Белцы (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Еврейская история) |
||
(8 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | + | '''Бэлць''' — город в Молдове. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == Еврейская история == | |
- | + | В 1887 году Ясский уезд был переименован в Бэлцький. В это время в Бэлць проживало около 10 тыс. человек, в основном евреи — 70 %, в городе насчитывалось 72 синагоги <ref>[http://www.aen.ru/in-brief/story-id=41037/]</ref>. | |
- | + | Расположенный на перекрёстке больших дорог, город постепенно становился значительным торговым центром Бессарабии. Главным предметом торговли был скот. | |
+ | Значение Бэлць ещё более возросло, когда в 1894 году была построена железная дорога. К началу XX века Бэлць превратился в промышленный город с широко развитой торговлей, множеством заводов и фабрик. | ||
+ | Экономическое развитие Бэлць продолжалось и после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году. | ||
- | + | Евреи составляли большинство населения города. Согласно румынской переписи населения 1930 года из 35 тыс. жителей около 20 тыс. составляли евреи, 10 тыс. — румыны (молдаване) и 5 тыс. — украинцы и русские. | |
- | + | ||
- | |||
- | + | == Холокост == | |
- | |||
- | + | 9 июля в Бельцы вошли немецкие войска и сразу же начались массовые убийства евреев, вернувшихся из селений. Расстрелы осуществлялись эйнзацкомандой «11а», входившей в состав [[Эйнзацгруппен|эйнзацгруппен]] «D» и румынской жандармерией. Так, в середине июля 1941 г. было расстреляно около 450 евреев, в том числе члены местного [[Юденрат|юденрата]] (только что созданного) за неисполнение приказа. Румыны, которым немцы вскоре передали Бельцы, создали для евреев города и его округи три [[Концентрационные Лагеря Нацистские|концентрационных лагеря]], где многие скончались от голода и болезней. Оставшиеся в живых были депортированы в [[Транснистрия|Транснистрию]]. | |
- | |||
- | |||
- | + | == Послевоенное время == | |
+ | |||
+ | |||
+ | В 1959 г. еврейское население Бельцев составляло 11 600 человек, в 1970 г. — 12 915 (12,7% от всего населения), в 1979 г. — 10 500, в 1989 г. — 8903. В 1946–59 гг. в Бельцах существовала синагога (раввин Л. Эмальман, 1881-?). В 1962 г. милиция ворвалась в дом, где евреи собрались на молитву; молившиеся были доставлены на городскую площадь, где собравшиеся комсомольцы предали их публичному осмеянию и «осуждению». | ||
+ | |||
+ | В конце 1980-х гг., во время так называемой политики гласности и перестройки, началось возрождение еврейской жизни в Бельцах. В 1989 г. открылся еврейский театр-студия «Менора». С начала 1990-х гг. функционировали синагоги, воскресная школа. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в Бельцах открылись представительства еврейских международных организаций: [[Джойнт|Джойнта]] и [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]]. Создана еврейская община города Бельцы, входящая в Ассоциацию еврейских организаций и общин Республики Молдова. Действует общинный культурный центр, Израильский культурный центр, синагога, общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и фашистских концлагерей, женская организация «Хава». Джойнт через «Хесед» оказывает материальную помощь всем нуждающимся евреям Бельцев. | ||
- | + | В конце 1980-х – начале 2000-х гг. многие евреи Бельцев репатриировались в Израиль или уехали в другие страны мира. Так, по сведениям Джойнта, в 2002 г. еврейское население Бельцев составляли около двух тысяч человек. В начале 2000-х гг. в Бельцах участились акты антиеврейского вандализма. Например, в 2000 г. и 2002 г. были повреждены могилы на еврейском кладбище. | |
В советское время Бэлць стал крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения. | В советское время Бэлць стал крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения. | ||
Строка 116: | Строка 102: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | * «Майн штетелэ Бэлць» | |
- | * | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Бывшие еврейские местечки Бессарабии]] | [[Категория:Бывшие еврейские местечки Бессарабии]] | ||
[[Категория:История евреев Молдавии]] | [[Категория:История евреев Молдавии]] |
Текущая версия на 19:38, 5 мая 2013
Регулярная статья | |
Бэлць — город в Молдове.
Содержание |
Еврейская история
В 1887 году Ясский уезд был переименован в Бэлцький. В это время в Бэлць проживало около 10 тыс. человек, в основном евреи — 70 %, в городе насчитывалось 72 синагоги [1].
Расположенный на перекрёстке больших дорог, город постепенно становился значительным торговым центром Бессарабии. Главным предметом торговли был скот.
Значение Бэлць ещё более возросло, когда в 1894 году была построена железная дорога. К началу XX века Бэлць превратился в промышленный город с широко развитой торговлей, множеством заводов и фабрик. Экономическое развитие Бэлць продолжалось и после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году.
Евреи составляли большинство населения города. Согласно румынской переписи населения 1930 года из 35 тыс. жителей около 20 тыс. составляли евреи, 10 тыс. — румыны (молдаване) и 5 тыс. — украинцы и русские.
Холокост
9 июля в Бельцы вошли немецкие войска и сразу же начались массовые убийства евреев, вернувшихся из селений. Расстрелы осуществлялись эйнзацкомандой «11а», входившей в состав эйнзацгруппен «D» и румынской жандармерией. Так, в середине июля 1941 г. было расстреляно около 450 евреев, в том числе члены местного юденрата (только что созданного) за неисполнение приказа. Румыны, которым немцы вскоре передали Бельцы, создали для евреев города и его округи три концентрационных лагеря, где многие скончались от голода и болезней. Оставшиеся в живых были депортированы в Транснистрию.
Послевоенное время
В 1959 г. еврейское население Бельцев составляло 11 600 человек, в 1970 г. — 12 915 (12,7% от всего населения), в 1979 г. — 10 500, в 1989 г. — 8903. В 1946–59 гг. в Бельцах существовала синагога (раввин Л. Эмальман, 1881-?). В 1962 г. милиция ворвалась в дом, где евреи собрались на молитву; молившиеся были доставлены на городскую площадь, где собравшиеся комсомольцы предали их публичному осмеянию и «осуждению».
В конце 1980-х гг., во время так называемой политики гласности и перестройки, началось возрождение еврейской жизни в Бельцах. В 1989 г. открылся еврейский театр-студия «Менора». С начала 1990-х гг. функционировали синагоги, воскресная школа. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в Бельцах открылись представительства еврейских международных организаций: Джойнта и Еврейского агентства. Создана еврейская община города Бельцы, входящая в Ассоциацию еврейских организаций и общин Республики Молдова. Действует общинный культурный центр, Израильский культурный центр, синагога, общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и фашистских концлагерей, женская организация «Хава». Джойнт через «Хесед» оказывает материальную помощь всем нуждающимся евреям Бельцев.
В конце 1980-х – начале 2000-х гг. многие евреи Бельцев репатриировались в Израиль или уехали в другие страны мира. Так, по сведениям Джойнта, в 2002 г. еврейское население Бельцев составляли около двух тысяч человек. В начале 2000-х гг. в Бельцах участились акты антиеврейского вандализма. Например, в 2000 г. и 2002 г. были повреждены могилы на еврейском кладбище.
В советское время Бэлць стал крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения.
В 1991 году была провозглашена независимость Молдавии. В условиях экономического кризиса большинство предприятий города оказалось на грани выживания. Безработица и резкое снижение уровня жизни привели к тому, что значительная часть жителей покинула город. С 1989 по 2004 год население Бэлць сократилось на 20 %.
Большинство евреев репатриируется в Израиль и эмигрирует в другие страны.
Известные евреи - бельчане
- Михаил Альперин — джазовый музыкант, в 1970-е годы жил и учился в Бэлць
- Борис Анисфельд — художник, сценограф
- Леонид Балаклав — советский и израильский художник, родился в Бэлць
- Зейлик Бардичевер — поэт-песенник (идиш)
- Нысе Белцер — кантор и композитор литургической музыки, начал самостоятельную карьеру синагогального кантора в Бэлць
- Эдуард Бредун — советский киноактёр, вырос в Бэлць
- Иосиф Бужор — революционер-подпольщик
- Лия ван Лир — основатель и директор Иерусалимского международного кинофестиваля
- Зиси Вейцман — еврейский поэт
- Давид Выводцев — русский хирург и анатом, на собственные средства основал в Бэлць Еврейскую больницу
- Цви Гершони — израильский политический деятель, депутат Кнессета
- Израиль Гохберг — советский молдавский и израильский математик
- Роман Гринберг — израильский боксёр-профессионал, чемпион мира в супертяжёлом весе
- Лазарь Дубиновский — скульптор
- Герш-Лейб Кажбер (Вайнштейн) — писатель
- Иосиф Кишиневский — румынский государственный и партийный деятель
- Михаил Кохан — генерал-лейтенант
- Псой Короленко — «молодёжный филолог, акын и перформансист», провёл ранние детские годы с бабушкой и дедушкой в Бэлць
- Иза Кремер — певица оперетты
- Ефим Левит — молдавский литературовед, историк литературы
- Шломо Лейдерман — музыкант и композитор (направление — кляйзмерская музыка), родился и жил в Бэлць, затем в течение 30 лет был директором театра «Идишшпиль» в Израиле
- Шопсэ Лернер (1879, Хотин — 1913, Бэлць) — поэт, драматург, переводчик с русского и немецкого языков на идиш, автор книг «Ин Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба)
- Фроим Ойербах — поэт и прозаик
- Муся Пинкензон — герой-антифашист
- Борис Сандлер — писатель, журналист
- Леонид Сойбельман — музыкант альтернативного панк-рока
- Яков Сорокер — советско-израильский музыковед и скрипач
- Шулым Судит — писатель
- Ефим Ткач — молдавский музыковед и публицист
- Михаил Фаерман — пианист
- Михаил Фельзенбаум — писатель
- Яков Фихман — поэт
Примечания
Ссылки
- «Майн штетелэ Бэлць»