- | '''Бен-амми, Мордехай''' (псевдоним; настоящее имя Марк Яковлевич Рабинович; 1854, Верховка, Подольская губерния, – 1932, Тель-Авив), еврейский писатель. Писал на русском языке. Получил традиционное еврейское воспитание, затем учился в Одесском университете. Дебютировал как литератор в русско-еврейском еженедельнике [[«Рассвет»]] статьей «О необходимости специальных учебников русского языка для еврейских школ» (1881), где традиционная для российской [[Хаскала|Хаскалы]] этого периода идея необходимости приобщения к русской культуре сочеталась с антиассимиляционной (см. [[Ассимиляция]]) направленностью. Погромы 1882 г. резко обострили национальные чувства Бен-Амми, выступившего одним из организаторов еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]] в Одессе. В том же году Бен-Амми выехал в Париж для ведения переговоров с [[Альянс|Альянсом]] о положении евреев, бежавших из России в результате погромов. В 1882–86 гг. жил в Женеве. К этим годам относятся первые рассказы Бен-Амми из жизни евреев России: «Отрывки», «Ханукка», «Пурим», «Приезд цаддика», «Бен-юхид», «Баал-тфилла», «Лаг ба-омер», «Неожиданное счастье». Написанные с глубоким знанием быта и духовной жизни еврейских масс [[Черта Оседлости|черты оседлости]], эти рассказы Бен-Амми внесли значительный вклад в развитие [[Русско-Еврейская Литература|русско-еврейской литературы]], несмотря на излишнюю идеализацию и сентиментальность. В 1887 г. Бен-Амми возвращается в Одессу, где примыкает к [[Ховевей Цион]] (1890), а затем и к сионистскому (см. [[Сионизм]]) движению. Принимает активное участие в работе ряда [[Сионистские Конгрессы|Сионистских конгрессов]]. В эти годы публикуются цикл «Рассказы моим детям», ряд очерков Бен-Амми (1902–1905) и большая автобиографическая повесть «Детство». В 1905 г. Бен-Амми эмигрировал в Швейцарию, откуда в 1923 г. переехал в Палестину. После 1905 г. почти отошел от активного литературного творчества. Наиболее крупное его сочинение этого периода — написанная на идиш повесть «А нахт ин а клейн штетл» («Ночь в местечке», 1909), в известной степени повторяющая мотивы его предыдущих произведений.
| + | |