м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <p><span class="fck_mw_template"><span class="fck_mw_template">{{Остатье\ЭЕЭfckLR|ТИП СТАТЬИ=1fckLR|СУПЕРВАЙЗЕР=fckLR|КАЧЕСТВО=fckLR|УРОВЕНЬ=fckLR|НАЗВАНИЕ=fckLR|ПОДЗАГОЛОВОК=fckLR|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=fckLR|АВТОР2=fckLR|ТЕМА=fckLR|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=fckLR|ИЗ ЦИКЛА=fckLR|ПУБЛИКАЦИИ=fckLR|ДАТА СОЗДАНИЯ=fckLR|ВИКИПЕДИЯ=fckLR|ИСТОЧНИК=fckLR|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=fckLR}}</span></span></p>
| + | #redirect [[:ej:Саспортас, Я‘аков]] |
- | <p><br /></p>
| + | |
- | <p><br /></p>
| + | |
- | <p><br /></p>
| + | |
- | <p><br />
| + | |
- | <b>Саспортас Яаков</b> (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), <a href="Раввин">раввин</a>, современник и непримиримый противник саббатианства (см. <a href="Саббатай Цви">Саббатай Цви</a>).</p>
| + | |
- | <h2>Молодые годы Саспортаса</h2>
| + | |
- | <p>Родился в семье потомков <a href="Нахманид">Нахманида</a> и рано прославился талмудической ученостью (см. <a href="Талмуд">Талмуд</a>). В 18 лет был назначен <a href="Даян">даяном</a> в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в <a href="Амстердам">Амстердам</a>.</p>
| + | |
- | <h2>Ученый-талмудист</h2>
| + | |
- | <p>Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов <a href="Библия">Библии</a> в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. <a href="Каббала">Каббала</a>) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.</p>
| + | |
- | <h3>Борьба с саббатианством</h3>
| + | |
- | <p>Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.</p>
| + | |
- | <h3>Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая</h3>
| + | |
- | <p>Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления <a href="Саббатая Цви">Саббатая Цви</a>, когда он объявил себя <a href="Мессия">Мессией</a>, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.</p>
| + | |
- | <h3>Вторая часть книги</h3>
| + | |
- | <p>Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.</p>
| + | |
- | <h3>Третья часть книги</h3>
| + | |
- | <p>В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.</p>
| + | |
- | <h3>Четвертая часть книги</h3>
| + | |
- | <p>Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.</p>
| + | |
- | <h2>Изобличение лжемессианского характера саббатианства</h2>
| + | |
- | <p>Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. <a href="Галаха">Галаха</a>) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и <a href="Христианство">христианством</a> и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи <a href="Натан Из Газы">Натана из Газы</a>.</p>
| + | |
- | <p><br /></p>
| + | |
- | <h2>Судьба книга «Цви — увядший цветок».</h2>
| + | |
- | <p>При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в <a href="Одесса">Одессе</a>). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. <a href="Тишби Иешаяху">И. Тишби</a>, с его подробным введением.</p>
| + | |
- | <p><span class="fck_mw_template"><span class="fck_mw_template">{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}</span></span></p>
| + | |
- | <p><a _fcknotitle="true" href="Category:Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним">Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним</a></p>
| + | |
- | <a _fcknotitle="true" href="Category:Персоналии_по_алфавиту">Персоналии_по_алфавиту</a>
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Саббатианство, франкизм]] | + | |