|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Сэмюэл, Морис]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Сэмюэл, Морис''' (Вайсбух; Samuel, Maurice; 1895, Мэчин, Румыния, – 1972, Нью-Йорк), еврейско-американский литератор и общественный деятель.
| + | |
- | === Годы учебы ===
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье бедного сапожника, около 1900 г. эмигрировавшей из Румынии. После года проживания в [[Париж|Париже]] семья поселилась в [[Манчестер|Манчестере]]. Дома Сэмюэл получил традиционное еврейское воспитание, а в английской школе впитал английскую культуру. В подростковом возрасте Сэмюэл увлекся [[Социализм|социализмом]], в юности исповедовал либеральный пацифизм и был весьма далек от еврейских ценностей. За успехи в учебе Сэмюэл получал стипендии, что позволило ему три года учиться в Манчестерском университете (главным образом естественные науки).
| + | |
- | === На пути к сионизму ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1914 г., решив стать писателем, Сэмюэл уехал в Париж, а вскоре после начала Первой мировой войны переселился в США. В 1917 г. его призвали в армию, где он сначала обучал на идиш (см. [[Идиш Язык|Идиш язык]]) солдат, не владевших английским языком, а затем служил в американской контрразведке во Франции, был переводчиком в американской правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства [[Погромы|погромов]] в независимой [[Польша|Польше]].
| + | |
- | === Работа в Сионистской организации Америки ===
| + | |
- | | + | |
- | Личный опыт, а также [[Бальфура Декларация]] привели Сэмюэла к [[Сионизм|сионизму]]. В 1921 г., вернувшись в США и получив американское гражданство, он стал сотрудником (1921–28) Сионистской организации Америки (см. [[Сионизм|Сионизм]]. Северная Америка. Соединенные Штаты Америки); работал в тесном контакте с [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцманом]], оказавшим на него большое влияние.
| + | |
- | === Начало литературно-публицистической деятельности ===
| + | |
- | | + | |
- | К этому периоду относится начало литературно-публицистической деятельности Сэмюэла. С 1928 г. он был профессиональным литератором и лектором. Благодаря широчайшей эрудиции и мастерскому владению словом, лекции Сэмюэла (которые он считал своим истинным призванием, называя себя [[Маггид|маггидом]]), как и его сочинения, сыграли значительную роль в формировании широких кругов еврейской интеллигенции, особенно в США.
| + | |
- | === Проблемы еврейской этики в промзведениях Сэмюэля ===
| + | |
- | | + | |
- | Уже в первых книгах «Вы, иноверцы» (1924) и «Я, еврей» (1927) он в остро полемической форме стремится выявить специфику еврейской [[Этика|этики]], с которой Сэмюэла связывает «интеллектуальные и духовные трудности западного мира». Развивая эту тему в одном из наиболее известных своих произведений «Джентльмен и еврей» (1950), Сэмюэл проводит мысль о противоположности еврейского и нееврейского подхода к главным проблемам человеческого бытия (для идеального человека Запада, «джентльмена», главное в жизни — «честная игра» и доблестные подвиги, неразрывно связанные с кровопролитием, для еврея — трезвое исполнение долга, [[Мицвот|мицвот]]). Этические проблемы особенно интересовали Сэмюэла и в процессе сионистского строительства в [[Эрец-Исраэль]] (серия очерков, основанных на личных впечатлениях, — «Жатва в пустыне», 1943, и другие).
| + | |
- | | + | |
- | === Борьба апротив антисемитизма в произведениях Сэмюэля ===
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении многих лет Сэмюэл вел бескомпромиссную и серьезную борьбу против [[Антисемитизм|антисемитизма]] и [[Антисионизм|антисионизма]], нашедшую выражение в таких произведениях, как «Великая ненависть» (1941), «Профессор и окаменелость» (1956), где глубоко рассмотрены антисионистские теории А. Тойнби; «Кровавый навет» (1966; русский перевод Н.-Й., 1975), посвященный делу [[Бейлис, Менахем Мендель|М. Бейлиса]].
| + | |
- | === Исторические романы ===
| + | |
- | Перу Сэмюэла принадлежит также целый ряд беллетристических произведений, в том числе исторические романы «Сети Люцифера» (1947) об эпохе Возрождения и «Второе распятие» (1960), посвященный взаимоотношениям еврейских и первых христианских общин в Древнем Риме периода [[Адриан, Публий Элий|Адриана]].
| + | |
- | | + | |
- | Огромную роль в приобщении англоязычного читателя к [[Идиш Литература|Идиш литературе]] сыграли выполненные Сэмюэлом переводы сочинений [[Аш, Шалом|Ш. Аша]], [[Башевис-Зингер, Ицхак|И. Башевиса-Зингера]], [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]] и других авторов, а также его книги «Мир Шалом Алейхема» (1943) и «Принц гетто» (1948), посвященная И. Л. Перецу. Сэмюэл переводил на английский язык и авторов [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературы]], в том числе [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]. Оригинальные сочинения Сэмюэла переведены на ряд европейских языков.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Сэмюэла изданы «Диалоги о Библии» (1973) и «Диалоги о Псалмах» (1975), подготовленные его вдовой по материалам популярных радиопрограмм Сэмюэла, а также том избранных сочинений (Филадельфия, 1977).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13992|СЭМЮЭЛ Морис}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские языки]]
| + | |