|
|
(14 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Студенческие еврейские движения]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Студенческие движения'''.
| + | |
- | === Первые студенческие организации ===
| + | |
- | | + | |
- | Первые студенческие ассоциации возникли в [[Германия|Германии]]. В 1815 г. в Иене было официально объявлено о создании студенческих союзов (Burschenschaften, буршеншафтен), и вскоре студенческие объединения появились практически во всех университетах страны. Идеология этих союзов, значительное влияние на которую оказало усиление реакции в Европе после наполеоновских войн (см. [[Наполеон I]]), носила романтический характер и была проникнута духом патриотизма, христианства и правого радикализма.
| + | |
- | === Антисемитизм в немкцких студенческих организациях ===
| + | |
- | | + | |
- | Хотя первоначально немецкие студенческие братства открыто не исповедовали юдофобию, и евреи даже участвовали в основании некоторых из них (например, во Фрайбурге в 1816 г.), постепенно идеология этих братств приняла ярко выраженную антисемитскую окраску. Немалую роль в этом сыграли тесно связанные со студенческими ассоциациями спортивные и гимнастические общества, которые занимали резко антисемитскую позицию и активно противодействовали участию евреев в университетской жизни. В 1878 г. венская студенческая ассоциация «Либертас» приняла решение об исключении евреев из своих рядов. В 1880 г. Союз германских студентов присоединился к петиции, требовавшей от правительства отстранить евреев от участия в общественной жизни. В 1889 г. студенческие союзы [[Австрия|Австрии]] начали проводить дискриминационную «арийскую» политику, а в 1890 г. все германские и австрийские студенческие ассоциации заявили, что они «свободны от евреев» ([[Юденрайн|юденрайн]]) и отныне последние лишены чести вызывать их членов на дуэль. В 1908 г. евреи были изгнаны из ассоциаций университетских выпускников. В 1900–14 гг. антисемитская пропаганда в студенческой среде пошла на спад, однако Первая мировая война привела к новому подъему популярности немецкого национализма и расовой теории (см. [[Расизм]]). На всегерманском съезде немецких студенческих ассоциаций в Эйзенахе в 1919 г. было принято решение об исключении из них тех арийцев, которые вступили в брак с евреями или представителями других рас.
| + | |
- | === Создание еврейских студенческих организаций ===
| + | |
- | | + | |
- | Антисемитская политика германских студенческих союзов побудила еврейских студентов в Центральной Европе создавать собственные ассоциации; первая из них возникла в университете Бреслау (ныне [[Вроцлав]]) в 1886 г. В немецкоязычных странах (Германии, Австро-Венгрии и [[Швейцария|Швейцарии]]) они строились по образцу германских буршеншафтен: студенты группировались по землячествам и университетам, каждая корпорация имела собственные цвета и т. п. Еврейские студенческие союзы подвергались остракизму со стороны остальных студентов, а университетские власти нередко закрывали такие союзы.
| + | |
- | === Роль еврейских студенческих организаций в развитии сионистского движения ===
| + | |
- | | + | |
- | Многие влиятельные еврейские студенческие организации — всегерманская федерация Картель юдишер фербиндунген (КЮФ), венская Кадима, пражские Бар-Кохба, «Теодор Герцль» и Бариссия, будапештская Маккабея, бухарестская Хасмоная и др. — сыграли немалую роль в пропаганде идей еврейского национального возрождения и становлении сионистского движения (см. [[Сионизм]]). Значительный вклад в развитие сионизма в [[Россия|России]] внесло общество [[Хе-Хавер]], образованное в 1911 г. российскими евреями, учившимися в университетах Западной и Центральной Европы. Существовали также студенческие объединения несионистского толка (например, КЦ в Германии), часто ставившие перед собой (подобно Русско-еврейскому научному обществу в [[Берлин|Берлине]]) просветительские задачи.
| + | |
- | | + | |
- | В межвоенный период в Германии, Австрии, [[Польша|Польше]], [[Венгрия|Венгрии]], [[Румыния|Румынии]], [[Литва|Литве]], [[Латвия|Латвии]], [[Эстония|Эстонии]] и ряде других европейских стран евреев по-прежнему не принимали в студенческие организации, за исключением сравнительно небольших кружков левой (большей частью коммунистической) ориентации. Поэтому здесь продолжали действовать крупные еврейские студенческие союзы, в основном стоявшие на сионистских позициях: например, в Рижском университете (см. [[Рига]]) в 1920–30-х гг. работали различные ассоциации — Хе-Хавер, присоединившаяся впоследствии к КЮФ (см. выше), hа-Шахар, ориентировавшаяся на рабочее сионистское движение, Хасмонея и Галилея, разделявшие идеи [[Сионисты-Ревизионисты|сионистов-ревизионистов]] и строившиеся по образцу буршеншафтен; лишь общество Бетулия выступало за ассимиляцию. Все это предопределило приверженность основной части еврейского студенчества региона сионистской или леворадикальной идеологии.
| + | |
- | === Еврейские студенческие союзы в роли отрядов самообороны ===
| + | |
- | | + | |
- | Многие еврейские студенческие союзы выступали в межвоенный период и в качестве отрядов [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. Создавались также объединения еврейских студенток.
| + | |
- | === Ликвидакция еврейских студенческих организаций в 1930-х г.г. ===
| + | |
- | | + | |
- | В нацистской Германии и союзных с ней странах еврейские студенческие организации были ликвидированы в 1930-х гг., в Чехословакии, Польше и странах Прибалтики — в 1939–40 гг.; после Второй мировой войны власти государств коммунистического блока не допустили их восстановления. Единственным исключением стала группа «Бабель» (названная в честь [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]]), полулегально действовавшая в Польше в 1967–68 гг.
| + | |
- | | + | |
- | В Великобритании рост численности еврейских студентов привел к созданию в 1919 г. Межуниверситетской еврейской федерации (МЕФ), ставившей своей целью координацию деятельности еврейских студенческих обществ, которые стали возникать в этот период в различных университетах страны (в Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Бирмингеме, Глазго, Манчестере, Лидсе, Ливерпуле). Федерация стремилась пробуждать у еврейских студентов интерес к иудаизму, еврейской истории и культуре, чтобы после завершения образования они активно участвовали в общественной и религиозной жизни еврейской общины страны. В 1922 г. было создано Еврейское объединенное общество Лондонского университета, в которое вошли различные студенческие общества Лондона и его окрестностей.
| + | |
- | | + | |
- | Нежелание ряда еврейских студенческих обществ участвовать в сионистском движении привело к появлению самостоятельных студенческих сионистских ассоциаций; с 1924 г. Сионистская федерация университетов (СФУ) начала действовать независимо от МЕФ, в какой-то мере конкурируя с ней. В 1930-х гг. СФУ объединилась с Союзом обществ молодых сионистов (преимущественно не студенческая организация), однако из-за организационных и др. трудностей незадолго до начала Второй мировой войны СФУ вновь оформилась в самостоятельную организацию, принявшую название Сионистский совет университетов (ССУ). Во время войны и в последующие годы студенческая сионистская деятельность в Великобритании стала более интенсивной. МЕФ и СФУ выпускали ряд периодических изданий.
| + | |
- | | + | |
- | После образования [[Государство Израильсм|Государства Израиль]] начался период тесного сотрудничества между двумя организациями, завершившийся их слиянием в 1960-е гг., когда сионизм стал частью платформы МЕФ. Всего с МЕФ связано около 80 ассоциаций. Существуют также независимые студенческие группировки, в частности Либеральная и Реформистская (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) ассоциации и ортодоксальное (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) движение Явне. Еврейские студенческие организации вели борьбу за ядерное разоружение и в поддержку советского еврейства. С 1980-х гг. они столкнулись с ожесточенной борьбой левых студенческих организаций и с 1990-х гг. постоянно противостоят бойкоту израильских студентов и преподавателей. Они также протестуют против диффамации Израиля и бойкота израильских товаров. Еврейские студенческие организации в Великобритании пользуются широкой поддержкой и финансовой помощью Гилель фаундейшн организации [[Бней-Брит]] (см. ниже). Однако к началу 1970-х гг. примерно две трети еврейских студентов Великобритании не принимали участия в деятельности еврейских студенческих организаций.
| + | |
- | | + | |
- | До Второй мировой войны во Франции не существовало еврейского студенческого движения: организованная еврейская жизнь в стране концентрировалась преимущественно вокруг филантропических и религиозных обществ, а поступление в университет рассматривалось как путь к интеграции во французском обществе. Единственным местом сходок еврейской учащейся молодежи была кашерная (см. [[Кашрут]]) столовая «Фуайе исраэлит», открытая в Париже в 1921 г. (при активном участии [[Мендес-Франс, Пьер|П. Мендес-Франса]], учившегося тогда на юридическом факультете Сорбонны) для верующих и неимущих студентов. Союз французских еврейских студентов (СФЕС) был учрежден в Париже в 1945 г. молодыми участниками движения Сопротивления, членами сионистских и коммунистических организаций. Целью Союза было оказание помощи нуждающимся студентам, в частности, открытие университетских столовых и создание централизованного бюро по трудоустройству; он также развернул деятельность, направленную на возобновление еврейской жизни: организовывал курсы и готовил публикации, посвященные еврейской истории, культуре и традиции, а позднее стал устраивать поездки студентов в Израиль. Отделения СФЕС были созданы в ряде университетских городов Франции (Лилль, Нанси, [[Страсбур]], [[Лион]], Гренобль, [[Тулуза]], Монпелье, [[Марсель]] и др.). Первое десятилетие существования СФЕС ознаменовалось борьбой между сионистами и коммунистами за влияние в его центральных органах. С 1967 г. СФЕС занял открыто произраильскую позицию. Число членов Союза никогда не превышало десяти процентов общего числа еврейских студентов в университетах Франции. СФЕС издает периодический орган «Кадима» (выходит с перерывами), публикует и распространяет работы на еврейские темы. Он основал Центр еврейских исследований в Париже и студенческие клубы во многих университетах страны.
| + | |
- | | + | |
- | Первой студенческой организацией Соединенных Штатов Америки стала Зета Бета Тау, основанная в Нью-Йорке в 1898 г.; первоначально ее целью было пробуждение интереса к еврейской жизни и культуре, однако вскоре она превратилась в типичное «братство греческих букв» (в США так традиционно именуются ассоциации, которые объединяют студентов, связанных профессиональными интересами или совместно проводящих свободное время; обозначаются тремя буквами древнегреческого алфавита). За ней последовали Сигма Эпсилон Дельта (1901), в которую входили будущие дантисты, первое в США общество еврейских студенток Йота Альфа Пи (1903) и объединение студентов-медиков Фи Дельта Эпсилон (1904). Поскольку студентов-евреев становилось все больше, а в общие студенческие организации их до Второй мировой войны, как правило, не принимали, число еврейских «братств греческих букв» неуклонно росло: к 1941 г. действовало 17 всеамериканских профессиональных объединений еврейских студентов и 17 еврейских студенческих ассоциаций для совместного проведения досуга (12 мужских и пять женских); они насчитывали в совокупности 85 тыс. членов и 540 отделений. Кроме того, существовали местные ассоциации такого рода, не входившие во всеамериканские объединения. Многие из них формально не носили этнического или конфессионального характера, однако фактически включали почти исключительно евреев и время от времени оказывали поддержку еврейским проектам и программам. После Второй мировой войны, когда практически все общие студенческие организации отказались от практики дискриминации по национальному и конфессиональному признаку, число членов еврейских «братств греческих букв» уменьшилось, и к концу 1960-х гг. многие местные и всеамериканские союзы такого рода распались.
| + | |
- | | + | |
- | В первые годы 20 в. в США., в частности в городском университете Нью-Йорка (1902), Миннесотском (1903), Гарвардском и Колумбийском (1905), Иллинойсском и Техасском (1907), Йельском (1909), Калифорнийском (1910) университетах возникли студенческие общества, ставившие своей целью развитие еврейской культуры, изучение истории и традиций еврейского народа и т. п.; со временем эти общества большей частью влились в Межуниверситетскую ассоциацию Менора, учрежденную в Гарварде в 1906 г. К 1930 г. Менора насчитывала 50 местных отделений, однако к концу Второй мировой войны все они закрылись, и в 1963 г. ассоциация была распущена; ее печатный орган «Менора Джорнэл», публиковавшийся с 1915 г., перестал выходить в 1962 г. В 1923 г. в Иллинойсском университете была создана организация Гилель фаундейшн (фонд имени [[Гилель|Гилельа]]); с 1925 г. она финансируется в основном Бней-Брит в сотрудничестве с еврейскими организациями и благотворительными фондами и именуется Бней-Брит Гилель фаундейшн. К 1973 г. она действовала в 315 высших учебных заведениях, большей частью в США, а также в [[Австралия|Австралии]], [[Бразилия|Бразилии]], Великобритании, [[Венесуэла|Венесуэле]], Израиле, [[Италия|Италии]], [[Канада|Канаде]], [[Колумбия|Колумбии]], [[Нидерланды|Нидерландах]], Швейцарии, [[Швеция|Швеции]], [[Южно-Африканская Республика|Южно-Африканской республике]], финансируя кафедры и курсы иудаистики (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]), организуя лекции и семинары по еврейской философии и традиции, международные, национальные и региональные студенческие общества, проводя консультации для студентов, устраивая религиозные службы и праздничные обряды, осуществляя проекты и программы социальной помощи и организации досуга, помогая студентам публиковать их научные работы. В этих же направлениях работает еще ряд более мелких организаций, например, Еврейский культурный фонд, созданный в университете штата Нью-Йорк в 1937 г.
| + | |
- | | + | |
- | В первое десятилетие 20 в. в ряде ведущих университетов США возникли сионистские студенческие ассоциации, слившиеся в 1906–1907 гг. в Университетскую сионистскую лигу, которая, в свою очередь, объединилась в 1915 г. с рядом новых сионистских студенческих групп в Межуниверситетскую сионистскую федерацию. К 1919 г. она насчитывала 2500 членов и имела 33 местных отделения, однако в 1920 г., когда Сионистская организация Америки перестала ее поддерживать, Межуниверсистетская сионистская федерация объявила о самороспуске. В 1925 г. на ее базе была создана организация Авука; в 1939 г. она имела 56 филиалов в США и Канаде, однако в 1942 г. из-за частой смены руководства и нехватки средств также прекратила свое существование. В 1946 г. при частичной поддержке Американский сионистской молодежной комиссии была учреждена Межуниверситетская сионистская федерация Америки; незадолго до провозглашения Государства Израиль число ее членов достигло десяти тысяч человек, но вскоре резко снизилось, и в 1953 г. она была распущена. В 1954 г. ей на смену пришла Студенческая сионистская организация, субсидировавшаяся Американским сионистским молодежным фондом; в 1963 г. она насчитывала 2500 членов, объединенных в 70 местных отделений в США и Канаде, но к концу 1960-х гг. распалась, и ее функции взяли на себя общество «Американские студенты за Израиль» и родственные ему ассоциации, большей частью левосионистской ориентации. Одновременно начали создаваться студенческие группы «еврейских новых левых» (см. [[Новые Левые|Новые левые]]), боровшиеся за мир, социальное равенство и сохранение окружающей среды, а также выступавшие в поддержку Израиля, противодействовавшие антиизраильским и антисионистским акциям, требовавшие развернуть в высших учебных заведениях официальные программы еврейских исследований и открыть «свободные еврейские университеты». В 1969 г. такие группы — Еврейский студенческий союз, Общество озабоченных еврейских студентов, Еврейская лига активистов, Наасе и др. — действовали в 80 университетских городках, однако к середине 1970-х гг. большей частью сошли со сцены. С 1960-х гг. в США существуют также студенческие движения, связанные с течениями в иудаизме, — Атид (консервативное; см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]), Явне (ортодоксальное), Тхия (реконструктивистское; см. [[Реконструктивизм]]). В 1970–80-х гг. многие еврейские студенческие организации страны активно участвовали в борьбе за права советских евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В Эрец-Исраэль студенческое движение начало развиваться в 1930-е гг., когда возник ряд студенческих организаций различной политической ориентации — ревизионистская ассоциация Эл-Ал (название предложено [[Клаузнер, Иосеф Гдалия|И. Клаузнером]]), ассоциация религиозных студентов Явне, примыкавшая к [[Мизрахи]], и др. Тогда же был создан Национальный союз студентов, объединивший различные студенческие организации и представлявший интересы всех студентов страны. В настоящее время (середина 1990-х гг.) во всех университетах Израиля, а также в [[Технион|Технионе]], [[Научно-Исследовательский Институт Имени Х. Вейцмана|Научно-исследовательском институте имени Х. Вейцмана]], в [[Бецалель|Бецалеле]], в Академии музыки и танца имени С. Рубина в Иерусалиме и в Институте физкультуры и спорта имени [[Уингейт, Чарлз Орд|Ч. О. Уингейта]] действуют местные студенческие организации — агуддот hа-студентим. На ежегодных выборах в них баллотируются кандидаты, выдвигаемые студенческими ячейками общеизраильских политических партий, а нередко и независимые кандидаты. Национальный союз студентов, представляющий все университетские агуддот, входит во Всемирный союз еврейских студентов (см. ниже). Руководящий орган Национального союза студентов — президиум, в который входят председатели всех университетских студенческих ассоциаций. Средний возраст израильских студентов выше, чем в других странах (большинство служит в армии до поступления в высшие учебные заведения); у многих студентов есть семья, большинство вынуждено сочетать учебу с работой, а также регулярно проходить воинские сборы. Вследствие этого общественная и политическая активность израильских студентов сравнительно низка: лишь около 15% из них — активисты университетских партийных ячеек, агуддот или Национального союза студентов. Вместе с тем Национальный союз студентов отстаивает права студентов перед государством и провел в 2005-2006 гг. серию студенческих забастовок, чтобы не допустить повышения платы за учебу.
| + | |
- | | + | |
- | Всемирный союз еврейских студентов (ВСЕС) был основан в 1924 г. несколькими еврейскими студенческими союзами нескольких европейских стран. Среди председателей и высших должностных лиц ВСЕС были [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейн]], [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцман]], [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]], [[Фрейд|З. Фрейд]], [[Вайз, Стивен Сэмюэл|С. С. Вайз]], [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]] и [[Лаутерпахт, Херш|сэр Х. Лаутерпахт]]. Во время Второй мировой войны штаб-квартира организации переместилась из Парижа в Швейцарию; наиболее важной стороной деятельности Союза в этот период было предоставление убежища пострадавшим от нацистских преследований еврейским студентам. В 1945–48 гг. среди членов ВСЕС были еврейские студенческие организации Чехословакии, Болгарии, Польши, Румынии, Египта, Ирака и Ливана; ВСЕС поддерживал связи с молодежным крылом советского [[Еврейский Антифашистский Комитет|Еврейского антифашистского комитета]]. В 1948 г. руководящие органы ВСЕС вернулись в Париж, а в 1968 г. местом пребывания его секретариата стал Лондон.
| + | |
- | | + | |
- | Вплоть до 1967 г. Союз считал своей основной задачей укрепление еврейского самосознания студентов, однако после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] занял открыто просионистскую позицию, начал поддерживать репатриацию в Израиль и стал коллективным членом Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]] (1968). К началу 1970-х гг. ВСЕС объединял 30 национальных студенческих союзов, общая численность которых превышала 100 тыс. человек (из них около 50 тыс. были членами студенческих организаций США и Канады и 35 тыс. — членами израильского Национального союза студентов). Высший орган ВСЕС — Ассамблея, на которой национальные еврейские студенческие ассоциации имеют представительство, пропорциональное числу их членов (но не превышающее восьми делегатов); Ассамблея ВСЕС собирается раз в три года, обычно — в Израиле. Союз ведет политическую деятельность (борется с антисемитизмом и неонацизмом, выступает в поддержку Израиля, защищает права евреев в различных странах), а также просветительскую и сионистскую работу, поддерживает контакты с Международной студенческой организацией. В 1967 г. он основал Международный институт в Араде для университетских выпускников с целью изучения иврита, иудаизма и Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13959|СТУДЕНЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |