Югославия (История евреев Югославии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Распад Югославии) |
||
(20 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
|УРОВЕНЬ=1 | |УРОВЕНЬ=1 | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | + | '''Югославия''' - государство на юго-востоке Европы. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == ХХ век == | |
- | + | В 1918 году численность еврейского населения Югославии составляла семьдесят тысяч человек. По переписи 1931 года в Югославии проживало семьдесят три тысячи евреев; в марте 1941 года, перед вторжением в страну войск нацистской Германии, Италии и [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], в Югославии насчитывалось около восьмидесяти тысяч евреев. Еврейское население увеличивалось мало, что было связано с эмиграцией из страны, в основном в США. | |
- | + | В 1933–41 годах, через Югославию прошло около пятидесяти тысяч евреев — беженцев из Германии, Австрии, Чехословакии и других европейских стран. Около четырех тысяч беженцев осталось в Югославии. Большинство евреев проживало в больших городах. | |
- | + | Так, в 1940 году еврейская община [[Белград - еврейская община|Белграда]] состояла из одиннадцати тысяч человек, [[Загреб - еврейская община|Загреба]] — из одиннадцати тысяч, [[Сараево - еврейская община|Сараево]] — из десяти тысяч. Многочисленные еврейские общины имелись также в Осиеке, Беловаре, Скопье и Зенице. 60% еврейского населения Югославии составляли [[Ашкеназы|ашкеназы]], 40% — [[Сефарды|сефарды]]. В [[Сербия - еврейская община|Сербии]], [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснии и Герцеговине]], [[Македония - еврейская община|Македонии]] в основном проживали [[Сефарды|сефарды]], в [[Словения - еврейская община|Словении]] и [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]] — [[Ашкеназы|ашкеназы]]. 58% самодеятельного еврейского населения было занято в торговле, занималось финансовой деятельностью или работало на транспорте. 13–16% были чиновниками и представителями свободных профессий. Рабочие и ремесленники составляли 12,7%. В сельском хозяйстве было занято 0,6% евреев (вообще в стране сельскохозяйственным трудом занималось 76,3% самодеятельного нееврейского населения). Другими видами деятельности занималось 16,3%. Большинство евреев Югославии принадлежало к среднему классу, было много состоятельных людей, но в [[Македония - еврейская община|Македонии]] были и очень бедные еврейские общины. | |
+ | === Духовная жизнь === | ||
- | + | В 1919 году была создана Федерация еврейских общин Югославии, в 1939 году в Югославии была 121 община. Главным раввином Югославии был доктор Р. И. Алкалай. Действовало Объединение ортодоксальных общин, в которое входило 12 общин (три с половиной тысячи человек). Еврейские организации активно занимались защитой интересов еврейского населения перед властями страны. В шести городах работали еврейские средние школы. К середине 1930-х годов [[Сионизм|сионисты]] составляли большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и в руководстве Федерации еврейских общин Югославии. В стране открывались отделения молодежных сионистских движений, самым крупным было отделение[["hа-Шомер hа-Цаир"|«hа-Шомер hа-ца‘ир»]]. | |
- | В | + | |
- | + | В 1920 году возникли первые фермы Хе-Халуца, в 1921 году [["hе-Халуц"|халуцим]] отправились в [[Страна Израиля|Эрец-Исраэль]]. В Югославии действовало отделение ВИЦО. Под руководством [[Сионизм|сионистов]] создавались еврейские начальные школы с преподаванием на [[Иврит|иврите]], детские сады, любительские театры, оркестры. Выходили печатные издания [[Сионизм|сионистской]] ориентации. | |
- | + | ||
+ | С сентября 1917 года в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] издавался [[Сионизм|сионистский]] еженедельник «Židov» — официальный орган [[Сионизм|сионистской]] организации; в [[Сараево - еврейская община|Сараево]] печатались еженедельники «Židovski svijet» и «Jevrejski život» (объединились в 1928 году в газету «Jevrejski glas»). Печатались литературно-художественные («Омманут»), юношеские («Гид‘он») и детские («hа-Авив») издания. | ||
=== Антисемитизм === | === Антисемитизм === | ||
- | До прихода А. Гитлера к власти [[Антисемитизм|антисемитизм]] в Югославии был незначительным явлением. Антиеврейские настроения выражали немногочисленные в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы хорватских [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]] и маленькая группа сербских националистов "Збор". По мере усиления преследования евреев в нацистской Германии в Югославии расширялось влияние [[антисемитизм|антисемитских]] кругов, которые получали щедрую финансовую помощь от посольства Германии в [[Белград - еврейская община|Белграде]], однако подавляющее большинство населения [[Сербия - еврейская община|Сербии]] и правящая династия Карагеоргиевичей по-прежнему благожелательно относились к евреям. После начала Второй мировой войны [[Антисемитизм|антисемитские]] настроения в Югославии усилились. Под давлением правительства Германии в октябре 1940 года в Югославии был принят ряд антиеврейских законов; согласно одному из них в средних школах и университетах вводилась процентная норма, другой запрещал еврейским торговцам продавать некоторые продовольственные товары. Широкие круги сербского населения, в том числе интеллигенция, резко критиковали эти законы. Федерация еврейских общин играла активную роль в борьбе за их отмену. | + | |
+ | До прихода А. Гитлера к власти [[Антисемитизм|антисемитизм]] в Югославии был незначительным явлением. Антиеврейские настроения выражали немногочисленные в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы хорватских [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]] и маленькая группа сербских националистов "Збор". По мере усиления преследования евреев в нацистской Германии в Югославии расширялось влияние [[антисемитизм|антисемитских]] кругов, которые получали щедрую финансовую помощь от посольства Германии в [[Белград - еврейская община|Белграде]], однако подавляющее большинство населения [[Сербия - еврейская община|Сербии]] и правящая династия Карагеоргиевичей по-прежнему благожелательно относились к евреям. | ||
+ | |||
+ | После начала Второй мировой войны [[Антисемитизм|антисемитские]] настроения в Югославии усилились. Под давлением правительства Германии в октябре 1940 года в Югославии был принят ряд антиеврейских законов; согласно одному из них в средних школах и университетах вводилась процентная норма, другой запрещал еврейским торговцам продавать некоторые продовольственные товары. Широкие круги сербского населения, в том числе интеллигенция, резко критиковали эти законы. Федерация еврейских общин играла активную роль в борьбе за их отмену. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Сионистское движение в Югославии == | ||
+ | |||
+ | Идеи еврейского национального возрождения в [[Эрец-Исраэль]] начали распространяться на территориях, вошедших в 1918 году в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия), с середины XIX века; одним из наиболее активных пропагандистов этих идей был раввин [[Иеhуда бен Шломо Хай Алкалай|Иеуда Шломо Хай Алкалай]], живший и работавший в городе Землин (ныне Земун - район города [[Белград - еврейская община|Белград]]). В 1880-х гг. в [[Сербия|Сербии]] и Боснии-Герцеговине существовали четыре кружка палестинофилов; в 1885 г. они присоединились к международному движению Ховевей Цион, а в 1897 г. — к всемирной Сионистской организации. | ||
+ | |||
+ | Среди участников 1-го Сионистского конгресса было несколько представителей еврейских общин югославянских земель, в том числе Д. Алкалай (1862–1933, родственник И. Ш. Х. Алкалая), раввин Мордехай Эренпрайз, раввин [[Каминка, Ахарон|Ахарон Каминка]]. После возвращения с конгресса Д. Алкалай основал в [[Белград|Белграде]] ассоциацию Цион. Литературное общество школьников, созданное в Аграме (ныне [[Загреб - еврейская община|Загреб]]) в 1898 году, стало на несколько лет центром сионизма в [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]]. В первое десятилетие ХХ века сионистские организации возникли во многих городах [[Сербия - еврейская община|Сербии]] и [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснии-Герцеговины]]; но, всё же. наибольший размах движение приобрело в [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], где его признанным лидером был Александр Лихт (1884–1948). | ||
+ | |||
+ | В 1906–14 годах под его редакцией публиковался сионистский ежемесячник «Židovska smotra». В 1909 году по инициативе сионистской ассоциации хорватского города Осиек была учреждена Югославянская сионистская организация, действовавшая на территории областей, которые входили в то время в состав Австро-Венгрии ([[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Босния-Герцеговина]], [[Словения - еврейская община|Словения]], Далмация), и поддерживавшая тесные контакты с Сионистской организацией Венгрии. К началу Первой мировой войны сионисты организовали в югославянских землях ряд юношеских и студенческих объединений (среди которых выделялись Юдея в Загребе и Гидон в Белграде), женский клуб Бнот-Цион, еврейское спортивное общество Маккаби. В Вене с начала ХХ века действовали студенческие сионистские группы Эсперанца (сефардская) и Бар-Гиора (сефардско-ашкеназская), в которые входили уроженцы [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснии-Герцеговины]], [[Сербия - еврейская община|Сербии]] и [[Болгария - еврейская община|Болгарии]]. | ||
+ | |||
+ | С началом Первой мировой войны сионистские организации югославянских земель приостановили свою работу, но уже в 1917 г. возобновили ее; центром движения вновь стала [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]]. С сентября 1917 года начал выходить сионистский еженедельник «Жидов». Через месяц после провозглашения Королевства сербов, хорватов и словенцев, в январе 1919 года, на конференции в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] была создана единая Сионистская организация страны, которую возглавил Александр Лихт, а позднее — Давид Алкалай. В нее входили все сионистские политические партии, начавшие действовать в Югославии в межвоенный период, за исключением ревизионистов, покинувших организацию в 1929 году. | ||
+ | |||
+ | В 1920–30-х годах югославский сионизм находился на подъеме; число его сторонников значительно выросло. К середине 1930-х гг. они составили большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и, соответственно, в руководящих органах Федерации еврейских общин, созданной в 1919 году при непосредственном участии сионистов. Под влиянием пионеров третьей алии, многие из которых следовали в [[Эрец-Исраэль]] через Югославию, и еврейских студентов из [[Польша - еврейская община|Польши]], учившихся в [[Загреб - еврейская община|Загребе]], в стране возникли секции молодежных сионистских движений, самым крупным из которых было [[hа-Шомер hа-цаир]]. С 1920 г. в Югославии стали создаваться учебные фермы Хе-Халуца; в 1921 г. первые халуцим отправились из страны в [[Эрец-Исраэль]]. Однако на протяжении всего межвоенного периода [[Алия (репатриация в Израиль)|алия]] из Югославии оставалась на весьма низком уровне; почти все ее участники были членами молодежных движений, главным образом [[hа-Шомер hа-цаир]]. В стране работали отделения ВИЦО; под эгидой сионистов создавались еврейские начальные школы с преподаванием на [[иврит]]е и детские сады, а также любительские театры, хоры и оркестры. Помимо газеты «Жидов» — официального органа Сионистской организации — в стране выходили сионистские еженедельники «Židovska svijest» и «Jevrejski život» (оба — в [[Сараево - еврейская община|Сараево]]; с 1928 года слились в газету «Jevrejski glas»), литературно-художественные («Омманут»), юношеские («Гидон») и детские («hа-Авив») ежемесячные журналы, различные региональные издания. | ||
+ | |||
+ | После оккупации Югославии немецким и, итальянскими и венгерскими войсками в апреле 1941 года легальная сионистская деятельность в стране прекратилась. Часть организаций [[hа-Шомер hа-цаир]] и других молодежных движений ушла в подполье; их члены приняли участие в создании первых групп антинацистского Сопротивления и партизанских отрядов. В послевоенные годы, несмотря на прибытие в страну эмиссаров Брихи (переправлявших польских и румынских евреев в Италию и далее в [[Эрец-Исраэль]]) и благожелательное отношение властей к национальным чаяниям еврейского народа, сионистские организации Югославии не были восстановлены. Тем не менее в 1948 году началась массовая [[Алия (репатриация в Израиль)|алия]] из страны, в ходе которой в [[Израиль]] до 1952 года переселилось около восьми тыс. человек (свыше 50% югославских евреев, переживших Катастрофу). До распада Югославии в 1991–92 годах Федерация еврейских общин страны поддерживала контакты с [[Израиль|Израилем]] и время от времени проводила сбор пожертвований в его пользу; представители Федерации присутствовали на Сионистских конгрессах в качестве гостей. | ||
Строка 176: | Строка 115: | ||
=== Партизанское движение === | === Партизанское движение === | ||
- | + | ||
Евреи Югославии принимали активное участие в партизанском движении, они воевали в рядах народно-освободительной армии Югославии под командованием И. Броз Тито. В рядах партизан против оккупационных войск и местных коллаборационистов сражалось 4572 еврея, из них три тысячи — в боевых частях. В рядах партизанской армии сражался батальон, сформированный исключительно из евреев. Десять евреев за участие в партизанском движении получили звание Народного героя Югославии. Евреи получали высокие воинские звания, генерал В. Тодорович, например, после войны командовал сухопутными силами армии Югославии; Роза Папо была первой женщиной, получившей звание генерала, она сыграла выдающуюся роль в организации военно-медицинской службы в народно-освободительной армии Югославии; доктор Х. Краус был командующим военно-медицинской службы. Партизанское командование хорошо относилось к евреям, отдельные случаи антисемитизма среди партизан карались. | Евреи Югославии принимали активное участие в партизанском движении, они воевали в рядах народно-освободительной армии Югославии под командованием И. Броз Тито. В рядах партизан против оккупационных войск и местных коллаборационистов сражалось 4572 еврея, из них три тысячи — в боевых частях. В рядах партизанской армии сражался батальон, сформированный исключительно из евреев. Десять евреев за участие в партизанском движении получили звание Народного героя Югославии. Евреи получали высокие воинские звания, генерал В. Тодорович, например, после войны командовал сухопутными силами армии Югославии; Роза Папо была первой женщиной, получившей звание генерала, она сыграла выдающуюся роль в организации военно-медицинской службы в народно-освободительной армии Югославии; доктор Х. Краус был командующим военно-медицинской службы. Партизанское командование хорошо относилось к евреям, отдельные случаи антисемитизма среди партизан карались. | ||
+ | Десять еврейских борцов Югославской народно-освободительной армии и активистов национально-освободительного движения были удостоены звания [[Евреи - Народные герои Югославии|Народных героев Югославии]]. | ||
== Послевоенный период == | == Послевоенный период == | ||
Строка 206: | Строка 146: | ||
== Распад Югославии == | == Распад Югославии == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Усиливавшийся сепаратизм и тенденции к созданию независимых государств в различных областях Югославии оказали значительное влияние на еврейские общины. Многие евреи выражали поддержку [[Сербия - еврейская община|Сербии]] в ее борьбе за сохранение единого государства. Некоторые еврейские лидеры настороженно относились к хорватскому национализму, особенно после публикации в 1990 году в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] [[Протоколы сионских мудрецов|«Протоколов сионских мудрецов»]] и открытого высказывания Франьо Туджмана - будущего президента Хорватской республики: | Усиливавшийся сепаратизм и тенденции к созданию независимых государств в различных областях Югославии оказали значительное влияние на еврейские общины. Многие евреи выражали поддержку [[Сербия - еврейская община|Сербии]] в ее борьбе за сохранение единого государства. Некоторые еврейские лидеры настороженно относились к хорватскому национализму, особенно после публикации в 1990 году в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] [[Протоколы сионских мудрецов|«Протоколов сионских мудрецов»]] и открытого высказывания Франьо Туджмана - будущего президента Хорватской республики: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
- | "Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка! | + | "Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка! |
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
Однако после провозглашения в середине 1991 года независимости [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], хорватские евреи, в основном, поддержали новое государственное образование; сербы и хорваты при поддержке местных еврейских деятелей обвиняли друг друга в [[Антисемитизм|антисемитизме]]. Так, в начале 1992 года К. Мандиг, основатель Общества дружбы Сербия-Израиль, посетила США, где в серии лекций обвинила президента Хорватии Ф. Туджмана в профашистских и антисемитских настроениях и в том, что он планирует геноцид сербов в Хорватии. Н. Поргес — глава еврейской общины [[Загреб - еврейская община|Загреба]] — обвинял сербов в [[Антисемитизм|антисемитизме]] и поддерживал правительство Франьо Туджмана. | Однако после провозглашения в середине 1991 года независимости [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], хорватские евреи, в основном, поддержали новое государственное образование; сербы и хорваты при поддержке местных еврейских деятелей обвиняли друг друга в [[Антисемитизм|антисемитизме]]. Так, в начале 1992 года К. Мандиг, основатель Общества дружбы Сербия-Израиль, посетила США, где в серии лекций обвинила президента Хорватии Ф. Туджмана в профашистских и антисемитских настроениях и в том, что он планирует геноцид сербов в Хорватии. Н. Поргес — глава еврейской общины [[Загреб - еврейская община|Загреба]] — обвинял сербов в [[Антисемитизм|антисемитизме]] и поддерживал правительство Франьо Туджмана. | ||
Строка 344: | Строка 187: | ||
== Знаменитые евреи-уроженцы Югославии == | == Знаменитые евреи-уроженцы Югославии == | ||
- | * [[Пьяде, Моше|Моше Пьяде]] - деятель югославского партизанского движения, государственный деятель, премьер-министр Югославии в 1948-1954 гг., | + | * '''[[Пьяде, Моше|Моше Пьяде]]''' - деятель югославского партизанского движения, государственный деятель, премьер-министр Югославии в 1948-1954 гг., |
- | * [[Элазар, Давид|Давид (Дадо) Элазар]] - девятый начальник Генерального штаба [[ЦаЃаЛ (Армия обороны Израиля)|Армии обороны Израиля]]. | + | * '''[[Албахари, Нисим|Нисим Албахари]]''' (1916 - 1992), участник антифашистской борьбы в Югославии, общественно-политический деятель Социалистичнской Федеративной Республики Югославия и Боснии и Герцеговины. |
- | + | * '''[[Элазар, Давид|Давид (Дадо) Элазар]]''' - девятый начальник Генерального штаба [[ЦаЃаЛ (Армия обороны Израиля)|Армии обороны Израиля]]. | |
== Знаменитые евреи, связанные с Югославией == | == Знаменитые евреи, связанные с Югославией == | ||
Строка 373: | Строка 216: | ||
+ | * [[Евреи - Народные герои Югославии]] | ||
* [[История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках]] | * [[История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках]] | ||
* [[История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках]] | * [[История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках]] | ||
- | |||
== Фотогаллерея == | == Фотогаллерея == |
Текущая версия на 20:33, 30 апреля 2013
Регулярная статья | |
23 января 2011 | |
Югославия - государство на юго-востоке Европы.
Содержание |
ХХ век
В 1918 году численность еврейского населения Югославии составляла семьдесят тысяч человек. По переписи 1931 года в Югославии проживало семьдесят три тысячи евреев; в марте 1941 года, перед вторжением в страну войск нацистской Германии, Италии и Болгарии, в Югославии насчитывалось около восьмидесяти тысяч евреев. Еврейское население увеличивалось мало, что было связано с эмиграцией из страны, в основном в США.
В 1933–41 годах, через Югославию прошло около пятидесяти тысяч евреев — беженцев из Германии, Австрии, Чехословакии и других европейских стран. Около четырех тысяч беженцев осталось в Югославии. Большинство евреев проживало в больших городах.
Так, в 1940 году еврейская община Белграда состояла из одиннадцати тысяч человек, Загреба — из одиннадцати тысяч, Сараево — из десяти тысяч. Многочисленные еврейские общины имелись также в Осиеке, Беловаре, Скопье и Зенице. 60% еврейского населения Югославии составляли ашкеназы, 40% — сефарды. В Сербии, Боснии и Герцеговине, Македонии в основном проживали сефарды, в Словении и Хорватии — ашкеназы. 58% самодеятельного еврейского населения было занято в торговле, занималось финансовой деятельностью или работало на транспорте. 13–16% были чиновниками и представителями свободных профессий. Рабочие и ремесленники составляли 12,7%. В сельском хозяйстве было занято 0,6% евреев (вообще в стране сельскохозяйственным трудом занималось 76,3% самодеятельного нееврейского населения). Другими видами деятельности занималось 16,3%. Большинство евреев Югославии принадлежало к среднему классу, было много состоятельных людей, но в Македонии были и очень бедные еврейские общины.
Духовная жизнь
В 1919 году была создана Федерация еврейских общин Югославии, в 1939 году в Югославии была 121 община. Главным раввином Югославии был доктор Р. И. Алкалай. Действовало Объединение ортодоксальных общин, в которое входило 12 общин (три с половиной тысячи человек). Еврейские организации активно занимались защитой интересов еврейского населения перед властями страны. В шести городах работали еврейские средние школы. К середине 1930-х годов сионисты составляли большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и в руководстве Федерации еврейских общин Югославии. В стране открывались отделения молодежных сионистских движений, самым крупным было отделение«hа-Шомер hа-ца‘ир».
В 1920 году возникли первые фермы Хе-Халуца, в 1921 году халуцим отправились в Эрец-Исраэль. В Югославии действовало отделение ВИЦО. Под руководством сионистов создавались еврейские начальные школы с преподаванием на иврите, детские сады, любительские театры, оркестры. Выходили печатные издания сионистской ориентации.
С сентября 1917 года в Загребе издавался сионистский еженедельник «Židov» — официальный орган сионистской организации; в Сараево печатались еженедельники «Židovski svijet» и «Jevrejski život» (объединились в 1928 году в газету «Jevrejski glas»). Печатались литературно-художественные («Омманут»), юношеские («Гид‘он») и детские («hа-Авив») издания.
Антисемитизм
До прихода А. Гитлера к власти антисемитизм в Югославии был незначительным явлением. Антиеврейские настроения выражали немногочисленные в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы хорватских фашистов-усташей и маленькая группа сербских националистов "Збор". По мере усиления преследования евреев в нацистской Германии в Югославии расширялось влияние антисемитских кругов, которые получали щедрую финансовую помощь от посольства Германии в Белграде, однако подавляющее большинство населения Сербии и правящая династия Карагеоргиевичей по-прежнему благожелательно относились к евреям.
После начала Второй мировой войны антисемитские настроения в Югославии усилились. Под давлением правительства Германии в октябре 1940 года в Югославии был принят ряд антиеврейских законов; согласно одному из них в средних школах и университетах вводилась процентная норма, другой запрещал еврейским торговцам продавать некоторые продовольственные товары. Широкие круги сербского населения, в том числе интеллигенция, резко критиковали эти законы. Федерация еврейских общин играла активную роль в борьбе за их отмену.
Сионистское движение в Югославии
Идеи еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль начали распространяться на территориях, вошедших в 1918 году в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия), с середины XIX века; одним из наиболее активных пропагандистов этих идей был раввин Иеуда Шломо Хай Алкалай, живший и работавший в городе Землин (ныне Земун - район города Белград). В 1880-х гг. в Сербии и Боснии-Герцеговине существовали четыре кружка палестинофилов; в 1885 г. они присоединились к международному движению Ховевей Цион, а в 1897 г. — к всемирной Сионистской организации.
Среди участников 1-го Сионистского конгресса было несколько представителей еврейских общин югославянских земель, в том числе Д. Алкалай (1862–1933, родственник И. Ш. Х. Алкалая), раввин Мордехай Эренпрайз, раввин Ахарон Каминка. После возвращения с конгресса Д. Алкалай основал в Белграде ассоциацию Цион. Литературное общество школьников, созданное в Аграме (ныне Загреб) в 1898 году, стало на несколько лет центром сионизма в Хорватии. В первое десятилетие ХХ века сионистские организации возникли во многих городах Сербии и Боснии-Герцеговины; но, всё же. наибольший размах движение приобрело в Хорватии, где его признанным лидером был Александр Лихт (1884–1948).
В 1906–14 годах под его редакцией публиковался сионистский ежемесячник «Židovska smotra». В 1909 году по инициативе сионистской ассоциации хорватского города Осиек была учреждена Югославянская сионистская организация, действовавшая на территории областей, которые входили в то время в состав Австро-Венгрии (Хорватии, Босния-Герцеговина, Словения, Далмация), и поддерживавшая тесные контакты с Сионистской организацией Венгрии. К началу Первой мировой войны сионисты организовали в югославянских землях ряд юношеских и студенческих объединений (среди которых выделялись Юдея в Загребе и Гидон в Белграде), женский клуб Бнот-Цион, еврейское спортивное общество Маккаби. В Вене с начала ХХ века действовали студенческие сионистские группы Эсперанца (сефардская) и Бар-Гиора (сефардско-ашкеназская), в которые входили уроженцы Хорватии, Боснии-Герцеговины, Сербии и Болгарии.
С началом Первой мировой войны сионистские организации югославянских земель приостановили свою работу, но уже в 1917 г. возобновили ее; центром движения вновь стала Хорватии. С сентября 1917 года начал выходить сионистский еженедельник «Жидов». Через месяц после провозглашения Королевства сербов, хорватов и словенцев, в январе 1919 года, на конференции в Загребе была создана единая Сионистская организация страны, которую возглавил Александр Лихт, а позднее — Давид Алкалай. В нее входили все сионистские политические партии, начавшие действовать в Югославии в межвоенный период, за исключением ревизионистов, покинувших организацию в 1929 году.
В 1920–30-х годах югославский сионизм находился на подъеме; число его сторонников значительно выросло. К середине 1930-х гг. они составили большинство в советах почти всех общин страны (кроме ортодоксальных) и, соответственно, в руководящих органах Федерации еврейских общин, созданной в 1919 году при непосредственном участии сионистов. Под влиянием пионеров третьей алии, многие из которых следовали в Эрец-Исраэль через Югославию, и еврейских студентов из Польши, учившихся в Загребе, в стране возникли секции молодежных сионистских движений, самым крупным из которых было hа-Шомер hа-цаир. С 1920 г. в Югославии стали создаваться учебные фермы Хе-Халуца; в 1921 г. первые халуцим отправились из страны в Эрец-Исраэль. Однако на протяжении всего межвоенного периода алия из Югославии оставалась на весьма низком уровне; почти все ее участники были членами молодежных движений, главным образом hа-Шомер hа-цаир. В стране работали отделения ВИЦО; под эгидой сионистов создавались еврейские начальные школы с преподаванием на иврите и детские сады, а также любительские театры, хоры и оркестры. Помимо газеты «Жидов» — официального органа Сионистской организации — в стране выходили сионистские еженедельники «Židovska svijest» и «Jevrejski život» (оба — в Сараево; с 1928 года слились в газету «Jevrejski glas»), литературно-художественные («Омманут»), юношеские («Гидон») и детские («hа-Авив») ежемесячные журналы, различные региональные издания.
После оккупации Югославии немецким и, итальянскими и венгерскими войсками в апреле 1941 года легальная сионистская деятельность в стране прекратилась. Часть организаций hа-Шомер hа-цаир и других молодежных движений ушла в подполье; их члены приняли участие в создании первых групп антинацистского Сопротивления и партизанских отрядов. В послевоенные годы, несмотря на прибытие в страну эмиссаров Брихи (переправлявших польских и румынских евреев в Италию и далее в Эрец-Исраэль) и благожелательное отношение властей к национальным чаяниям еврейского народа, сионистские организации Югославии не были восстановлены. Тем не менее в 1948 году началась массовая алия из страны, в ходе которой в Израиль до 1952 года переселилось около восьми тыс. человек (свыше 50% югославских евреев, переживших Катастрофу). До распада Югославии в 1991–92 годах Федерация еврейских общин страны поддерживала контакты с Израилем и время от времени проводила сбор пожертвований в его пользу; представители Федерации присутствовали на Сионистских конгрессах в качестве гостей.
Холокост
6 апреля 1941 года войска нацистской Германии и ее союзников — Италии, Венгрии и Болгарии — начали наступление на Югославию. Армия Югославии была разгромлена, 18 апреля правительство Югославии подписало акт о капитуляции. Территория страны была поделена между Италией и Германией на зоны оккупации:
- Большая часть территории нынешней Словении была присоединена к Третьему Рейху, часть - к Италии,
- восточная часть сербского края Воеводина была "воссоединена" с Венгрией,
- большая часть Сербской Македонии занята армией Болгарии,
- часть западной Сербской Македонии и почти весь сербский край Косово и Метохия "воссоединён" с Албанией,
- на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, а также западной части сербского края Воеводина и области Санджак, было создано марионеточное государство "Независимое Хорватское Государство" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских фашистов-усташей Анте Павелича. У евреев в районах, присоединенных к Венгрии, а также в итальянской зоне оккупации было больше шансов уцелеть.
- на большей части территории Черногории было "возрождено" Королевство Черногория во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича.
Сербия
Файл:S Flag.svg Правительство Национального спасения Милана Недича (1941-1944)
Военная немецкая администрация в Сербии, в лице коллаборационистского "Правительства национального спасения" Милана Недича, осуществляя жестокую политику в отношении сербского населения, с первых дней начала проводить антиеврейское законодательство. 30 мая были опубликованы указы, направленные против евреев. Вводилась идентификация евреев в соответствии с Нюрнбергскими законами. Евреев увольняли с государственной службы, запрещали заниматься свободными профессиями, был введен отличительный знак. Сразу же была предписана обязательная регистрация еврейского населения, кроме того, евреи были обязаны зарегистрировать принадлежавшие им торговые, ремесленные и промышленные предприятия. В Белграде из двенадцати тысяч проживавших в городе евреев зарегистрировалось 9145 человек. Сербам было запрещено укрывать евреев. Указ 22 июля 1941 года вводил обязательную «ариизацию» еврейской собственности: все средства, вырученные от продажи фабрик, магазинов, домов и т.д., принадлежавших евреям, поступали в распоряжение армии Германии.
В начале июля 1941 года после резкого подъема партизанского движения военные власти начали расстреливать в Сербии заложников: так, 5 июля было расстреляно 13 человек (трое из них — евреи), 28 июля — 122 человека, в большинстве евреи. С конца июля немцы проводили массовые аресты мужчин-евреев на всей территории Сербии. В августе немцы «очистили» от евреев область Банат на северо-востоке страны; всех евреев вывезли в лагерь Тасмайдан под Белградом. В октябре в ответ на акции партизан начались массовые расстрелы евреев. 10 октября в Сербии были арестованы все мужчины-евреи, коммунисты и националистически или демократически настроенные лица. В октябре–ноябре в Сербии было расстреляно около четырех–пяти тысяч еврейских мужчин. В ноябре все оставшиеся евреи Белграда и других районов Сербии были собраны в лагере Саймиште на Дунае под Белградом и уничтожены в марте–июле 1942 года в грузовиках-душегубках. В августе 1942 года один из руководителей немецкой администрации на Балканах докладывал новому командующему немецкими войсками: «Сербия — единственная страна, где еврейский и цыганский вопросы полностью решены».
Край Воеводина
Венгерская зона оккупации включала в себя значительную часть Воеводины (Бачка, Баранья и район Меджимурья). На евреев были распространены антиеврейские законы, существовавшие в Венгрии. В январе 1942 года подразделения венгерской армии и полиция начали убивать евреев и сербов. К моменту, когда эти акции прекратились по распоряжению из Будапешта, было убито девятьсот евреев и четыреста сербов. Многие молодые евреи были мобилизованы в трудовые батальоны и отправлены на восточный фронт, где их использовали на работах, связанных с риском для жизни, например, на разминировании полей. В венгерской зоне массовые убийства возобновились в марте 1944 года, после оккупации Венгрии германской армией. Евреев собрали в трех лагерях, в начале мая 1944 года их начали отправлять в Освенцим и через месяц депортировали всех. Всего из венгерской зоны оккупации в Освенцим было отправлено более десяти тысяч евреев. Из шестнадцати тысяч евреев, проживавших в венгерской зоне оккупации в 1941 года, было уничтожено четырнадцать тысяч человек.
Хорватия
Файл:Flag of Independent State of Croatia.svg Независимое Государство Хорватия (1941-1945)
В 1941 году в состав Независимой Хорватской державы вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, западная часть сербского края Воеводина и область Санджак. Уже в ходе военных действий войска Германии сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 года в Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в дополнение к принятым ранее "Законам расовой чистоты хорватской нации" в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» и хорватской прислуги, был введен отличительный знак, все евреи были уволены с государственной службы. Однако некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почетных арийцев». В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда (Независимое Государство Хорватия - единственная страна, наряду с Германией, создавшая собственные лагеря смерти на своей территории): так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 года две трети евреев Хорватии были заключены в концентрационные лагеря, большинство было уничтожено усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 года в Освенцим было отправлено две тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 года — около пяти тысяч).
Босния и Герцеговина
Военные власти в итальянской зоне оккупации не преследовали местных евреев и принимали бежавших от немцев и хорватов. Немецкие и хорватские власти требовали от итальянского командования выдать бежавших евреев, а также начать депортацию местных евреев. Немецкое правительство усилило давление на Б. Муссолини, и он обещал не препятствовать хорватам начать депортацию в итальянской зоне оккупации. Однако итальянское военное командование в оккупированной части Югославии провело секретное совещание, во время которого было принято решение не выдавать евреев и тянуть время. Поражение в войне и все возраставшее давление немцев заставили итальянцев сосредоточить все еврейское население на острове недалеко от побережья Италии. В мае–июле 1943 года евреи со всей итальянской зоны оккупации были переправлены в лагерь Рав-Бакши, однако еще до этого тысячи евреев Хорватии успели убежать в Италию из итальянской зоны оккупации.
3 сентября Италия капитулировала, итальянская зона прекратила существование. Итальянские военные власти дали возможность евреям бежать на территорию, находящуюся под контролем народно-освободительной армии Югославии под командованием Йосипа Броз Тито. В лагере осталось около двухсот человек — стариков и больных, которых немцы депортировали в Триест, а затем в Освенцим.
Черногория
Файл:Flag of Montenegro (1905-1918 & 1941-1944).svg Королевство Черногория (1941-1944)
На большей части территории Черногории, в качестве протектората Италии, было "возрождено" Королевство Черногория во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича. Черногория - одно из немногих государств, во время Второй Мировой войны, на территории которого не было Катастрофы европейского еврейства.
Словения
На территории Словении, которую после оккупации Югославии в апреле 1941 года разделили между собой Германия и Италия (район города Триест), были уничтожены около 1300 евреев (свыше 86%). Некоторые словенские евреи участвовали в партизанском движении; часть из них погибла в боях.
Македония
В Македонии, которая была оккупирована болгарской армией, в 1941 году проживало восемь тысяч евреев. Преследования евреев начались осенью 1942 года, были опубликованы антиеврейские законы. В феврале 1943 года завершились переговоры между немецкими и болгарскими представителями, в ходе которых немцам удалось достичь соглашения с болгарами об отправке евреев Македонии в лагеря смерти. 4 марта 1943 года началась депортация евреев восточной Македонии и Фракии (Беломорья). 4058 человек было транспортировано в Лом и оттуда на 4 кораблях отправлены в Вену. Уцелело лишь 100 из них. Болгарские полицейские части в Битоле и Скопле забирали евреев из Вардарской Македонии и 10 марта началась депортация 7144 человек в вагонах до дунайских пристаней Лом и Видин. Оттуда они были отвезены в Треблинку. Уцелело только около 200 из них.
12 марта 1943 года были депортированы 161 еврей из Пиротско через Лом в Вену. 22–29 марта того же года большинство евреев были отправлены в Треблинку и уничтожены в газовых камерах. Всего погибло 7144 еврея, около тысячи человек спаслось.
Всего из 80 тысяч евреев, проживавших на территории Югославии в 1941 года, во время Катастрофы погибло 66 тысяч (82%).
Партизанское движение
Евреи Югославии принимали активное участие в партизанском движении, они воевали в рядах народно-освободительной армии Югославии под командованием И. Броз Тито. В рядах партизан против оккупационных войск и местных коллаборационистов сражалось 4572 еврея, из них три тысячи — в боевых частях. В рядах партизанской армии сражался батальон, сформированный исключительно из евреев. Десять евреев за участие в партизанском движении получили звание Народного героя Югославии. Евреи получали высокие воинские звания, генерал В. Тодорович, например, после войны командовал сухопутными силами армии Югославии; Роза Папо была первой женщиной, получившей звание генерала, она сыграла выдающуюся роль в организации военно-медицинской службы в народно-освободительной армии Югославии; доктор Х. Краус был командующим военно-медицинской службы. Партизанское командование хорошо относилось к евреям, отдельные случаи антисемитизма среди партизан карались.
Десять еврейских борцов Югославской народно-освободительной армии и активистов национально-освободительного движения были удостоены звания Народных героев Югославии.
Послевоенный период
20 октября 1944 года советские и югославские войска освободили Белград. Федерация еврейских общин Югославии возобновила свою деятельность 22 октября 1944 года. С помощью Джойнта были восстановлены 56 еврейских общин. Федерация оказывала помощь возвращавшимся евреям, например, был открыт дом для престарелых в Загребе. В 1948–52 годах около восьми тысяч евреев выехали в Израиль. В 1950–60-х годах еврейское населения Югославии составляло шесть с половиной–семь тысяч человек (по переписи 1952 года — 6250 человек), они были объединены в 38 общин; несколько сотен евреев не были зарегистрированы в общинах. Среди евреев было 43% мужчин и 57% женщин. Около 50% еврейского населения были сефардского происхождения, проживали в основном в Сербии и Боснии и Герцеговине, 50% были ашкеназами, проживали в основном в Хорватии и Словении. Большинство самодеятельного еврейского населения принадлежало к свободным профессиям, часть была служащими. Так, согласно переписи 1952 года, 875 евреев работали на административной службе:
- 247 экономистов,
- 231 ремесленник,
- 221 врач,
- 82 инженера (среди них Эмерик Блюм - основатель и первый Генеральный директор югославской энергетической компании "Energoinvest"),
- 48 школьных учителей,
- 54 преподавателя вузов,
- 73 армейских офицера (генерал-майором запаса Югославской народной армии был Моше Пьяде),
- 33 писателя и художника.
Согласно переписи 1957 года, в Югославии проживал 6691 еврей, на 137 женщин приходилось сто мужчин (во всем населении Югославии на 106 женщин приходилось сто мужчин). Моше Пьяде был одним из руководителей Союза коммунистов Югославии, членом Политбюро, главным идеологом югославских коммунистов, премьер-министром Югославии.
В условиях относительной свободы Федерация еврейских общин Югославии вела разнообразную деятельность, направленную на развитие еврейской культуры и образования, оказание социальной помощи. Так, в 1950 году были созданы еврейские детские сады в различных общинах (в 1969 году работали детские сады в Загребе и Белграде), еврейские молодежные центры, организовывались летние лагеря, в которых каждый год отдыхало 350–400 еврейских детей и подростков. Молодых людей отправляли учиться за границу на различные еврейские курсы и семинары. Во многих общинах действовали еврейские библиотеки, в Белграде был открыт Еврейский исторический музей, в рамках которого был создан Институт по изучению истории югославского еврейства. Аналогичный Музей еврейской истории был открыт в 1966 году в Сараево. Федерация еврейских общин выпускала ежемесячник и ежегодный «Еврейский альманах». Несмотря на это, религиозная жизнь в Югославии в 1950–70 годов находилась под строгим контролем государства. В этих условиях в 1952 году Федерация еврейских общин отказалась от определения общин как религиозных объединений, настаивая на их национальном характере. В Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.
В 1970 году численность евреев в Югославии составляла около пяти с половиной тысяч человек, большинство из которых проживали в Белграде, Загребе и Сараево. Перед началом гражданской войны в 1991 году в стране проживало немногим более пяти тысяч евреев. Крупные еврейские общины функционировали:
В 1980 году Федерация еврейских общин Югославии продолжала вести активную деятельность. Действовали летние лагеря на побережье Адриатического моря, проводились ежегодные Маккабиады, функционировали дома для престарелых, действовали классы по изучению иврита, различные учебные программы для молодежи, женщин, включая религиозные семинары. В 1989 году в Загребе был открыт еврейский детский сад.
Распад Югославии
Усиливавшийся сепаратизм и тенденции к созданию независимых государств в различных областях Югославии оказали значительное влияние на еврейские общины. Многие евреи выражали поддержку Сербии в ее борьбе за сохранение единого государства. Некоторые еврейские лидеры настороженно относились к хорватскому национализму, особенно после публикации в 1990 году в Загребе «Протоколов сионских мудрецов» и открытого высказывания Франьо Туджмана - будущего президента Хорватской республики:
"Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка!
Однако после провозглашения в середине 1991 года независимости Хорватии, хорватские евреи, в основном, поддержали новое государственное образование; сербы и хорваты при поддержке местных еврейских деятелей обвиняли друг друга в антисемитизме. Так, в начале 1992 года К. Мандиг, основатель Общества дружбы Сербия-Израиль, посетила США, где в серии лекций обвинила президента Хорватии Ф. Туджмана в профашистских и антисемитских настроениях и в том, что он планирует геноцид сербов в Хорватии. Н. Поргес — глава еврейской общины Загреба — обвинял сербов в антисемитизме и поддерживал правительство Франьо Туджмана.
С провозглашением независимости Боснии и Герцеговины в республике шли ожесточенные бои между вооруженными формированиями боснийских мусульман, боснийских сербов и герцеговинских хорватов. В этот период значительная часть евреев покинула новообразовавшееся государство посредством срочной эвакуации, организованной «Еврейским агентством» и Американским еврейским финансово-распорядительным комитетом «Джойнт». Причиной послужило распространение в Боснии и Герцеговине книги президента Алии Изетбеговича «Islamska deklaracija» (которая выдвигала идею превращения Республики Босния и Герцеговина в исламское государство, ограничения в правах немусульман и обложения их «подушным налогом» (джизия) в пользу мусульманского духовенства). Некоторые из евреев, репатриировались в Израиль, но большинство осели в Белграде и Новом-Саде (Сербия).
Еврейские общины Сербии и Черногории после развала Югославии
Антисемитизм
В обстановке гражданской войны и последовавшего распада Югославии, возникшей проблемой сотен тысяч сербских беженцев, изгнанных из новопровозглашённых сопредельных государств (бывших союзных республик Хорватии и Боснии и Герцеговины) и, как следствие - резко возросших безработицы и нехватки товаров первой необходимости в Югославии усилился национализм, участились проявления антисемитизма:
- в сентябре 1995 года антисемитские надписи появились на стенах в Белградском университете,
- в октябре 1995 года — на здании Еврейского общинного центра в Белграде,
- в 1998 года — внутри Белградской синагоги.
- в 1997 году было разрушено девять могил на еврейском кладбище в Земуне.
В период начавшейся Войны НАТО против Югославии в телевизионной программе, посвященной политике США, в которой много говорилось о государственном секретаре Мадлен Олбрайт, делался вывод: «Евреи управляют миром. Евреи ответственны за то, что произошло в Сербии». Иерархи Сербской православной церкви осудили нападки на евреев, в том числе и антисемитскую статью, опубликованную в студенческой газете.
В 1999 году А. Сингер, президент Федерации еврейских общин, заявил, что власти Югославии, включая президента страны Слободана Милошевича, сейчас не выступают против антисемитизма и никто из лиц, ответственных за антисемитские акты, не был арестован. Многие евреи Югославии протестовали против попыток сербских, хорватских и боснийских националистов использовать евреев в своих целях и произвести раскол среди евреев, живущих в различных частях бывшей Югославии; в то же время часть еврейских лидеров выразила недовольство критическими высказываниями о Югославии некоторых известных евреев — политиков и общественных деятелей западного мира.
Белградская еврейская община помогала евреям, живущим в различных населенных пунктах Югославии, в развитии культурной и общинной жизни; вместе с Джойнтом община осуществляла социальные программы, в первую очередь помощь пожилым, посылает продовольственные посылки, оплачивает медицинские услуги и т. п. При Белградской синагоге работали молодежный центр, в котором 150 еврейских детей и молодых людей участвуют в различных программах, воскресная школа для детей, клуб для старшеклассников и студентов, семинары по изучению иудаизма, иврита. Действовали программы для взрослых и пожилых людей. В Белграде давал концерты еврейский хор и ставит спектакли еврейский детский театр, проводятся различные еврейские выставки; так, в январе 1997 года Белградский еврейский музей организовал выставку, посвященную евреям Югославии, которую посетило множество людей. Федерация еврейских общин Югославии выпускает ежемесячный бюллетень.
Отношения с Израилем
Коммунистическое правительство Иосип Броз Тито поддерживало борьбу еврейского населения Эрец-Исраэль против британского господства за создание независимого государства. До образования Государства Израиль из портов Югославии шли к берегам Эрец-Исраэль суда с репатриантами из Болгарии и Румынии.
Во время голосования в Генеральной Ассамблее ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, Югославия воздержалась, но после заявила о признании Государства Израиль 19 мая 1948 года, в том же году между странами были установлены дипломатические отношения. Власти Югославии разрешили израильским самолетам, перевозившим во время Войны за Независимость оружие для Армии обороны Израиля, совершать промежуточные посадки на аэродромах Югославии. Из портов Югославии отплывали в Израиль суда с оружием, закупленным в Чехословакии. Югославским евреям власти разрешили репатриацию в Израиль. До середины 1950-х годов между двумя странами существовали дружественные отношения и тесное сотрудничество в экономике, спорте, культуре. В середине 1950-х годов, по мере укрепления влияния Иосип Броз Тито как одного из лидеров движения неприсоединившихся стран и установления тесных связей с президентом Египта Гамалем Абделем Насером, отношения между Израилем и Югославией стали ухудшаться. Так, в 1956 году югославский президент выступил с резким осуждением Израиля во время Синайского кризиса. В 1967 году Югославия играла активную роль в антиизраильской кампании, которую вели Советский Союз и социалистические страны во время Шестидневной войны. По инициативе Югославии дипломатические отношения между двумя странами были прерваны, продолжали существовать в незначительном объеме лишь торговые отношения.
Отношения с Израилем после распада Югославии
Югославия (реорганизованная Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории) и Израиль возобновили дипломатические отношения в конце 1996 года. Израиль поддерживал международную блокаду Югославии во время гражданской войны в Хорватии и в Боснии и Герцеговине в 1992–95 гг. и негласно соглашался с действиями войск НАТО против Югославии в 1999 году, но официально это не высказывал и, в числе первых, предлагал оказание помощи в борьбе с последствиями бомбардировок.
3 июня 2006 года, в результате референдума о независимости Черногории, Югославия прекратила своё существование окончательно.
Знаменитые евреи-уроженцы Югославии
- Моше Пьяде - деятель югославского партизанского движения, государственный деятель, премьер-министр Югославии в 1948-1954 гг.,
- Нисим Албахари (1916 - 1992), участник антифашистской борьбы в Югославии, общественно-политический деятель Социалистичнской Федеративной Республики Югославия и Боснии и Герцеговины.
- Давид (Дадо) Элазар - девятый начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля.
Знаменитые евреи, связанные с Югославией
- Давид Шварц - изобретатель первого дирижабля,
- Хаим Бар-Лев - восьмой начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля
См. также
- Хорватия - еврейская община
- Загреб - еврейская община
- Сплит - еврейская община
- Дубровник - еврейская община
- Евреи - Народные герои Югославии
- История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках
- История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках
Фотогаллерея
Sinagoga1906 11.jpg
Синагога в Загребе . Фото 1906 г. |
|||
Интерьер Сараевской ашкеназской синагоги |
Один из трёх "Пятачков трёх религий" в Сараево - вид из окна Музея еврейской истории Боснии и Герцеговины одновременно на колокольню церкви и минарет мечети |
Интерьер Дубровницкой синагоги |
Интерьер Сплитской синагоги |