Сионистская Социалистическая Рабочая Партия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «#Перенаправление[[» на «#Перенаправление [[») |
Libermanov (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{О_статье\ЭЕЭ | |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Сионистская Социалистическая Рабочая Партия''' (ССРП), еврейская политическая партия, действовавшая в [[Россия|России]] в 1905–17 гг. Известна также под аббревиатурой С. С. | ||
+ | |||
+ | == Основание партии == | ||
+ | Появилась в результате раскола в движении [[Поалей Цион|Поалей Цион]], вызванного дискуссией об [[Уганды План|Уганды плане]] (см. также [[Сионизм. Исторический обзор. Возникновение сионизма]]); учреждена членами Поалей Цион — сторонниками плана — на конференции, состоявшейся в январе 1905 г. в [[Одесса|Одессе]] (была прервана арестами ее участников, но возобновлена и завершена в феврале того же года). | ||
+ | == Руководство == | ||
+ | Руководителями, видными деятелями и идеологами партии в разное время были Г. Абрамович (1880?–1933), [[Кацнельсон, Берл|Б. Кацнельсон]], [[Лацкий-Бертольди Яаков Зеев Вольф|Я. З. В. Лацкий-Бертольди]], [[Лещинский Яаков|Я. Лещинский]], [[Литваков, Моше|М. Литваков]], Д. Львович (1882–1950), [[Нигер, Шмуэль|Ш. Нигер]], Я. Пат (1890–1966), [[Ремез, Давид|Д. Ремез]], [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]], [[Харцфельд|А. Харцфельд]]; в Сионистскую социалистическую рабочую партию входили также [[Гланц-Лейелес|А. Гланц-Лейелес]], [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлс]], [[Родин, Элиша|Э. Родин | ||
+ | |||
+ | == Идеология == | ||
+ | В своей политической платформе, окончательно оформившейся к началу 1906 г., Сионистская социалистическая рабочая партия высоко оценивала «социально-экономическое содержание» сионизма, но отрицала необходимость «возрождения еврейской земли, еврейской культуры, еврейских традиций»; отсюда делался вывод о том, что «не существует органичной связи между сионизмом и Палестиной». Идеологи Сионистской социалистической рабочей партии полагали, что «перенасыщение» развитых стран и больших городов, куда в начале 20 в. устремился основной поток еврейской [[Миграции|миграции]], неизбежно приведет к «концентрации еврейских масс на свободной территории», где сложится «еврейский национальный экономический организм». Таким образом сложатся благоприятные условия для борьбы за национальное и социальное освобождение, которая невозможна в условиях рассеяния, препятствующего «индустриализации» и «пролетаризации» еврейского народа. Партия положительно относилась к участию евреев в революционной борьбе в России, но отрицала в то же время значение этой борьбы для решения специфических проблем еврейства. В области культуры Сионистская социалистическая рабочая партия выступала за всемерное развитие [[Идиш Язык|идиш]] как живого разговорного языка еврейских масс. | ||
+ | |||
+ | == Деятельность в период революции 1905-1907 гг == | ||
+ | В июле–августе 1905 г. представители Сионистской социалистической рабочей партии приняли участие в работе 7-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]], однако, когда его делегаты большинством голосов отвергли план Уганды, партия вышла из всемирной [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] и присоединилась к вновь созданному Еврейскому территориальному обществу (см. [[Территориализм]]). В связи с этим съезд Сионистской социалистической рабочей партии, состоявшийся в марте 1906 г. в [[Лейпциг|Лейпциге]], решил изменить название партии, однако исполнение этого постановления было отложено до возникновения всемирной еврейской социалистической организации. Одновременно Сионистская социалистическая рабочая партия отвергла концепцию [[Автономизм|автономизма]], что привело к выходу из партии сторонников группы [[«Возрождение»]] («сеймистов»). В период русской революции 1905–1907 гг. Сионистская социалистическая рабочая партия (к которой в 1907 г. присоединилась крупная группировка Поалей Цион — Еврейская территориалистическая рабочая партия) находилась на подъеме. Число ее членов, по утверждению лидеров партии, достигло 27 тыс. человек, в результате чего она стала вторым по значению еврейским политическим объединением в России (после [[Бунд|Бунда]], руководство которого видело в Сионистской социалистической рабочей партии опасного соперника). Члены партии играли заметную роль в еврейском профсоюзном движении, в организации отрядов [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. Популярными были периодические издания Сионистской социалистической рабочей партии — «Кроник фун дер ционистиш-социалистиш арбетер партей» (1905), [[«Форвертс»]] (1905–1906), «Дер найер вег» (другое название — «Унзер вег», 1906–1907), «Дер штрал» (1907–1908; вышло два номера). Партия поддерживала тесные связи с идейно близкими ей организациями в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатах Америки]] («сионисты-территориалисты», во главе которых первоначально стояли Б. Цукерман, 1887–1970, и Н. Сыркин; оба в 1909–1910 гг. вернулись во всемирную Сионистскую организацию), [[Великобритания|Великобритании]], [[Аргентина|Аргентине]]. Действовала также Лига Сионистской социалистической рабочей партии за рубежом. В 1907 г. представители Сионистской социалистической рабочей партии приняли в качестве наблюдателей участие в работе Штутгартского конгресса 2-го (Социалистического) Интернационала; однако просьба партии о вступлении в эту организацию в качестве полноправного члена была отклонена. | ||
+ | |||
+ | == Кризис и распад == | ||
+ | После поражения революции 1905–1907 гг. Сионистская социалистическая рабочая партия вступила в полосу длительного и глубокого кризиса; ее покинули как многие рядовые сторонники, так и некоторые лидеры, в их числе Б. Кацнельсон, Д. Ремез, А. Харцфельд, вернувшиеся в сионистское рабочее движение. Стремясь оживить деятельность партии, ее съезд, состоявшийся в 1908 г. в Вильне (см. [[Вильнюс]]), сформулировал новый лозунг «регулирования эмиграции» и выступил с проектом созыва всемирного конгресса по вопросам эмиграции и учреждения эмиграционного банка. 4-я конференция Сионистской социалистической рабочей партии (1911) призвала ее сторонников приступить к работе в еврейских общинах. Члены Сионистской социалистической рабочей партии активно участвовали также в деятельности [[Орт|ОРТ]], [[Озе|ОЗЕ]], [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]]. Однако, несмотря на все усилия, вернуть себе утраченное влияние партия так и не смогла. В середине 1910-х гг. начался переход Сионистской социалистической рабочей партии на позиции автономизма. Ее 5-я конференция (март–апрель 1915 г.) впервые положительно оценила эту концепцию, а 6-я конференция (апрель 1917 г.) утвердила программу борьбы за национальную автономию российского еврейства. Это открыло путь к слиянию Сионистской социалистической рабочей партии, принявшей название Территориалистическая социалистическая рабочая партия, с [[Социалистическая Еврейская Рабочая Партия|Социалистической еврейской рабочей партией]] (СЕРП). В мае 1917 г. эти две организации объединились, образовав [[Объединённая Еврейская Социалистическая Рабочая Партия|Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию]] (ОЕСРП; известна также как Фарейникте). В [[Польша|Польше]], где СЕРП не действовала, Сионистская социалистическая рабочая партия была переименована в ОЕСРП в ноябре 1918 г. Отдельные руководители Сионистской социалистической рабочей партии, не вошедшие в Фарейникте (например, Я. Лацкий-Бертольди), присоединились к [[Фолкспартей]]. После распада Фарейникте часть бывших лидеров Сионистской социалистической рабочей партии (например, М. Литваков) вступила в коммунистическую партию, другие присоединились к Бунду (Я. Пат) или — позднее — вернулись в сионистское движение (З. Лацкий-Бертольди, Я. Лещинский). В 1920-х гг. некоторые бывшие члены Сионистской социалистической рабочей партии приняли деятельное участие в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Советский Союз|Советском Союзе]] (см. [[Биробиджан]]; [[Крым]]). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13822|СИОНИСТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Еврейские организации России ]] |
Текущая версия на 13:10, 27 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Сионистская Социалистическая Рабочая Партия (ССРП), еврейская политическая партия, действовавшая в России в 1905–17 гг. Известна также под аббревиатурой С. С.
Содержание |
Основание партии
Появилась в результате раскола в движении Поалей Цион, вызванного дискуссией об Уганды плане (см. также Сионизм. Исторический обзор. Возникновение сионизма); учреждена членами Поалей Цион — сторонниками плана — на конференции, состоявшейся в январе 1905 г. в Одессе (была прервана арестами ее участников, но возобновлена и завершена в феврале того же года).
Руководство
Руководителями, видными деятелями и идеологами партии в разное время были Г. Абрамович (1880?–1933), Б. Кацнельсон, Я. З. В. Лацкий-Бертольди, Я. Лещинский, М. Литваков, Д. Львович (1882–1950), Ш. Нигер, Я. Пат (1890–1966), Д. Ремез, Н. Сыркин, А. Харцфельд; в Сионистскую социалистическую рабочую партию входили также А. Гланц-Лейелес, Ш. Михоэлс, [[Родин, Элиша|Э. Родин
Идеология
В своей политической платформе, окончательно оформившейся к началу 1906 г., Сионистская социалистическая рабочая партия высоко оценивала «социально-экономическое содержание» сионизма, но отрицала необходимость «возрождения еврейской земли, еврейской культуры, еврейских традиций»; отсюда делался вывод о том, что «не существует органичной связи между сионизмом и Палестиной». Идеологи Сионистской социалистической рабочей партии полагали, что «перенасыщение» развитых стран и больших городов, куда в начале 20 в. устремился основной поток еврейской миграции, неизбежно приведет к «концентрации еврейских масс на свободной территории», где сложится «еврейский национальный экономический организм». Таким образом сложатся благоприятные условия для борьбы за национальное и социальное освобождение, которая невозможна в условиях рассеяния, препятствующего «индустриализации» и «пролетаризации» еврейского народа. Партия положительно относилась к участию евреев в революционной борьбе в России, но отрицала в то же время значение этой борьбы для решения специфических проблем еврейства. В области культуры Сионистская социалистическая рабочая партия выступала за всемерное развитие идиш как живого разговорного языка еврейских масс.
Деятельность в период революции 1905-1907 гг
В июле–августе 1905 г. представители Сионистской социалистической рабочей партии приняли участие в работе 7-го Сионистского конгресса, однако, когда его делегаты большинством голосов отвергли план Уганды, партия вышла из всемирной Сионистской организации и присоединилась к вновь созданному Еврейскому территориальному обществу (см. Территориализм). В связи с этим съезд Сионистской социалистической рабочей партии, состоявшийся в марте 1906 г. в Лейпциге, решил изменить название партии, однако исполнение этого постановления было отложено до возникновения всемирной еврейской социалистической организации. Одновременно Сионистская социалистическая рабочая партия отвергла концепцию автономизма, что привело к выходу из партии сторонников группы «Возрождение» («сеймистов»). В период русской революции 1905–1907 гг. Сионистская социалистическая рабочая партия (к которой в 1907 г. присоединилась крупная группировка Поалей Цион — Еврейская территориалистическая рабочая партия) находилась на подъеме. Число ее членов, по утверждению лидеров партии, достигло 27 тыс. человек, в результате чего она стала вторым по значению еврейским политическим объединением в России (после Бунда, руководство которого видело в Сионистской социалистической рабочей партии опасного соперника). Члены партии играли заметную роль в еврейском профсоюзном движении, в организации отрядов самообороны. Популярными были периодические издания Сионистской социалистической рабочей партии — «Кроник фун дер ционистиш-социалистиш арбетер партей» (1905), «Форвертс» (1905–1906), «Дер найер вег» (другое название — «Унзер вег», 1906–1907), «Дер штрал» (1907–1908; вышло два номера). Партия поддерживала тесные связи с идейно близкими ей организациями в Соединенных Штатах Америки («сионисты-территориалисты», во главе которых первоначально стояли Б. Цукерман, 1887–1970, и Н. Сыркин; оба в 1909–1910 гг. вернулись во всемирную Сионистскую организацию), Великобритании, Аргентине. Действовала также Лига Сионистской социалистической рабочей партии за рубежом. В 1907 г. представители Сионистской социалистической рабочей партии приняли в качестве наблюдателей участие в работе Штутгартского конгресса 2-го (Социалистического) Интернационала; однако просьба партии о вступлении в эту организацию в качестве полноправного члена была отклонена.
Кризис и распад
После поражения революции 1905–1907 гг. Сионистская социалистическая рабочая партия вступила в полосу длительного и глубокого кризиса; ее покинули как многие рядовые сторонники, так и некоторые лидеры, в их числе Б. Кацнельсон, Д. Ремез, А. Харцфельд, вернувшиеся в сионистское рабочее движение. Стремясь оживить деятельность партии, ее съезд, состоявшийся в 1908 г. в Вильне (см. Вильнюс), сформулировал новый лозунг «регулирования эмиграции» и выступил с проектом созыва всемирного конгресса по вопросам эмиграции и учреждения эмиграционного банка. 4-я конференция Сионистской социалистической рабочей партии (1911) призвала ее сторонников приступить к работе в еврейских общинах. Члены Сионистской социалистической рабочей партии активно участвовали также в деятельности ОРТ, ОЗЕ, Общества для распространения просвещения между евреями в России. Однако, несмотря на все усилия, вернуть себе утраченное влияние партия так и не смогла. В середине 1910-х гг. начался переход Сионистской социалистической рабочей партии на позиции автономизма. Ее 5-я конференция (март–апрель 1915 г.) впервые положительно оценила эту концепцию, а 6-я конференция (апрель 1917 г.) утвердила программу борьбы за национальную автономию российского еврейства. Это открыло путь к слиянию Сионистской социалистической рабочей партии, принявшей название Территориалистическая социалистическая рабочая партия, с Социалистической еврейской рабочей партией (СЕРП). В мае 1917 г. эти две организации объединились, образовав Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию (ОЕСРП; известна также как Фарейникте). В Польше, где СЕРП не действовала, Сионистская социалистическая рабочая партия была переименована в ОЕСРП в ноябре 1918 г. Отдельные руководители Сионистской социалистической рабочей партии, не вошедшие в Фарейникте (например, Я. Лацкий-Бертольди), присоединились к Фолкспартей. После распада Фарейникте часть бывших лидеров Сионистской социалистической рабочей партии (например, М. Литваков) вступила в коммунистическую партию, другие присоединились к Бунду (Я. Пат) или — позднее — вернулись в сионистское движение (З. Лацкий-Бертольди, Я. Лещинский). В 1920-х гг. некоторые бывшие члены Сионистской социалистической рабочей партии приняли деятельное участие в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в Советском Союзе (см. Биробиджан; Крым).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СИОНИСТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ в ЭЕЭ