|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Саспортас, Я‘аков]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Саспортас Яаков''' (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), [[Раввин|раввин]], современник и непримиримый противник саббатианства (см. [[Саббатай Цви]]).
| + | |
- | == Молодые годы Саспортаса ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье потомков [[Нахманид|Нахманида]] и рано прославился талмудической ученостью (см. [[Талмуд]]). В 18 лет был назначен [[Даян|даяном]] в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в [[Амстердам]].
| + | |
- | == Ученый-талмудист ==
| + | |
- | | + | |
- | Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов [[Библия|Библии]] в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. [[Каббала]]) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.
| + | |
- | == Борьба с саббатианством ==
| + | |
- | | + | |
- | Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.
| + | |
- | === Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая ===
| + | |
- | | + | |
- | Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления [[Саббатая Цви]], когда он объявил себя [[Мессия|Мессией]], и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.
| + | |
- | === Вторая часть книги ===
| + | |
- | | + | |
- | Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.
| + | |
- | === Третья часть книги ===
| + | |
- | | + | |
- | В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.
| + | |
- | === Четвертая часть книги ===
| + | |
- | | + | |
- | Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.
| + | |
- | | + | |
- | == Изобличение лжемессианского характера саббатианства ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. [[Галаха]]) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и [[Христианство|христианством]] и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи [[Натан Из Газы|Натана из Газы]].
| + | |
- | == Судьба книгb «Цви — увядший цветок» ==
| + | |
- | | + | |
- | При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в [[Одесса|Одессе]]). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. [[Тишби Иешаяху|И. Тишби]], с его подробным введением.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Саббатианство, франкизм]]
| + | |