Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Ашкеназы]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ашкена́зы''' ивр. אשכנזים (''ашкенази́м'', ед. ч. — ''ашкенази́'') — субэтническая группа евреев, потомки всех европейских [[еврей|евреев]], кроме выходцев из Испании, южной Франции, [[Османская империя (Турция) - еврейские общины|Турции]] и (частично) Италии (называемых [[сефарды|сефардами]]).<ref>{{ЭЕЭ|10358|Ашкеназы}}</ref> Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков легендарного [[Аскеназ]]а, внука [[Иафет]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Ныне составляют большую часть евреев [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], около половины евреев [[Израиль|Израиля]]. Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил [[идиш]]; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Дискуссия о происхождении и истории ==
| + | |
- | В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|пол Векслер]], выдвинул теорию, относящую [[Идиш|идиш]] в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]].
| + | |
- | | + | |
- | Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» [[Векслер, Пол|Векслер]] предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | [[Векслер]] рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — [[Лужичане|лужицких сорбов]], полабов и др. Позже [[Векслер, Пол|Векслер]] включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также [[хазары|хазар]] и многочисленных славян, живших в [[Киевская Русь|Киевской Руси]] в IX—XII веках.
| + | |
- | | + | |
- | Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков [[иудеи|иудейского]] населения, встретившихся в верхних районах реки [[висла|Вислы]] в Польше 700—800 лет назад.
| + | |
- | | + | |
- | Первый поток берёт начало в [[Галлия|Галлии]] где с начала новой эры проживают в районе реки [[Рейн]] латиноязычные иудеи граждане [[Римская империя|Римской империи]]. С V века новой эры в составе [[Франки|Франкского государства]] миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь существуют многие центры иудаизма и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский.
| + | |
- | | + | |
- | В составе [[Священная Римская империя германской нации|Священной Римской империи германской нации]] германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён [[Римская республика|Римской республики]] на [[Аппенинский полуостров|Аппенинском полуострове]].
| + | |
- | | + | |
- | Ашкеназы как еврейский субэтнос формируются в [[Польское королевство|Польском королевстве]] куда пригласил иудеев на проживание [[Казимир Великий]]. В Польше осела большая масса иудеев из разных миграционных потоков. Один поток шёл с запада, гонимый погромами крестоносцев и антииудейским законодательством и который включал в себя костяк будушего ашкеназского этноса — представителей германоязычного иудейства. Другой шёл с [[Балканы|Балкан]], который включал в себя византийских иудеев («романио́ты» — в евр.терм.). Третий поток шёл с востока. В него входили потомки хазарских иудеев («куза́рим» — в евр.терм.), славяноязычных иудеев («кнаа́ним» — в евр.терм.) и представители персидского иудейства. Этот поток особо усилился в связи с монгольским нашествием.
| + | |
- | | + | |
- | Первоначальную группу, потомками которой стали миллионы ашкеназов, генетики оценивают в 25000 человек.
| + | |
- | | + | |
- | [[Депопуляция]] в [[Золотая Орда|Золотой Орде]] и Европе, вызванная эпидемией [[Черная смерть|«Черной смерти»]], привела к перекройке этнических и политических границ, в этот период происходит демографический взрыв иудейской общины в укреплявшемся Польском королевстве.
| + | |
- | | + | |
- | Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при [[Грюнвальд]]е и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу.
| + | |
- | | + | |
- | Основным направлением расширения крепнущей [[Польши]] стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, [[шляхта]] и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей.
| + | |
- | | + | |
- | [[Богдан Хмельницкий|Восстание Богдана Хмельницкого]] привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в [[Османская империя (турция) - еврейские общины|Османской империи]] и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как [[Франция]], либо населялись [[сефард]]ами, как [[Нидерланды]] и [[Англия]]. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после [[Тридцатилетняя война|Тридцатилетней войны]] открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный [[идиш]], лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом.
| + | |
- | | + | |
- | [[Разделы Польши]] привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический [[антисемитизм]] и массовая эмиграция ашкеназов в [[Новый Свет]].
| + | |
- | | + | |
- | Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено [[нацизм|нацистами]] и их [[коллаборационизм|пособниками]] в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого [[Холокост|Катастрофой]]. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ашкеназийский [[извод]] [[иврит]]а ==
| + | |
- | Существует так называемый ашкеназийский извод иврита (лошн-койдэш), отличающийся от современного иврита произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. В устной речи используется для чтения Торы и молитв [[хазан]]ом в ашкеназийских [[синагога]]х.
| + | |
- | {{lang-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | == Особенности и отличия от сефардов ==
| + | |
- | {{judaism-stub}}
| + | |
- | Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно [[Такканот|установлению]] [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола]]. Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении [[Иврит Язык|иврита]], в литургии и в шрифте.
| + | |
- | | + | |
- | В XV-XVI веках центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление [[Идиш Язык|языка идиш]] стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]]. Каро в своем кодексе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, [[сефарды]] же сочли для себя обязательными толкования Каро.
| + | |
- | | + | |
- | Отношения между ашкеназскими и [[Сефарды|сефардскими]] евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в [[Иерусалим]] в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе [[Верховный Раввинат|Верховного раввината]].
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Сефарды]]
| + | |
- | * [[Каноны богослужения в иудаизме|Ашкеназский канон]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | ^ a b c Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10358|Ашкеназы}}
| + | |
- | * [http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/31/131932 Алексей Байер, «Картина мира: Еврейский век», на сайте газеты «Ведомости», 31.08.2007, № 163 (1937)]
| + | |
- | * [[Дорфман, Михаэль|Михаэль Дорфман]] [http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1211 «Как евреи произошли от славян» часть 1]
| + | |
- | * [http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1210 «Как евреи произошли от славян» часть 2]
| + | |
- | * [http://www.sdss.jhu.edu/~ethan/jFAQ.html Генетика групп евреев]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11841 От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».]
| + | |
- | * [http://sites.google.com/site/azkenazrevolution/askenazijskaa-revolucia Ашкеназийская революция ]
| + | |
- | * [http://azkenazim.narod.ru Евреи и Эволюция ]
| + | |
- | * [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
| + | |
- | | + | |
- | {{ethno-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked}}
| + | |