м |
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Алшех, Моше]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Алшех, Моше''' (умер после 1593 г.), раввин и комментатор Библии. Родился в [[Эдирне]] (Адрианополь), учился в [[Салоники|Салониках]] у [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]]. Затем переселился в Эрец-Исраэль и обосновался в [[Цфат|Цфате]], где получил известность как ученый-галахист (см. [[Галаха]]) и проповедник. Алшех проповедовал в двух местных [[Иешива|иешивах]] и был членом [[Бет-Дин|бет-дина]] Иосефа Каро. [[Смиха|Смиху]], которую Каро получил от рабби [[Берав|Яакова Берава]] и передал Алшеху, последний, в свою очередь, передал в 1590 г. своему ученику [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаиму Виталу]].
| + | |
- | | + | |
- | Главной областью интересов Алшеха была Галаха, однако он также занимался [[Проповедь|проповедями]], толкованием Библии, изучал [[Каббала|каббалу]], которая легла в основу его религиозной философии.
| + | |
- | | + | |
- | Около 1590 г. как [[Посланцы Эрец-Исраэль|посланец Эрец-Исраэль]] Алшех посетил еврейские общины [[Сирия|Сирии]], [[Турция|Турции]] и, возможно, Персии (см. [[Иран]]), собирая средства для цфатской общины. С той же целью он обращался к еврейским общинам [[Италия|Италии]] и других стран. В 1593 г. Алшех участвовал в заседании бет-дина в [[Дамаск|Дамаске]]; известно, что вскоре он скончался, находясь в преклонном возрасте.
| + | |
- | | + | |
- | Алшех переработал свои проповеди в комментарии к большинству книг Библии. Часть этих комментариев увидела свет еще при его жизни: «Хаваццелет hа-Шарон» («Нарцисс Саронский»; Константинополь, 1563) — на книгу [[Даниэль|Даниэля]], «Шошаннат hа-амаким» («Лилия долин»; Венеция, 1591) — на [[Песнь Песней]], «Рав пниним» («Россыпь жемчугов»; Венеция, 1592) — на [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книгу]], «Торат Моше» («Учение [[Моисей|Моисея]]», Стамбул, 1593) — на книгу [[Бытие]]. Около 1597–98 гг. в Стамбуле увидели свет комментарии Алшеха к книге [[Псалмы|Псалмов]] — «Таппухей захав» («Золотые яблоки»).
| + | |
- | | + | |
- | В 1600–1607 гг. сын Алшеха, Хаим, издал в Венеции некоторые из прежде изданных комментариев отца, а также те, которые еще оставались в рукописях: «Торат Моше» — ко всему [[Пятикнижие|Пятикнижию]], «Эйней Моше» («Моисеевы очи») — к книге [[Руфь]], «Дварим нехумим» («Слова утешительные») — к [[Плач Иеремии|Плачу Иеремии]], «Дварим товим» («Слова благие») — к [[Экклесиаст|Экклесиасту]], «Хелкат мехокек» («Удел законодателя») — к книге [[Иов]] и другие. Комментарии Алшеха, пронизанные религиозно-этическими и религиозно-философскими идеями, с обилием примеров из талмудических и мидрашистских источников (см. [[Мидраш]]), приобрели широкую популярность и неоднократно переиздавались. Хаим также опубликовал респонсы отца (Венеция, 1605). Однако часть трудов Алшеха не была издана и не сохранилась.
| + | |
- | | + | |
- | Алшех получил прозвище Баал халахот гдолот (`Выносящий великие постановления`); к нему обращались из всех восточных общин за решением галахических проблем. Последующие поколения сохранили память о нем и называли его hа-Алшех hа-кадош (`Святой Алшех`).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10176|АЛШЕХ Моше}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
| + | |