|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Астрология - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Астрология''', учение о предполагаемом влиянии небесных светил на судьбы отдельных людей и целых народов, на основании которого пытались предсказать будущее.
| + | |
- | === Библия и апокрифы ===
| + | |
- | | + | |
- | Библия и апокрифы. В [[Библия|Библии]] нет ясного упоминания об астрологии. Пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) относились с презрением к занятиям «звездочетов». В Сивиллиных книгах (см. [[Сивиллины Прорицания|Сивиллины прорицания]]) сказано с одобрением, что еврейский народ не причастен к астрологии, к этому «заблуждению». В [[Юбилеев Книга|книге Юбилеев]] описано, как патриарх [[Авраам]] преодолел предсказания астрологов. Первая книга Эноха (8:3; см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]) включает занятия астрологией в число грехов. [[Иосиф Флавий]], однако, пишет, что в его время астрологией занимались многие евреи.
| + | |
- | === Талмуд и Мндраш ===
| + | |
- | Талмуд и Мндраш. Большинство мудрецов [[Талмуд|Талмуда]] верило в решающую роль, которую играют небесные тела в определении человеческих судеб. Однако к умению астрологов правильно истолковывать знамения звезд они относились скептически. Некоторые видные [[Таннаи|таннаи]] и [[Амораи|амораи]] считали, что власть звезд над людьми не распространяется на народ Израиля. Рабби Иоханан сказал: «Нет звезды (маззал) для Израиля». Слова маззал (звезда счастья) и гад (первоначально тоже название звезды) стали означать попросту «удача» или «счастье».
| + | |
- | === Средние века ===
| + | |
- | | + | |
- | Средние века. На протяжении 8–10 вв. в странах ислама видные еврейские астрологи написали ряд книг по астрономии и астрологии. Несколько астрологических трактатов 9–11 вв. было переведено с арабского на иврит, включая арабский вариант трудов Птолемея. Многие средневековые еврейские ученые и философы хорошо разбирались в астрологии и считали ее истинной наукой. Книга [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирола]] «Кетер малхут» включает подробное описание влияния каждой из семи планет на события в подлунном мире. [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]] был известен и в нееврейских кругах как преуспевающий ученый-астролог. Однако Ибн Эзра считал, что человек может изменить свою судьбу, «предсказанную» звездами, путем духовного самоусовершенствования. Ибн Эзра писал: «Известно из опыта, что у каждого народа есть своя звезда и созвездие; точно так же есть созвездие у каждого города. Но Господь проявил Свое величайшее благоволение к Израилю тем, что оставил его без ведущей звезды и Сам стал его советником». Чтобы согласовать предопределения звезд с Божьим провидением, Ибн Эзра приписывает астрологическое значение двум разным библейским именам Бога: Элохим относится к Творцу в его «естественных» проявлениях, раскрывающихся в согласии с предначертаниями звезд, а Яхве — к Творцу, проявляющемуся чудесным образом, то есть как «к сокрушителю предначертаний» (см. [[Бог. В Библии. Имена]]). Ибн Эзра написал много книг по астрологии. К концу 13 в. большинство его сочинений были переведена на латинский язык. Среди еврейских философов средневековья лишь [[Маймонид]] целиком отвергал астрологию, считая ее суеверием, недостойным называться наукой. Но Маймонид не оказал влияния на последующих еврейских писателей, кроме немногих исключений. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] из Праги занимался астрологией вместе со своим другом астрономом Тихо Браге.
| + | |
- | === Каббалистическая литература ===
| + | |
- | | + | |
- | В каббалистической литературе (см. [[Каббала]]) астрология упоминается довольно часто. Так, в [[«Сефер-Иецира»|«Сефер-иецира»]] есть несколько глав, посвященных таким темам, как соотношение между некоторыми согласными в иврите, днями недели и планетами, между «домами» Зодиака и месяцами. В «Сефер Разиэль hа-мал’ах» («Книга ангела Разиила») объясняется система астрологических предсказаний. Например, каким образом предсказатели узнают судьбу человека? Путеводная планета, восходящая на Востоке (в час рождения человека) — это «знак» его жизни. Если на восходе «дом» Сатурна — человек будет жить до 57 лет, если «дом» Юпитера — до 79 и т. д. Сатурн «ведает» благосостоянием, нищетой и т. п. Юпитер — жизнью, благополучием, счастьем, богатством, честью, величием, достоинством, Марс — кровью, мечом и т. п., Венера — красотой, изяществом, аппетитом и т. п. Книга [[Зохар]] принимает астрологию как нечто безусловное, однако каббалистическая система Зохара не придает астрологии и астрологическим понятиям большого значения, ибо после [[Откровение|откровения]] на [[Синай|горе Синай]] Бог освободил из-под власти звезд сынов Израиля, которые изучали и соблюдали Его закон.
| + | |
- | Евреи - придворные астрологи
| + | |
- | Некоторые еврейские астрономы и астрологи служили в королевствах Южной и Западной Европы в качестве придворных астрологов.
| + | |
- | === Отражение астрологии в еврейском фольклоре ===
| + | |
- | | + | |
- | Астрология нашла отражение в еврейском фольклоре, и следы верований, связанных с астрологией, можно обнаружить в некоторых народных религиозных [[Обряды|обрядах]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10316|АСТРОЛОГИЯ}}
| + | |