м |
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Цедака (благотворительность)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Raphael
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=14/04/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Цедака́''' (или ''цдака'', ивр. צְדָקָה, идиш ''цдо́ка'') – одна из [[Мицва|заповедей]] [[иудаизм]]а, заключающаяся в оказании помощи нуждающимся (финансовой и не только), акт восстановления справедливости.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники заповеди о цедаке (стихи Торы) ==
| + | |
- | Благотворительность — один из атрибутов самого [[Бог|Бога]]: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18). В книге [[Исайя|Исайи]] днем, угодным Богу, объявляется не день поста, а день, когда человек разделяет хлеб с голодным, приводит в дом бедного и бесприютного и прикрывает нагого (58:6–7). Пророк [[Иехезкель]] приписывает разрушение Содома (см. [[Содом И Гоморра|Содом и Гоморра]]) как гордыне, пресыщенности и праздности его жителей, так и тому, что они не поддержали «руки бедного и нищего» (16:49). Оказание милосердия бедному считается равным отдаче займа самому Богу (Пр. 19:17). В книге [[Эсфирь]] посылка даров бедным рассматривается как существенная часть празднества по поводу избавления евреев от угрожавшей им гибели (см. [[Пурим]]). С именами [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]] связано предписание оказания благотворительности неимущим к празднику [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] (Нех. 8:10).
| + | |
- | | + | |
- | === Цдака в Талмуде ===
| + | |
- | В [[Талмуд|Талмуде]] благотворительность обозначается словом цдака (צְדָקָה). Поскольку это слово означает буквально `праведность` или `справедливость`, то сам выбор его свидетельствует об отношении законодателей Талмуда к благотворительности. Убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему» (Авот 3:8). По мнению законоучителя рава Асси, «благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым» (ББ. 9а). Наряду с [[Тора|Торой]] и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир (Авот 1:2). Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание подробно рассмотрели касающиеся ее законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. Содержавшиеся в Талмуде установления о благотворительности были кодифицированы (см. [[Кодификация Закона|Кодификация закона]]) [[Маймонид|Маймонидом]] в «Мишне Тора» в разделе «Хилхот матнот аниим» («Галахические постановления о дарах беднякам»; см. [[Галаха]]) и затем [[Яаков Бен Ашер|Яаковом бен Ашером]] и [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефом Каро]]. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нуждающимся. Можно принудить судом к оказанию благотворительности того, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами; бедному родственнику нужно оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку; «бедняки твоего города предпочтительнее бедняков иногородних», за исключением бедняков [[Эрец-Исраэль]], которые имеют преимущество над всеми другими нуждающимися (Ш. Ар., И. Д. 251:3). Оказавшийся в чужом городе без средств также имеет право на благотворительность (Пеа 5:4). Человек не обязан продавать предметы домашнего обихода, чтобы содержать себя, и, находясь в нужде, вправе пользоваться благотворительностью (там же 8:8). Бедняка, из гордости отказывающегося принять благотворительность, разрешается обманывать, позволяя ему думать, что оказанная помощь дана ему в долг (Кт. 67б).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Уровни и размеры цдаки ==
| + | |
- | [[Маймонид]] выделяет восемь ступеней цедаки, от низшей к высшей ([[Мишне Тора]] 10:7-15).
| + | |
- | | + | |
- | #Давать нехотя, с плохим выражением лица. Но все равно это является выполнением заповеди.
| + | |
- | #Давать, но недостаточно.
| + | |
- | #Давать после того, что он попросил.
| + | |
- | #Давать напрямую бедняку, ещё до того что он попросил.
| + | |
- | #Дающий не знает, кому он дает, но бедняк знает, от кого он получает.
| + | |
- | #Дающий знает, кому он дает, но бедняк не знает, от кого он получает.
| + | |
- | #Дающий не знает, кому он дает, а бедняк не знает, от кого он получает.
| + | |
- | #Дать взаймы бедняку или найти ему работу, чтобы он мог поправить свои дела и он более не нуждался в посторонней помощи.<ref>http://judaica.kiev.ua/kollKnig/knigy2.htm</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Отчисление десятой доли состояния на благотворительность считается «посредственной» добродетелью, а пожертвование двадцатой части или менее — скупостью. С другой стороны, не следует расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться благотворительностью других. Следует принимать в расчет психологию бедняка и нельзя делать ничего, что может быть воспринято пользующимся благотворительностью как позорящее его. Поэтому наилучшая форма благотворительности — та, в которой оказывающий ее и пользующийся ею не знают друг друга. Что касается организации благотворительности, то по Маймониду, «в каждом городе, где живут евреи, они обязаны назначать старост благотворительности (габбаэй цдака), людей знатных и честных, которые должны собирать деньги у своих единоверцев в каждый канун субботы и раздавать их бедным... Мы никогда не видели и не слышали о еврейской общине, которая не имела бы кассу благотворительности» (Яд, Хилхот матнот аниим 9:1–3).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Особенности заповеди цедака ==
| + | |
- | *Корень слова צְדָקָה – צ.ד.ק. означает «справедливость», и часто именно так и переводится это слово. Деньги изначально не принадлежат человеку, любой заработок (от выигрыша в лотерею и наследства, и до заработной платы) даётся по воле Всевышнего, и потому не просто '''хорошо''', но '''правильно''' передавать часть этого дохода нуждающемуся.
| + | |
- | *Цдака относится к одному из трёх действий, отменяющих жестокий приговор свыше. См. например, последние слова молитвы ''Унетане Токеф'', читаемой на [[Рош hа-Шана]] и [[Йом Кипур]]: «Но [[Тшува|раскаяние]], [[молитва]] и цдака отменяют тяжкий приговор» или ''Притчи'': «Не доставляют пользы сокровища неправедные, добродетель (צַדִיק) же избавляет от смерти» ([[Мишлей (Притчи), библейская книга|Мишлей]] 10:2)
| + | |
- | *Также намёк на то, что цдака способна спасти от мора, избавить от угрозы полного истребления в будущем мы видим в главе Тиса ([[Шемот (Исход), библейская книга|Шмот]]: 30), где в качестве подсчёта населения со всех собрали по половине [[Шекель|шекеля]] (מַחֲצִית השֶקֶל). В центре этого слова – буква צ, которая называется «цади», намекая на Цдаку, окружают её буквы ח и י, образующие слово חי (“живой”), а на периферии буквы מ и ת, образующие слово מת (“мёртвый”), т.о. цдака приближает жизнь и отдаляет смерть<ref>http://www.evrey.com/sitep/nedglav/print.php?zik=6&glav=ki_tisa</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Порядок сбора цдаки ==
| + | |
- | Сбор средств должен был производиться не менее чем двумя старостами, а раздачей их должны были заниматься не менее трех человек. Бедняки состояли на учете в управлении кассы благотворительности, и поэтому нищим, побиравшимся по домам, большие суммы не давались. Касса благотворительности служила также для [[Пленных Выкуп|пленных выкупа]] и обеспечения приданого бедным невестам. Каждая община имела бесплатную столовую для бедных. Как правило, деньги, собранные для целей благотворительности, должны были расходоваться по предписаниям жертвователей. Хотя пользование благотворительностью вполне законно, и человеку, прибегающему к ней в нужде, стыдиться нечего, все же рекомендуется делать все возможное, чтобы не пользоваться ею.
| + | |
- | | + | |
- | Способность еврейского народа восстанавливать и обновлять свои силы коренится в немалой степени в расширении рамок благотворительности среди евреев и ее систематическом применении ко всевозможным нуждам взаимопомощи.
| + | |
- | | + | |
- | В средневековый период формами оказания социальной помощи обычно являлись:
| + | |
- | | + | |
- | *1) суммы, выдаваемые через кассу благотворительности;
| + | |
- | *2) помощь продуктами питания;
| + | |
- | *3) выдача одежды и
| + | |
- | *4) забота о [[Погребение|погребении]].
| + | |
- | | + | |
- | Денежная помощь через кассу была основной формой благотворительности. Помощь продуктами питания состояла в содержании общинами бесплатных столовых для бедняков, в раздаче [[Мацца|маццы]] и вина, а также в трапезах для бедных на свадьбах и других торжествах. Средства на цели благотворительности поступали из различных источников, в том числе из [[Налоги|налогов]], которыми общины облагали своих членов, пожертвований, наследства, завещанного на цели благотворительности, штрафов, арендной платы за пользование имуществом общины и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | В течение средних веков возникли общинные организации, основной или частной функцией которых была благотворительность. Самой влиятельной среди них было погребальное общество [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]] (буквально `святое общество`). Одной из его функций было бесплатное совершение предписываемого религиозной традицией ритуала над умершим бедняком и его бесплатное погребение. В более позднее время отделение погребального общества, занимающееся этим видом благотворительности, получило название гомлей хесед-шел-эмет (`обеспечивающие истинной милостью`). Как одна из наиболее влиятельных и богатых организаций общины, погребальное общество стало также оказывать денежную помощь бедным и нуждающимся. Члены общества [[Биккур-Холим|биккур-холим]] (`посещение больных`) организовывали посещения больных, часто обеспечивали их врачебной помощью, медикаментами и уходом. Крупные общины, как правило, содержали врача для медицинского обслуживания нуждающихся. Заболевшие проезжающие обычно помещались в местном [[Хекдеш|хекдеше]] (госпиталь и странноприимный дом), где могли найти приют и здоровые странники. Некоторые общины имели общество хахнасат-орхим (`прием гостей`) для приема уважаемых и ученых гостей, которым, по их положению, не подобало останавливаться в хекдеше. Общество хахнасат-калла (буквально `введение невесты`) обеспечивало невест-бесприданниц; группа сандаким (см. [[Сандак]]) заботилась об устройстве в неимущих семьях [[Обрезание|обрезания]] с последующей традиционной трапезой; в синагогах и общинных самоуправлениях нуждающимся раздавали предметы культа; общины содержали школы ([[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]) для обучения детей неимущих; наконец, имелись общества, известные под названиями гмилут-хасадим, халваат хен (`ссуда милости`) или мишмерет-кодеш (`святая стража`), которые выдавали ссуды неимущим под символический процент или без процентов. В России отделение кагала (см. [[Община Еврейская|Община]]), занимающееся благотворительностью, часто называлось цдака гдола (`великая благотворительность`).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Цедака в наше время ==
| + | |
- | В новейшее время переселение больших групп еврейского населения из сравнительно бедных стран в богатые развитые страны, а позже — почти полное истребление еврейских общин преимущественно в сравнительно бедных странах (см. [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]) привели к значительным изменениям в социально-экономической структуре еврейского народа, выразившимся, в частности, и в снижении процента неимущих среди еврейского населения. Помощь эмигрантам и пострадавшим от войн, а также помощь первоначально [[Ишув|ишуву]], а затем Государству Израиль потребовали объединенных усилий всего еврейского народа. С этой целью было создано множество местных, государственных и международных филантропических организаций. В новейшее время еврейские благотворительные организации различного типа превосходят по размерам своих фондов и объему благотворительности другие соответствующие организации, созданные по государственным, этническим, конфессиональным, или религиозным принципам. См. также [[Алия Молодёжная|Алия молодежная]]; [[Альянс]]; [[Вицо|ВИЦО]]; [[Гирш|Гирш Морис де]]; [[Джойнт]]; [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейское колонизационное общество]]; [[Керен hа-Иесод|Керен hа-иесод]]; [[Нищенство]]; [[Объединённый Еврейский Призыв|Объединенный еврейский призыв]]; [[Озе|ОЗЕ]]; [[Орт|ОРТ]]; [[Филантропия]]; [[Хадасса]]; [[Хекдеш|Хекдеш]]; [[Хиас|ХИАС]]; [[Хильфсферейн]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Афоризмы о цдаке ==
| + | |
- | <blockquote>«Цдака по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым» <p style="text-align:right;">рав Асси (Баба Батра, 9а)</p></blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10646|БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * http://eleven.co.il/article/10646
| + | |
- | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B0 Цдака в Википедии]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/3401 Список 613-ти заповедей Торы]
| + | |
- | * Маймонид, Гилхот Матанот Анийим, главы 7, 10
| + | |
- | * [http://www.limud.ru/2011/03/14/zakony-cdaki/ р. Пинхас Гольдшмидт, Законы цдаки (аудио)]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Заповеди]]
| + | |