|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Шмуэль hа-Нагид]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 18/02/2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Шмуэль hа-Нагид (שְׁמוּאֵל הַנָּגִיד; `Шмуэль-предводитель`; полное имя Sh'muel HaLevi ben Yosef ibn Naghrela; Шмуэль hа-Леви бен Иосеф Ибн Нагрел‘а;''' 993, [[Кордова]], – 1055 /или 1056/, [[Гранада]]) - поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, [[Галаха|галахист]] и грамматик.
| + | |
- | | + | |
- | == Ранние годы ==
| + | |
- | Шмуэль hа-Нагид родился в знатной семье, которая вела свою родословную от царя [[Давид]]а. Получил отличное образование, как религиозное, так и светское. В совершенстве знал [[Галаха|Галаху]] (которую изучал у рабби Ханоха бен Моше /умер в 1014 г.), [[Агада в Талмуде|Агаду]], [[иврит]], Коран, арабский язык и литературу.
| + | |
- | | + | |
- | По сообщению историка XII в. Аврахама Ибн Дауда, в 1013 г., когда Кордову захватили берберы, Шмуэль hа-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями.
| + | |
- | | + | |
- | == Служба при дворе берберских правителей ==
| + | |
- | Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря [[Гранада|Гранады]], нанял Шмуэля hа-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю [[Гранада|Гранады]], принять Шмуэля hа-Нагида на государственную службу.
| + | |
- | | + | |
- | === Карьерный рост ===
| + | |
- | Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником. В 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а [[гаон]] Хай бен Шрира, глава [[Пумбедита|пумбедитской иешивы]], присвоил ему титул [[нагид]]а.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав первого (вопреки мнению ряда еврейских нотаблей [[Гранада|Гранады]]), Шмуэль hа-Нагид помог ему одержать победу. Он стал ближайшим другом и помощником халифа. А халиф не только '''сохранил за ним пост визиря, но и назначил его главнокомандующим'''.
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль hа-Нагид был фактическим правителем [[Гранада|Гранады]] (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова.
| + | |
- | | + | |
- | === Военная деятельность ===
| + | |
- | Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников [[Гранада|Гранады]]. Важным фактором, побудившим Шмуэля hа-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей. В одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше.
| + | |
- | | + | |
- | Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль hа-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. В честь спасения Шмуэля hа-Нагида от заговорщиков в 1039 г. в городе был установлен местный [[Пурим]], праздновавшийся 1 элула.
| + | |
- | | + | |
- | В 1045 г. Шмуэль hа-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля hа-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными.
| + | |
- | | + | |
- | '''Непрерывные походы подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Галахические труды ==
| + | |
- | Шмуэль hа-Нагид сыграл важную роль в превращении евреев Пиренейского полуострова в [[Сефарды|обособленную субэтническую группу]] со своими обычаями и традициями. Этому способствовал, в частности, его труд «Сефер хилхета гаврат‘а» («Большая книга халахот») — один из первых крупных [[Галаха|галахических]] кодексов, составленных за пределами Страны Израиля и [[Вавилония|Вавилонии]].
| + | |
- | | + | |
- | Этот кодекс был написан на [[Арамейский язык|арамейском языке]], [[иврит]]е и, возможно, по-арабски, и основан на [[Талмуд|Вавилонском]] и [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском Талмуде]], [[Мидраш]]е, [[Галаха|галахических]] постановлениях [[гаон]]ов (с которыми Шмуэль hа-Нагид время от времени полемизирует) и респонсах Ахи (Ахая) из Шабхи<ref>дошедшие до нашего времени отрывки из него были опубликованы М. Маргалиотом под заглавием «Хилхот hа-Нагид», Иер., 1962</ref> Он оказал значительное влияние на [[Галаха|галахистов]], живших в Испании и Северной Африке, в том числе на Ицхака Ибн Гиата (1038–89), Ицхака Алфаси и Иехуду ал-Барджелони (конец XI в. – начало XII в.).
| + | |
- | | + | |
- | Многие современники, в частности, [[Ибн Гебироль, Шломо|Шломо Ибн Габирол]] (которому Шмуэль hа-Нагид покровительствовал) и Хай Гаон бен Шрира расценили «Сефер хилхета гаврат‘а» как вызов [[Галаха|галахической]] монополии [[гаон]]ата. Шмуэлю hа-Нагиду пришлось даже написать стихотворную апологию, в которой он декларировал, что его труд ни в коей мере не направлен на подрыв верховного авторитета [[вавилон]]ских законоучителей.
| + | |
- | | + | |
- | Известны также составленное Шмуэлем hа-Нагидом введение в [[Талмуд]]. Оно впервые опубликовано в [[Стамбул]]е в 1510 г. С 1754 г. печатается в стандартных изданиях [[Талмуд]]а после трактата [[Брахот]].
| + | |
- | | + | |
- | Сохранились два его респонса и несколько грамматических сочинений.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые арабские ученые упоминают '''сочинение Шмуэля hа-Нагида, направленное против Корана'''. Историк и философ Ибн Хазм, которому оно было известно в изложении другого мусульманского автора, резко полемизировал с ним.
| + | |
- | | + | |
- | == Межобщинные связи ==
| + | |
- | В качестве руководителя евреев Гранады Шмуэль hа-Нагид поддерживал контакты с лидерами еврейских общин других стран. Известна, например, его переписка с [[эксиларх]]ом Хизкияху II бен Давидом и с [[тунис]]скими законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Ханан’элем и рабби Ниссимом бен Я‘аковом (последний выдал свою дочь за сына Шмуэля hа-Нагида Иехосефа). Шмуэль hа-Нагид оказывал материальную помощь евреям Страны Израиля, в частности, закупал оливковое масло для синагог [[Иерусалим]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Поэзия ==
| + | |
- | Поэтическое наследие Шмуэля hа-Нагида включает десятки стихотворений и поэм на [[иврит]]е, объединенных в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «[[Царь Шломо|Бен Кохелет]]». Он писал также по-арабски и много переводил с этого языка на [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | Первыми переписчиками произведений Шмуэля hа-Нагида стали его сыновья Иехосеф и Элиасаф (последний также стал поэтом). Такая практика была характерна для средневековой арабской культуры. Им же принадлежат заглавия, под которыми эти произведения в дальнейшем переходили из рукописи в рукопись и многократно цитировались разными авторами (начиная с [[Ибн Эзра, Авраам|Аврахама Ибн Эзры]]).
| + | |
- | | + | |
- | Первый печатный сборник стихотворений Шмуэля hа-Нагида был выпущен [[Гаркави, Авраам Яковлевич|А. Я. Гаркави]] (СПб., 1879). В 1934 г. в Оксфорде вышло в свет трехтомное издание, подготовленное [[Сассун, семья|Давидом Шломо Сассуном]].
| + | |
- | | + | |
- | Для поэзии Шмуэля hа-Нагида характерны изощренность формы, точность языка и тематическое разнообразие. Он ввел в литературу на [[иврит]]е жанр героического эпоса. Его эпические поэмы, в которых он подробно описывает свои воинские свершения, не только представляют собой непревзойденные образцы этого жанра, но и служат '''ценным источником сведений по военной и политической истории''' мусульманских государств Пиренейского полуострова в середине XI в.
| + | |
- | | + | |
- | В русле традиций арабской поэзии Шмуэль hа-Нагид воспевал вино, любовь, дружбу. Он писал также оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи.
| + | |
- | | + | |
- | '''Во многих его произведениях звучат сугубо еврейские мотивы'''. Он расценивает зависть и интриги царедворцев-мусульман как проявления извечной неприязни народов мира к народу Израиля, в непрочности и двусмысленности своего положения в качестве правителя мусульманского государства видит свидетельство эфемерности еврейского бытия в диаспоре и связывает все свои надежды с грядущим избавлением и возвращением в [[Сион]].
| + | |
- | | + | |
- | == Научная деятельность в гебраистике и грамматике ==
| + | |
- | Шмуэль hа-Нагид написал «Китаб ал-истигна» («Книга довольствования») — словарь [[ТАНАХ|библейского]] [[иврит]]а, написанный по-арабски. Он являлся во многих отношениях вершиной лексикографии [[иврит]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Книгу отличает тщательно продуманное построение словарной статьи, состоящей из трех частей. В первой части систематически приведены все различные значения корня, сопровождаемые примерами. Во второй — пояснения из [[Экзегеза|экзегетической]] литературы. В третьей — подробный перечень грамматических форм, образованных от данного корня.
| + | |
- | | + | |
- | Этот труд был утерян, за исключением нескольких небольших фрагментов.
| + | |
- | | + | |
- | Современник Шмуэля hа-Нагида '''Ибн Джанах''' предпринял попытку полного описания [[ТАНАХ|библейского]] [[иврит]]а в труде «Китаб ат-танки» («Книга тонких исследований»; в переводе на [[иврит]] «Сефер ха-дикдук» — «Книга грамматики»). Многие из толкований Ибн Джанаха вызвали возражения Шмуэля hа-Нагида, образующие вместе с контраргументами Ибн Джанаха богатую полемическую литературу. Она немало способствовала углубленному изучению грамматического строя языка [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | == После смерти Шмуэля hа-Нагида ==
| + | |
- | | + | |
- | Сын Шмуэля hа-Нагида, [[Иосеф hа-Нагид|Иосеф (Иеhосеф) hа-Нагид]] (1035–66), унаследовал все его должности и титулы. Однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами. Мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся [[Гранада|гранадская]] община.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/14865 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Шмуэль ха-Нагид" на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247]
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11093 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гебраистика" на основании КЕЭ, том 2, кол. 46–57]
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11655 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Языкознание" на основании КЕЭ, 10, кол. 911–923]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/biography/Nagid.html "Samuel ha’Nagid" in Jewish Virtual Library]
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Испании]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи - воины]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Испании]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Кодификаторы еврейского закона]]
| + | |
- | [[Категория:Гебраисты]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на иврите]]
| + | |