Шац, Борис
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add notice: From Wiki) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Художники по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
Строка 28: | Строка 41: | ||
В период творчества художника в Палестине центральное место в его произведениях занимают образы великих евреев прошлого — эскиз к статуе «Моисей со скрижалями» ([[1918]], [[гипс]]), где чувствуется влияние работы «Христос перед судом народа» М. Антокольского, пророки — «Иеремия» ([[1911]]), «Исайя» ([[1918]]; оба — [[бронза|бронзовые]] рельефы).<ref name="ЭЕЭ" /> | В период творчества художника в Палестине центральное место в его произведениях занимают образы великих евреев прошлого — эскиз к статуе «Моисей со скрижалями» ([[1918]], [[гипс]]), где чувствуется влияние работы «Христос перед судом народа» М. Антокольского, пророки — «Иеремия» ([[1911]]), «Исайя» ([[1918]]; оба — [[бронза|бронзовые]] рельефы).<ref name="ЭЕЭ" /> | ||
- | В 1920-е гг. Шац создал также известные скульптурные портреты [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] (Музей Т. Герцля, Иерусалим), [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] (1929), [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]] (1920), [[Бен-Йехуда, Элиэзер|Э. Бен- | + | В 1920-е гг. Шац создал также известные скульптурные портреты [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] (Музей Т. Герцля, Иерусалим), [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] (1929), [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]] (1920), [[Бен-Йехуда, Элиэзер|Э. Бен-Иеhуды]] (1922), [[Герберт Сэмюэл|Г. Л. Сэмюэла]] (1924), [[Зангвилл, Израэл|И. Зангвилла]] (1929/30).<ref name="ЭЕЭ" /> |
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 41: | Строка 54: | ||
* Статья [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=303&letter=S&search=Boris%20Schatz Schatz, Boris] in the [[Jewish Encyclopedia]] {{ref-en}} | * Статья [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=303&letter=S&search=Boris%20Schatz Schatz, Boris] in the [[Jewish Encyclopedia]] {{ref-en}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория: Персоналии по алфавиту]] |
- | + | ||
[[Категория:Родившиеся в 1867 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1867 году]] | ||
[[Категория:Умершие в 1932 году]] | [[Категория:Умершие в 1932 году]] | ||
Строка 49: | Строка 61: | ||
[[Категория:Скульпторы Болгарии]] | [[Категория:Скульпторы Болгарии]] | ||
[[Категория:Еврейские художники]] | [[Категория:Еврейские художники]] | ||
+ | [[Категория:Художники по алфавиту]] | ||
[[bg:Борис Шатц]] | [[bg:Борис Шатц]] |
Текущая версия на 21:54, 12 февраля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Борис Шац (рожд. Борис Ильич (Залмен-Бер) Шац, в Израиле также известен как Барух Шац и Борис Цемах Шац, англ. Boris Schatz; 1866, Ворно Ковенской губернии, Российская империя — 1932, Денвер, штат Колорадо, США) — еврейский скульптор, живописец, деятель культуры. Работал в Болгарии и Палестине.
Содержание |
Биография
Родился в Ворно близ Ковно (ныне Каунас, Литва). Учился в иешиве в Вильне (Вильнюс), где сблизился с группой Ховевей Цион. В 1889 отправился в Париж, где поступил в Академию живописи Кормона и мастерскую скульптора М. Антокольского, став впоследствии его помощником. В это время создал свои первые значительные произведения.
В 1895 получил должность придворного художника болгарского царя Фердинанда. В Софии создал Академию искусств, которую и возглавил. Кишинёвский погром 1903 года вернул Шаца в круг еврейских проблем, в результате чего он увлекся идеями Т. Герцля.
На 7-м Сионистском конгрессе в Базеле (1905) Борис Шац выступил с предложением основать в Палестине художественную школу, где молодое поколение евреев могло бы обучаться всем видам изящных и прикладных искусств.[1] Движимый этой мечтой, в 1906 году он отправился в Иерусалим, где открыл Школу искусства и ремёсел Бецалель (с 1969 — Академия художеств и прикладного искусства Бецалель). Вдохновленный Торой, он назвал новую школу именем Бецалеля (в русской традиции Веселеила). Но планы Шаца шли гораздо дальше: он считал, что Иерусалиму нужен музей. Благодаря финансовой поддержке немецких сионистов рядом со школой был создан музей «Бецалель». В 1964 году в Иерусалиме был создан государственный «Музей Израиля» и музей «Бецалель» стал его частью, перестав существовать самостоятельно. Тем не менее, большое собрание произведений еврейского религиозного искусства в Музее Израиля до сих пор представлена в качестве коллекции музея «Бецалель».
Борис Шац был мечтателем, в чьих весьма утопических мечтах переплетались вместе природа и искусство. Человеком он был довольно непрактичным и ему, в итоге, было отказано в дальнейшей финансовой поддержке. Его усилия найти деньги в США оказались тщетными.
В 1932 году, во время очередных поисков финансирования в США, Борис Шац умер и школа «Бецалель» в Иерусалиме на некоторое время была закрыта.
Тем не менее, всего через год после смерти Бориса Шаца в Палестину начинают прибывать еврейские художники, покинувшие гитлеровскую Германию. Благодаря Мордехаю Наркису (1898—1957), долгое время сотрудничавшего с Борисом Шацем, в 1935 году была открыта «Новая школа Бецалель» и восстановлен музей.
Первоначально школа «Бецалель» располагалась в ветхом доме, окруженном каменной зубчатой стеной — одной из достопримечательностей города. В наши дни это здание стало «Домом художников», где молодые таланты ежегодно выставляют свои произведения.
Творчество
В период своего пребывания в Париже (1889—1895) Шац создал ряд значительных произведений, среди которых статуи «Моисей на горе Нево» (1890) и «Маттитьяху Хасмоней» (первый вариант — 1894, цинк), образы еврейских старцев. В этот период Шац создал также ряд портретов (лучшим из которых считается рельефный медальон «М. Антокольский», 1894, бронза).[1]
В качестве придворного художника царя Болгарии Шац выполнял официальные заказы, в том числе эскиз памятника героям Освободительной войны 1876 года (1901). Нередко художник обращается к народной тематике, изображая, главным образом, старых людей («Болгарская старуха», 1897, гипс; «Сидящий еврей», 1902, терракота).[1]
В 1903 Шац создал два рельефа, ставшие впоследствии самыми известными его произведениями: «Встреча субботы» (бронза) и «Хавдала» (бронза).[1]
В период творчества художника в Палестине центральное место в его произведениях занимают образы великих евреев прошлого — эскиз к статуе «Моисей со скрижалями» (1918, гипс), где чувствуется влияние работы «Христос перед судом народа» М. Антокольского, пророки — «Иеремия» (1911), «Исайя» (1918; оба — бронзовые рельефы).[1]
В 1920-е гг. Шац создал также известные скульптурные портреты Т. Герцля (Музей Т. Герцля, Иерусалим), Х. Н. Бялика (1929), В. Жаботинского (1920), Э. Бен-Иеhуды (1922), Г. Л. Сэмюэла (1924), И. Зангвилла (1929/30).[1]
Примечания
Источники
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
Шац, Борис на Викискладе? |
- Статья «Шац Борис» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья Schatz, Boris in the Jewish Encyclopedia (англ.)bg:Борис Шатцpl:Boris Schatz
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.