|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Ашкеназы]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ашкена́зы''' ивр. אשכנזים (''ашкенази́м'', ед. ч. — ''ашкенази́'') — субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского [[Ашкеназ]]а, внука [[Яфет]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Ныне составляют большую часть евреев [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], около половины евреев [[Израиль|Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил [[идиш]]; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.
| + | |
- | | + | |
- | == Использование термина ==
| + | |
- | | + | |
- | Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.
| + | |
- | | + | |
- | В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину [[сефарды]], обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Происхождение еврейства Германии ==
| + | |
- | | + | |
- | В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в [[Галлия|Галлии]] и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в [[321 год]]у зафиксировано существовала еврейская общины в [[Кёльн]]е<ref>[http://sightseen.turistua.com/ru/card/1211/ Еврейский квартал в Кельне]</ref>. О
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в [[801 год]]у к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев»<ref>[http://izrus.co.il/weekly_news/1069.html Идиш и идишкайт]</ref>). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.
| + | |
- | | + | |
- | В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.
| + | |
- | | + | |
- | Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.
| + | |
- | | + | |
- | == Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века ==
| + | |
- | | + | |
- | Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха [[Ришоним]]) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых [[Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"]], [[Раши]], [[Тосафисты]], [[Меир из Ротенбурга]]и [[Хасидей ашкеназ]].
| + | |
- | | + | |
- | Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - [[Шпайер]], [[Вормс]] и [[Майнц]]). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.
| + | |
- | | + | |
- | В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:
| + | |
- | | + | |
- | * запрет многоженства (согласно установлению [[Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"|Гершома бен Иеhуды из Майнца]]).
| + | |
- | * осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
| + | |
- | * большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.
| + | |
- | | + | |
- | С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.
| + | |
- | | + | |
- | == Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.) ==
| + | |
- | | + | |
- | В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]]. В [[XIII век]]е евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в [[1290 год]]у<ref>[http://holocaust.ioso.ru/history/05.htm Евреи в средневековой Европе]</ref>). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == В Новое время ==
| + | |
- | | + | |
- | Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов [[Иосеф Каро]] и [[Моше Иссерлес]]а. Каро в своем кодексе [[Шулхан арух]] чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.
| + | |
- | | + | |
- | С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. [[Разделы Польши]] привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.
| + | |
- | | + | |
- | В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.
| + | |
- | | + | |
- | == В Стране Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | Отношения между ашкеназскими и [[Сефарды|сефардскими]] евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в [[Иерусалим]] в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе [[Верховный Раввинат|Верховного раввината]].
| + | |
- | | + | |
- | == Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства ==
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома [[Хазария|их государства]]<ref>[http://www.sem40.ru/ourpeople/history/4238/ Иудео-хазарское царство и древняя Русь]</ref>. Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|Пол Векслер]], выдвинул теорию, относящую [[Идиш|идиш]] в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]]. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства. [[Векслер]] рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — [[Лужичане|лужицких сорбов]], полабов и др. Позже [[Векслер, Пол|Векслер]] включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также [[хазары|хазар]] и многочисленных славян, живших в [[Киевская Русь|Киевской Руси]] в IX—XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.
| + | |
- | | + | |
- | В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.
| + | |
- | | + | |
- | == Ашкеназийское произношение [[иврит]]а ==
| + | |
- | | + | |
- | Ашкеназское произношение [[иврит]]а отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и [[харедим]] в Израиле.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Сефарды]]
| + | |
- | * [[Каноны богослужения в иудаизме|Ашкеназский канон]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/31/131932 Алексей Байер, «Картина мира: Еврейский век», на сайте газеты «Ведомости», 31.08.2007, № 163 (1937)]
| + | |
- | * [http://www.sdss.jhu.edu/~ethan/jFAQ.html Генетика групп евреев]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11841 От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».]
| + | |
- | * [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
| + | |
- | * Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight||10358|Ашкеназы}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked}}
| + | |