Сорокер, Яков Львович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 54: Строка 54:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
 
[[Категория:Музыка]]
[[Категория:Музыка]]
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
[[Категория:Музыковеды Израиля]]
[[Категория:Музыковеды Израиля]]
-
 
-
 
-
 
-
 
[[Категория:Академические музыканты Израиля]]
[[Категория:Академические музыканты Израиля]]
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[Категория:Музыковеды Молдавии]]
 
[[Категория:Алия из СССР/СНГ после 1967 г.]]
[[Категория:Алия из СССР/СНГ после 1967 г.]]
-
[[Категория:Персоналии:Израиль]]{{WikiCopyRight}}
+
 
 +
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Текущая версия на 22:45, 12 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Яков Львович Сорокер
Дата рождения

4 мая 1920

Место рождения

Бельцы, Бессарабия

Дата смерти

6 марта 1995

Место смерти

Иерусалим, Израиль

Страны

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Израиль Израиль

Профессии

музыковед, педагог

Инструменты

скрипка

Яков Львович Сорокер (4 мая 1920, Бельцы, Бессарабия — 6 марта 1995, Иерусалим) — советско-израильский скрипач и музыковед.

Биография

Яков Сорокер родился в 1920 году в Бельцах в музыкальной семье скрипача-клезмера, у которого получил первые навыки игры на скрипке. Продолжил музыкальное образование у скрипача и педагога Бено Экерлинга в Бельцах, затем — в Парижской канторской школе (1929—1932) по классу вокала профессора М. Шайе. По возвращении в Бессарабию Я. Сорокер поступил в частную кишинёвскую консерваторию «Униря» в класс скрипки профессора М. Я. Пестера.[1] В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах и в тылу в составе ансамбля молдавской музыки «Дойна» под руководством композитора Д. Г. Гершфельда, а после окончания войны продолжил образование в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу Д. Ф. Ойстраха.

Окончив консерваторию в 1948 году, Я. Сорокер вернулся в Молдавию, работал преподавателем в Кишинёвском музыкальном училище имени Штефана Няги и в музыкальной школе, заочно учился в аспирантуре Московской государственной консерватории у профессоров Д. Ф. Ойстраха и Л. С. Гинзбурга (1901—1980). Кандидатская диссертация Я. Л. Сорокера «Скрипичные сонаты Бетховена» (1955) была издана отдельной книгой в 1963 году.

В 1955—1962 годах Я. Л. Сорокер работал доцентом в Алма-Атинской консерватории и выступал как концертирующий скрипач, записав с Е. Заком (род. 1922) для Кишинёвского радиокомитета все сонаты Бетховена. На Алма-Атинском радио вёл серию регулярных музыкально-образовательных передач. С 1962 года и до своего отъезда в Израиль в 1976 году Я. Л. Сорокер заведовал основанной им кафедрой теории, истории музыки и игры на музыкальных инструментах и руководил камерным оркестром музыкального факультета Дрогобычского государственного педагогического института имени Ивана Франко.[2]

По приезде в Израиль — выступал в составе Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения (1977—1987), концертировал с несколькими камерными ансамблями. С 1984 года был редактором музыкального отдела Краткой Еврейской Энциклопедии (автор большинства статей на музыкальные темы) и историко-литературного периодического издания «Каталог», с 1994 года был редактором и научным консультантом музыкального отдела Российской Еврейской Энциклопедии, издаваемой под эгидой Российской Академии естественных наук. Я. Л. Сорокер — автор множества музыковедческих работ в области скрипичной музыки на нескольких языках (русском, украинском, немецком, английском и иврите), в том числе монографических книг «Скрипичное творчество С. Прокофьева» (1965), Йожеф Сигети (1968), «Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева» (1973), «Давид Ойстрах» (1981, переведена на английский язык), «Борис Гольдштейн» (на немецком язык — 1983, на русском языке — 1989), «Украинские музыкальные элементы в классической музыке» (первое всеобъемлющее исследование влияния украинской народной музыки на современный классический репертуар, на английском языке, 1995), двухтомного биобиблиографического лексикона «Российские музыканты-евреи» (1992).

Книги

  • Скрипичные сонаты Л. Бетховена: их стиль и исполнение. Москва: Музгиз, 1963.
  • Скрипичное творчество С. Прокофьева. Москва: Музыка, 1965.
  • Йожеф Сигети. Москва: Музыка, 1968.
  • Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1973.
  • Давид Ойстрах. Иерусалим, 1981.
  • David Oistrakh. Нью-Йорк: Lexicon Publishing House, 1982.
  • Борис Гольдштейн. Иерусалим, 1989.
  • Российские музыканты-евреи: био-библиографический лексикон. В двух томах. Иерусалим, 1992.
  • Ukrainian Musical Elements in Classical Music (украинские музыкальные элементы в классической музыке). Эдмонтон—Торонто: Canadian Institute of Ukrainian Study Press, 1995 (Эдмонтон: University of Albeta, 1997).[3]

Примечания

  1. Марк Яковлевич Пестер (5 марта 1884, Бендеры — 7 марта 1944, Коканд) — видный бессарабский музыкальный педагог, выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу Л. С. Ауэра; преподавал игру на скрипке в кишинёвских консерваториях «Unirea» и «Municipal».
  2. Дрогобицький державний педагогічний університет імені Івана Франка
  3. Ukrainian Musical Elements in Classical Music

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация