Иосеф hа-Нагид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Иехосеф ха-Нагид» в «Иосеф hа-Нагид»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Иехосеф ха-Нагид''' (''Юсуф ибн Нагрела'', ''Иосиф Абу-Хусейн''; [[1035]]–[[1066]]) — сын [[Шмуэль ха-Нагид|Шмуэля ха-Нагида]], [[визирь]] при дворе [[Гранада|гранадского]] эмира [[Бадис]]а.
+
'''Иосеф (Иеhосеф) hа-Нагид''' (''Юсуф ибн Нагрела'', ''Иосиф Абу-Хусейн''; [[1035]]–[[1066]]) — сын [[Шмуэль -Нагид|Шмуэля -Нагида]], [[визирь]] при дворе [[Гранада|гранадского]] эмира [[Бадис]]а.
-
Юсуф ибн Нагрела любил науки и поддерживал еврейских учёных, например [[талмуд]]иста Исаака ибн-Албалию и поэта Исаака ибн-Гайата. Изгнанных из [[Пумбедита|Пумбедиты]] сыновей последнего [[гаон]]а Езекии он принял с почётом и оказал им поддержку. О литературной деятельности Ибн Нагрелы ничего не известно (известно только его письмо к р. Ниссиму).
+
Юсуф ибн Нагрела любил науки и поддерживал еврейских учёных, например [[талмуд]]иста Исаака ибн-Албалию и поэта Исаака ибн-Гайата. Он принял с почётом  сыновей Езекии, последнего из [[гаон]]ов,  изгнанных из [[Пумбедита|Пумбедиты]]и оказал им поддержку. О литературной деятельности Ибн Нагрелы ничего не известно (известно только его письмо к р. Ниссиму).
Ибн Нагрела обнаруживал высокомерие в обращении с подчинёнными и назначал [[евреи|евреев]] на государственную службу в таком количестве, что это обратило на себя внимание [[мусульмане|мусульман]] (одного из своих родственников назначил великим визирем).
Ибн Нагрела обнаруживал высокомерие в обращении с подчинёнными и назначал [[евреи|евреев]] на государственную службу в таком количестве, что это обратило на себя внимание [[мусульмане|мусульман]] (одного из своих родственников назначил великим визирем).
Строка 7: Строка 7:
Между Ибн Нагрелой и наследником престола Балкином возник конфликт, и когда принц скоропостижно скончался, возбуждённые против Ибн Нагрелы мусульмане распространили слух, что он виновен в смерти принца, чему, однако, эмир не поверил.
Между Ибн Нагрелой и наследником престола Балкином возник конфликт, и когда принц скоропостижно скончался, возбуждённые против Ибн Нагрелы мусульмане распространили слух, что он виновен в смерти принца, чему, однако, эмир не поверил.
-
Затем, положение Иосефа ха-Нагида пошатнулось, когда Бадис предпочёл [[бербер]]ов, прибывших из Северной Африки, [[араб]]скому населению Гранады и, узнав однажды, что султан [[Ронда]] был убит людьми, подосланными арабским правителем [[Севилья|Севильи]], стал с тех пор следить за арабами, боясь также быть ими убитым. Бадис решил истребить всех арабов в пятницу во время молитвы. Иосеф ха-Нагид, посвящённый Бадисом в этот замысел, старался убедить эмира отказаться от исполнения плана. Бадис, однако, настоял на своём и уже сделал все приготовления к резне, приказав войскам вступить в пятницу в город. Тогда Ибн Нагрела решил удержать эмира и его слуг от пролития крови людей, ни в чём не повинных, и тайно уведомил главарей арабской общины о грозящей им опасности. Когда войска расположились близ города в ближайшую пятницу, мечеть была пуста, арабы же спрятались по домам. Бадис заподозрил тогда Иосефа ха-Нагида в выдаче тайны и имел с ним резкую беседу. Но Иосиф отверг обвинение Бадиса, говоря, что сами арабы, узнав о приближении войск, не пошли в [[мечеть]]. Эмир примирился с ним, но только для вида.
+
Затем, положение Иосефа -Нагида пошатнулось, когда Бадис предпочёл [[бербер]]ов, прибывших из Северной Африки, [[араб]]скому населению Гранады и, узнав однажды, что султан [[Ронда]] был убит людьми, подосланными арабским правителем [[Севилья|Севильи]], стал с тех пор следить за арабами, боясь также быть ими убитым. Бадис решил истребить всех арабов в пятницу во время молитвы. Иосеф -Нагид, посвящённый Бадисом в этот замысел, старался убедить эмира отказаться от исполнения плана. Бадис, однако, настоял на своём и уже сделал все приготовления к резне, приказав войскам вступить в пятницу в город. Тогда Ибн Нагрела решил удержать эмира и его слуг от пролития крови людей, ни в чём не повинных, и тайно уведомил главарей арабской общины о грозящей им опасности. Когда войска расположились близ города в ближайшую пятницу, мечеть была пуста, арабы же спрятались по домам. Бадис заподозрил тогда Иосефа -Нагида в выдаче тайны и имел с ним резкую беседу. Но Иосиф отверг обвинение Бадиса, говоря, что сами арабы, узнав о приближении войск, не пошли в [[мечеть]]. Эмир примирился с ним, но только для вида.
Мусульмане были недовольны, что столь высокий пост занимает еврей. Арабский поэт Исхак Эльвири, выпустил воззвание в стихах, полных злобы и фанатизма:
Мусульмане были недовольны, что столь высокий пост занимает еврей. Арабский поэт Исхак Эльвири, выпустил воззвание в стихах, полных злобы и фанатизма:
Строка 17: Строка 17:
Враги Ибн Нагрелы распустили слух, что еврей-сановник намеревается убить Бадиса и выдать страну в руки Аль-Мутасима, правителя [[Альмерия|Альмерии]], с которым Бадис вёл войну, а затем убить и Аль-Мутасима чтобы самому захватить престол.
Враги Ибн Нагрелы распустили слух, что еврей-сановник намеревается убить Бадиса и выдать страну в руки Аль-Мутасима, правителя [[Альмерия|Альмерии]], с которым Бадис вёл войну, а затем убить и Аль-Мутасима чтобы самому захватить престол.
-
В результате, [[30 декабря]] [[1066 год]]а (по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) в Гранаде произошла [[Резня евреев в Гранаде|резня]]. Толпа мусульман взяла штурмом королевский дворец Гранаде, распяла Иосифа ха-Нагида, а после этого принялась грабить и убивать большую часть еврейского населения города. 1500 еврейских семей или около 4000 человек были перебиты в один день. Лишь немногим удалось бежать. Большая библиотека Иосифа была расхищена при [[погром]]е.  
+
В результате, [[30 декабря]] [[1066 год]]а (по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) в Гранаде произошла [[Резня евреев в Гранаде|резня]]. Толпа мусульман взяла штурмом королевский дворец Гранаде, распяла Иосифа -Нагида, а после этого принялась грабить и убивать большую часть еврейского населения города. 1500 еврейских семей или около 4000 человек были перебиты в один день. Лишь немногим удалось бежать. Большая библиотека Иосифа была расхищена при [[погром]]е.  
Арабский поэт Ибн-Алфари оплакивал смерть Ибн Нагрелы.
Арабский поэт Ибн-Алфари оплакивал смерть Ибн Нагрелы.
-
Арабские историки сообщают, что Иосиф якобы не верил ни в [[Яхве|Бога своих отцов]], ни вообще в какую-либо религию. Подлежит сомнению, заявил ли он, что принципы [[ислам]]а нелепы. Жена Иосифа, дочь р. Ниссима бен-Якова, и сын её Азарья спаслись от смерти, бежав в [[Лусена|Лусену]].
+
Арабские историки сообщают, что Иосиф якобы не верил ни в иудаизм, ни вообще в какую-либо религию. Подлежит сомнению, заявил ли он, что принципы [[ислам]]а нелепы. Жена Иосифа, дочь р. Ниссима бен-Якова, и сын её Азарья спаслись от смерти, бежав в [[Лусена|Лусену]].
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История еврейского народа]]

Текущая версия на 16:15, 25 декабря 2011

Иосеф (Иеhосеф) hа-Нагид (Юсуф ибн Нагрела, Иосиф Абу-Хусейн; 1035–1066) — сын Шмуэля hа-Нагида, визирь при дворе гранадского эмира Бадиса.

Юсуф ибн Нагрела любил науки и поддерживал еврейских учёных, например талмудиста Исаака ибн-Албалию и поэта Исаака ибн-Гайата. Он принял с почётом сыновей Езекии, последнего из гаонов, изгнанных из Пумбедиты, и оказал им поддержку. О литературной деятельности Ибн Нагрелы ничего не известно (известно только его письмо к р. Ниссиму).

Ибн Нагрела обнаруживал высокомерие в обращении с подчинёнными и назначал евреев на государственную службу в таком количестве, что это обратило на себя внимание мусульман (одного из своих родственников назначил великим визирем).

Между Ибн Нагрелой и наследником престола Балкином возник конфликт, и когда принц скоропостижно скончался, возбуждённые против Ибн Нагрелы мусульмане распространили слух, что он виновен в смерти принца, чему, однако, эмир не поверил.

Затем, положение Иосефа hа-Нагида пошатнулось, когда Бадис предпочёл берберов, прибывших из Северной Африки, арабскому населению Гранады и, узнав однажды, что султан Ронда был убит людьми, подосланными арабским правителем Севильи, стал с тех пор следить за арабами, боясь также быть ими убитым. Бадис решил истребить всех арабов в пятницу во время молитвы. Иосеф hа-Нагид, посвящённый Бадисом в этот замысел, старался убедить эмира отказаться от исполнения плана. Бадис, однако, настоял на своём и уже сделал все приготовления к резне, приказав войскам вступить в пятницу в город. Тогда Ибн Нагрела решил удержать эмира и его слуг от пролития крови людей, ни в чём не повинных, и тайно уведомил главарей арабской общины о грозящей им опасности. Когда войска расположились близ города в ближайшую пятницу, мечеть была пуста, арабы же спрятались по домам. Бадис заподозрил тогда Иосефа hа-Нагида в выдаче тайны и имел с ним резкую беседу. Но Иосиф отверг обвинение Бадиса, говоря, что сами арабы, узнав о приближении войск, не пошли в мечеть. Эмир примирился с ним, но только для вида.

Мусульмане были недовольны, что столь высокий пост занимает еврей. Арабский поэт Исхак Эльвири, выпустил воззвание в стихах, полных злобы и фанатизма:

«Скажи сингаджитам (берберы Гренады), великанам нашего времени, львам пустыни: ваш властитель поступил преступно, почтив неверных. Катибом (министром) он назначил еврея, между тем как мог найти такового среди правоверных. Евреи предаются безумным надеждам, держат себя господами и надменно обходятся с мусульманами. Когда я прибыл в Гренаду, то заметил, что вся власть в руках евреев, что они поделили между собою столицу и провинцию. Всюду властвует кто-нибудь из этих проклятых».

Враги Ибн Нагрелы распустили слух, что еврей-сановник намеревается убить Бадиса и выдать страну в руки Аль-Мутасима, правителя Альмерии, с которым Бадис вёл войну, а затем убить и Аль-Мутасима чтобы самому захватить престол.

В результате, 30 декабря 1066 года (по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) в Гранаде произошла резня. Толпа мусульман взяла штурмом королевский дворец Гранаде, распяла Иосифа hа-Нагида, а после этого принялась грабить и убивать большую часть еврейского населения города. 1500 еврейских семей или около 4000 человек были перебиты в один день. Лишь немногим удалось бежать. Большая библиотека Иосифа была расхищена при погроме.

Арабский поэт Ибн-Алфари оплакивал смерть Ибн Нагрелы.

Арабские историки сообщают, что Иосиф якобы не верил ни в иудаизм, ни вообще в какую-либо религию. Подлежит сомнению, заявил ли он, что принципы ислама нелепы. Жена Иосифа, дочь р. Ниссима бен-Якова, и сын её Азарья спаслись от смерти, бежав в Лусену.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация