Гершензон, Михаил Осипович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Биография)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Биография)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 25: Строка 25:
|место смерти = [[Москва]]
|место смерти = [[Москва]]
|школа =
|школа =
-
|период = [[философия XX века]]
+
|период = философия XX века
|направление =
|направление =
|интересы = публицистика, переводы
|интересы = публицистика, переводы
-
|идеи = [[веховство]]
+
|идеи = веховство
|предшественники =
|предшественники =
|последователи =
|последователи =
Строка 35: Строка 35:
}}
}}
-
'''Михаи́л О́сипович Гершензо́н''' (имя при рождении ''Мейлих Иосифович Гершензон''; [[13 июля|1 (13) июля]] [[1869]], [[Кишинёв]] — [[19 февраля]] [[1925]], [[Москва]]) — российский литературовед, философ, публицист и переводчик.
+
'''Михаи́л О́сипович Гершензо́н''' (имя при рождении ''Мейлих Иосифович Гершензон''; 13 июля|1 (13) июля 1869, [[Кишинёв]] — 19 февраля 1925, [[Москва]]) — российский литературовед, философ, публицист и переводчик.
== Биография ==
== Биография ==
-
[[Файл:Pasternak gershenzon.jpg|thumb|left|Портрет М. О. Гершензона работы [[Пастернак, Леонид Осипович|Леонида Пастернака]]]]
 
-
Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе [[Кишинёв]]е в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города [[Литин (Винницкая область)|Литина]], и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной.<ref>[http://www.shtetlinks.jewishgen.org/litin/KishinewDB.html Запись гражданских актов раввината г. Кишинёва (свидетельство о  рождении Мейлиха Гершензона, 1 июля (5 ава) 1869)]</ref> С [[1875 год]]а учился в [[хедер]]е, затем в частном Кишинёвском [[еврей]]ском общественном училище, в [[1887 год]]у окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в [[Берлин]]ском Политехникуме (1887-89). В [[1894 год]]у окончил историко-филологический факультет Московского университета, получил рекомендации готовиться к профессуре, но как еврей не был оставлен при кафедре. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием [[Герцен, Александр Иванович|А. И. Герцена]], [[Огарёв, Николай Платонович|Н. П. Огарёва]], западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13).
 
-
В [[1909 год]]у выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «[[Вехи (сборник)|Вехи]]», объединившего значительных представителей русской философской мысли: [[Бердяев, Николай Александрович|Н.A. Бердяева]], [[Булгаков, Сергей Николаевич|о. С.H. Булгакова]], [[Франк, Семён Людвигович|С. Л. Франка]] и других (''см. статью [[веховство]]'').
 
-
С начала [[1910-е|1910-х]] годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений [[Киреевский, Иван Васильевич|И. В. Киреевского]] (1911, 2 тома) и [[Чаадаев, Пётр Яковлевич|П. Я. Чаадаева]] (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911).
 
-
После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела [[Народный комиссариат просвещения|Наркомпроса]], член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией [[Государственная академия художественных наук|Государственной академии художественных наук]].
 
-
Гершензон был одним из ярких и значительных философов-идеалистов начала 20 в. Его основные работы посвящены истории духовной жизни 19 в. Исследуя религиозно-философские искания эпохи, Гершензон стремился понять их закономерность, основываясь на изучении духовных исканий характерных представителей века. Особое внимание Гершензон уделял иррациональному началу в литературном творчестве. В изданном по замыслу Гершензона коллективном сборнике «Вехи» была помещена его остро полемическая статья о русской интеллигенции. Труды Гершензона, написанные в жанре художественных философско-психологических исследований, изобилуют впервые вводимыми в научный оборот сведениями, отличаются блестящим литературным стилем, полемичностью и оригинальностью трактовок (книга «П. Я. Чаадаев», 1908; «История молодой России», 1908; «Исторические записки о русском обществе», 1910; «Образы прошлого», 1912; «Мудрость Пушкина», 1919; «Мечта и мысль Тургенева», 1919; «Статьи о Пушкине», 1926). Гершензон подготовил к изданию сборник архивных материалов «Русские Пропилеи» (тт. 1–4, 6; 1915–19) и «Новые Пропилеи» (1923), «Архив Огаревых» (1930, посмертно), редактировал издание сочинений И. В. Киреевского (тт. 1–2, 1911), П. Я. Чаадаева (тт. 1–2, 1913–14) и других авторов, переводил на русский язык прозу Петрарки. На упреки в противоестественной для еврея приверженности к идеям славянофилов Гершензон отвечал, что не порывает ни единой нити, связывающей его с еврейским народом.
+
Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе [[Кишинёв]]е в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города Литина (Винницкая область), и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной<ref>[http://www.shtetlinks.jewishgen.org/litin/KishinewDB.html Запись гражданских актов раввината г. Кишинёва (свидетельство о  рождении Мейлиха Гершензона, 1 июля (5 ава) 1869)]</ref>.
-
Автор работ о [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкине]] («Мудрость Пушкина», [[1919]]), [[Чаадаев, Пётр Яковлевич|Чаадаеве]], эпохе [[Николай I|Николая I]], соавтор (с [[Иванов, Вячеслав Иванович|Вяч. Ивановым]]) философски-публицистической «Переписки из двух углов» ([[1921]]) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте [[Бялик, Хаим Нахман|X.H. Бялике]] (1914), предисловие к составленному его близким другом [[Ходасевич, Владислав Фелицианович|В. Ф. Ходасевичем]] и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на [[иврит]]е «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918), в 1922 году философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял [[сионизм]]у идею универсализма еврейского духа.
+
С 1875 года учился в [[хедер]]е, затем в частном Кишинёвском [[еврей]]ском общественном училище, в 1887 году окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в [[Берлин]]ском Политехникуме (1887-89). В 1894 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, получил рекомендации готовиться к профессуре, но как еврей не был оставлен при кафедре.
-
== Семья ==
+
Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13).
-
Брат Гершензона — '''[[Гершензон, Абрам Осипович|Абрам (Бума) Осипович Гершензон]]''' ([[1868]]—[[1933]]), педиатр и организатор здравоохранения, один из создателей [[Одесса|одесского]] общества детских врачей.
+
[[Файл:Pasternak gershenzon.jpg|thumb|left|Портрет М. О. Гершензона работы [[Пастернак, Леонид Осипович|Леонида Пастернака]]]]
 +
В 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли: Н.A. Бердяева, С.H. Булгакова, С. Л. Франка и других.
-
Жена — '''Мария Борисовна Гершензон''' (урожд. '''Гольденвейзер'''; [[1873]], [[Кишинёв]] — [[1940]], [[Москва]]) — сестра пианиста [[Гольденвейзер, Александр Борисович|А. Б. Гольденвейзера]].
+
С начала 1910-х годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений И. В. Киреевского (1911, 2 тома) и П. Я. Чаадаева (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911).
-
Сын — '''[[Гершензон, Сергей Михайлович|Сергей Михайлович Гершензон]]''' — генетик, академик АН [[УССР]].
+
После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.
-
Дочь М. О. Гершензона — '''Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева''' ([[1907]]—[[1977]]) — советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора '''Андрея Дмитриевича Чегодаева''' ([[1905]]—[[1994]]).
+
Гершензон был одним из ярких и значительных философов-идеалистов начала 20 в. Его основные работы посвящены истории духовной жизни 19 в. Исследуя религиозно-философские искания эпохи, Гершензон стремился понять их закономерность, основываясь на изучении духовных исканий характерных представителей века. Особое внимание Гершензон уделял иррациональному началу в литературном творчестве. В изданном по замыслу Гершензона коллективном сборнике «Вехи» была помещена его остро полемическая статья о русской интеллигенции.
-
Внучка М. О. Гершензона — искусствовед '''Мария Андреевна Чегодаева''' (род. [[1931]]).
+
Труды Гершензона, написанные в жанре художественных философско-психологических исследований, изобилуют впервые вводимыми в научный оборот сведениями, отличаются блестящим литературным стилем, полемичностью и оригинальностью трактовок (книга «П. Я. Чаадаев», 1908; «История молодой России», 1908; «Исторические записки о русском обществе», 1910; «Образы прошлого», 1912; «Мудрость Пушкина», 1919; «Мечта и мысль Тургенева», 1919; «Статьи о Пушкине», 1926). Гершензон подготовил к изданию сборник архивных материалов «Русские Пропилеи» (тт. 1–4, 6; 1915–19) и «Новые Пропилеи» (1923), «Архив Огаревых» (1930, посмертно), редактировал издание сочинений И. В. Киреевского (тт. 1–2, 1911), П. Я. Чаадаева (тт. 1–2, 1913–14) и других авторов, переводил на русский язык прозу Петрарки. На упреки в противоестественной для еврея приверженности к идеям славянофилов Гершензон отвечал, что не порывает ни единой нити, связывающей его с еврейским народом.
-
== Примечания ==
+
Автор работ об эпохе Николая I, соавтор (с Вяч. Ивановым) философски-публицистической «Переписки из двух углов» (1921) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир».  Гершензон сочувственно относился к возрождению еврейской культуры, и в частности литературы на иврите,опубликовал работу о еврейском поэте [[Бялик, Хаим Нахман|X.H. Бялике]] (1914), написал предисловие к составленному его близким другом [[Ходасевич, Владислав Фелицианович|В. Ф. Ходасевичем]] и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на [[иврит]]е «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918).
-
{{примечания}}
+
После революции 1917 г. Гершензон остался в России, но полностью сохранил свои религиозно-философские взгляды («Переписка из двух углов», 1921; вместе с Вяч. Ивановым).Он был организатором и первым председателем Всероссийского союза писателей, работал в научно-исследовательских литературных учреждениях.
 +
Противопоставляя сионизму идею универсализма еврейского духа («Судьбы еврейского народа», 1922), Гершензон утверждал, однако, что только свободный человек может создавать истинные духовные ценности, и поэтому лишь «свободный еврей способен полностью впитать еврейский дух и слить его со своей окончательно освобожденной человеческой природой».
-
{{Викитека-автор|Михаил Осипович Гершензон}}
+
== Семья ==
 +
* Брат Гершензона — '''[[Гершензон, Абрам Осипович|Абрам (Бума) Осипович Гершензон]]''' (1868—1933), педиатр и организатор здравоохранения, один из создателей [[Одесса|одесского]] общества детских врачей.
 +
* Жена — '''Мария Борисовна Гершензон''' (урожд. '''Гольденвейзер'''; 1873, [[Кишинёв]] — 1940, [[Москва]]) — сестра пианиста [[Гольденвейзер, Александр Борисович|А. Б. Гольденвейзера]].
 +
* Сын — '''[[Гершензон, Сергей Михайлович|Сергей Михайлович Гершензон]]''' — генетик, академик АН УССР.
 +
* Дочь М. О. Гершензона — '''Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева''' (1907—1977) — советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора '''Андрея Дмитриевича Чегодаева''' (1905—1994).
 +
* Внучка М. О. Гершензона — искусствовед '''Мария Андреевна Чегодаева''' (род. 1931).
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
<references/>
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[en:Mikhail Gershenzon]]{{WikiCopyRight}}
+
{{ElevenCopyRight|11137|ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович}}
-
{{checked_final}}
+
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 11:56, 19 февраля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Михаил Осипович Гершензон
Файл:Gershenzon.jpg
Имя при рождении:

Мейлэх Иосифович Гершензон

Дата рождения:

13.7.1869

Место рождения:

Кишинёв

Дата смерти:

19.2.1925

Место смерти:

Москва

Период:

философия XX века

Основные интересы:

публицистика, переводы

Значительные идеи:

веховство

Михаи́л О́сипович Гершензо́н (имя при рождении Мейлих Иосифович Гершензон; 13 июля|1 (13) июля 1869, Кишинёв — 19 февраля 1925, Москва) — российский литературовед, философ, публицист и переводчик.

Биография

Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе Кишинёве в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города Литина (Винницкая область), и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной[1].

С 1875 года учился в хедере, затем в частном Кишинёвском еврейском общественном училище, в 1887 году окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в Берлинском Политехникуме (1887-89). В 1894 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, получил рекомендации готовиться к профессуре, но как еврей не был оставлен при кафедре.

Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13).

Файл:Pasternak gershenzon.jpg
Портрет М. О. Гершензона работы Леонида Пастернака

В 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли: Н.A. Бердяева, С.H. Булгакова, С. Л. Франка и других.

С начала 1910-х годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений И. В. Киреевского (1911, 2 тома) и П. Я. Чаадаева (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911).

После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.

Гершензон был одним из ярких и значительных философов-идеалистов начала 20 в. Его основные работы посвящены истории духовной жизни 19 в. Исследуя религиозно-философские искания эпохи, Гершензон стремился понять их закономерность, основываясь на изучении духовных исканий характерных представителей века. Особое внимание Гершензон уделял иррациональному началу в литературном творчестве. В изданном по замыслу Гершензона коллективном сборнике «Вехи» была помещена его остро полемическая статья о русской интеллигенции.

Труды Гершензона, написанные в жанре художественных философско-психологических исследований, изобилуют впервые вводимыми в научный оборот сведениями, отличаются блестящим литературным стилем, полемичностью и оригинальностью трактовок (книга «П. Я. Чаадаев», 1908; «История молодой России», 1908; «Исторические записки о русском обществе», 1910; «Образы прошлого», 1912; «Мудрость Пушкина», 1919; «Мечта и мысль Тургенева», 1919; «Статьи о Пушкине», 1926). Гершензон подготовил к изданию сборник архивных материалов «Русские Пропилеи» (тт. 1–4, 6; 1915–19) и «Новые Пропилеи» (1923), «Архив Огаревых» (1930, посмертно), редактировал издание сочинений И. В. Киреевского (тт. 1–2, 1911), П. Я. Чаадаева (тт. 1–2, 1913–14) и других авторов, переводил на русский язык прозу Петрарки. На упреки в противоестественной для еврея приверженности к идеям славянофилов Гершензон отвечал, что не порывает ни единой нити, связывающей его с еврейским народом.

Автор работ об эпохе Николая I, соавтор (с Вяч. Ивановым) философски-публицистической «Переписки из двух углов» (1921) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир». Гершензон сочувственно относился к возрождению еврейской культуры, и в частности литературы на иврите,опубликовал работу о еврейском поэте X.H. Бялике (1914), написал предисловие к составленному его близким другом В. Ф. Ходасевичем и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на иврите «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918). После революции 1917 г. Гершензон остался в России, но полностью сохранил свои религиозно-философские взгляды («Переписка из двух углов», 1921; вместе с Вяч. Ивановым).Он был организатором и первым председателем Всероссийского союза писателей, работал в научно-исследовательских литературных учреждениях. Противопоставляя сионизму идею универсализма еврейского духа («Судьбы еврейского народа», 1922), Гершензон утверждал, однако, что только свободный человек может создавать истинные духовные ценности, и поэтому лишь «свободный еврей способен полностью впитать еврейский дух и слить его со своей окончательно освобожденной человеческой природой».

Семья

  • Брат Гершензона — Абрам (Бума) Осипович Гершензон (1868—1933), педиатр и организатор здравоохранения, один из создателей одесского общества детских врачей.
  • Жена — Мария Борисовна Гершензон (урожд. Гольденвейзер; 1873, Кишинёв — 1940, Москва) — сестра пианиста А. Б. Гольденвейзера.
  • Сын — Сергей Михайлович Гершензон — генетик, академик АН УССР.
  • Дочь М. О. Гершензона — Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907—1977) — советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905—1994).
  • Внучка М. О. Гершензона — искусствовед Мария Андреевна Чегодаева (род. 1931).

Примечания

  1. Запись гражданских актов раввината г. Кишинёва (свидетельство о рождении Мейлиха Гершензона, 1 июля (5 ава) 1869)


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация