Кениг, Лия

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Хиллел» на «Гилель»)
(Перенаправление на ej:Кениг, Лия)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Кениг, Лия]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Кениг, Лия''' (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса. Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше]]), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии]]), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе.
+
-
 
+
-
Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась. В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в [[Кишинёв|Кишиневе]], в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде.
+
-
 
+
-
В 1945 г. Кениг переехала в [[Бухарест]]. В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж. В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре, в 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла [[Франк, Анна|Анну Франк]] в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» [[Гордин Яаков|Я. Гордина]], Хавы в «Тевье-молочнике» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш.
+
-
 
+
-
В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с [[Финкель Шимон|Ш. Финкелем]], который был руководителем театра [[«Хабима»]]. Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]] «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным. В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер.
+
-
 
+
-
Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду. Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни.
+
-
 
+
-
В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] и др. Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» [[Чехов, Антон Павлович|А. Чехова]], Старуха (1970) в «Стульях» [[Ионеско, Эжен|Э. Ионеско]], Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]], Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет hа-хаим» («Искусство жизни», 1987) [[Левин, Ханох|Х. Левина]].
+
-
 
+
-
Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов [[Саймон, Нил|Н. Саймона]] и [[Аллен, Вуди|В. Аллена]]. Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой. Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]] (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила: в 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы [[МиттEльпункт Гилель|Х. Миттельпункта]]. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет».
+
-
 
+
-
Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]], в 1999 г. — Израильского союза актеров.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12052|КЕНИГ Лия}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
+

Текущая версия на 23:35, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Кениг, Лия
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация