Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Ахароним]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{История иудаизма|1492|530|имя=ахароним}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ахароним''' (אַחֲרוֹנִים; буквально `поздние` [авторитеты]), термин, используемый для определения поздних раввинских авторитетов, в противоположность [[Ришоним|ришоним]], то есть ранним авторитетам. Хотя ученые расходятся в установлении точной хронологической границы между теми и другими, принято считать, что период ришоним заканчивается со смертью [[Иссерлейн|Исраэля Иссерлейна]], а период ахароним начинается появлением кодекса [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] с дополнениями [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]].
| + | |
- | {{main|Еврейские классические тексты}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ахароним XVII века ==
| + | |
- | Стремление найти новые толкования и разрешить новые талмудические проблемы посредством сложной логической системы ([[Пилпул|пилпул]]) становится особенно сильным в Польше; во второй половине XVI века в этой стране появляется несколько величайших ахароним и комментаторов [[Талмуд|Талмуда]]. Среди самых выдающихся ахароним этого времени следует считать [[Лурия, Шломо Бен Иехиэль|Шломо бен Иехиэля Лурии]] и Бецалеля Ашкенази (умер в 1592 г.). Наиболее известными ахароним XVII веке были:
| + | |
- | * [[Яффе, Мордехай Бен Аврахам|Мордехай Яффе]],
| + | |
- | * [[Люблин, Меир Бен Гдалия|Меир бен Гдалия Люблин]],
| + | |
- | * [[Эдельс Шмуэль Элиэзер Бен Иехуда hа-Леви|Шмуэль Элиэзер бен Иехуда Эдельс]],
| + | |
- | * [[Горовиц Иешаяху Бен Аврахам hа-Леви|Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц]],
| + | |
- | * [[Шифф Меир Бен Яаков hа-Кохен|Меир бен Яаков hа-Кохен Шифф]],
| + | |
- | * [[Сыркес, Иоэль Бен Шмуэль|Иоэль бен Шмуэль Сыркес]], автор широко известного «Баит хадаш»,
| + | |
- | * [[Геллер|Иом-Тов Липман Геллер]], автор «Тосфот Иом-Тов», и
| + | |
- | * [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш Ашкенази]].
| + | |
- | | + | |
- | Труды этих ученых, которые характеризуются главным образом расхождением во мнениях с [[Шулхан арух]]ом [[Каро, Йосеф|Иосефа Каро]], пренебрегавшего выводами [[Ашкеназы|ашкеназских]]) [[Поским|поским]] Германии и Польши, творившими после появления «Арбаа турим» [[Яаков Бен Ашер|Яакова бен Ашера]], оставили неизгладимый след в развитии [[Галаха|Галахи]]. Два комментатора Шулхан аруха, [[Давид Бен Шмуэль hа-Леви|Давид бен Шмуэль hа-Леви]], автор «Турей захав», и [[Шабтай Бен Меир hа-Кохен|Шабтай бен Меир hа-Кохен]], автор «Сифтей коhен», развили этот свод правил и сделали его общепринятым.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ахароним XVIII века ==
| + | |
- | Среди выдающихся ахароним XVIII века следует отметить [[Эйбеншюц|Ионатана Эйбеншюца]] и [[Эмден Яаков|Яакова Эмдена]], сына Цви Хирша Ашкенази. Исключительную известность получил [[Ландау, Иехезкель Бен Иехуда|Иехезкель бен Иехуда hа-Леви Ландау]], автор «Нода би-Иехуда», который в своих дополнениях устанавливает новые галахические правила. Другой выдающейся личностью среди ахароним 18 в. был [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залман]], Виленский гаон. Особо следует отметить также [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеура Залмана из Ляд]], основателя хасидского движения [[Хабад]] и автора «Тании». Он подготовил для своих последователей новый Шулхан арух, который вышел в 1864 г. в пяти частях. Наряду с [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаимом бен Ицхаком Воложинером]], выдающимся учеником Виленского гаона и основателем [[Иешива|иешивы]] в Воложине, он был виднейшей фигурой в последней четверти XVIII века и в первой четверти XIX века.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ахароним XIX века ==
| + | |
- | Среди наиболее примечательных раввинских авторитетов XIX века. следует упомянуть [[Эгер|Акиву бен Моше Эгера]], [[Софер, Моше|Моше бен Шмуэля Софера]]; Менахема Мендла Шнеерсона из Любавичей (см. [[Шнеерсон, хасидская династия]]), автора респонсов «Цемах цедек», и Шломо Ганцфрида (1804–1886), известного своим трудом Киццур Шулхан арух. [[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Нафтали Цви Иехуда Берлин]] из Воложина, [[Спектор, Ицхак Элханан|Ицхак Элханан бен Исраэль Спектор]] из Ковно, Иосеф Бер Соловейчик из Воложина (см. [[Соловейчик|Соловейчик, семья]]) и Иехиэль Михаэль Эпштейн (1829–1908), автор «Арох hа-шулхан», также считаются наиболее значительными ахароним 19 в.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ахароним ХХ века ==
| + | |
- | Самыми выдающимися ахароним ХХ века. были [[Соловейчик Хаим hа-Леви|Хаим hа-Леви Соловейчик]] (Хаим Брискер), Иосеф Розин (Рогачовер; 1858–1936), [[Исраэль Меир hа-Кохен|Исраэль Меир hа-Кохен]], [[Гродзенский, Хаим Озер|Хаим Озер Гродзенский]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|Аврахам Ицхак hа-Кохен Кук]] и [[Карелиц, Аврахам Иешаяху|Аврахам Иешаяху Карелиц]], опубликовавший 23 тома галахических постановлений, охватывающих Талмуд и четыре раздела Шулхан аруха с дополнениями к ним.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Деятельность ахроним ==
| + | |
- | Ахароним разработали многие галахические правила. Их основным принципом было приведение в соответствие решений признанных галахических авторитетов. Законодательные дополнения ахароним отражают стремление к пилпулу и углубленному изучению спорных вопросов с целью выведения новых правил. В респонсах ахароним обсуждается все разнообразие проблем их времени. Сдвиги, происшедшие в еврейском обществе и быту в результате событий ХХ века — Первая и Вторая мировые войны, [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]] европейского еврейства, создание Государства Израиль и технический прогресс поставили новые проблемы перед ахароним, которые стремятся найти им решения, соответствующее Галахе.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Кодификация Закона|Кодификация закона]],
| + | |
- | * [[Респонсы]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10339|АХАРОНИМ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10339|Ахароним}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ахароним]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |