | От названия этих должностей образованы соответствующие [[еврейские фамилии]].
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | [[Категория:Религиозные титулы]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Религиозный сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины по периодам]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины по странам]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидизм]]
| + | |