"hа-Поэль hа-Мизрахи"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ха-По‘эл Ха-Мизрахи (ЭЕЭ)» в «Ха-По‘эл Ха-Мизрахи») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские движения» с помощью HotCat) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''hа- | + | '''"hа-Поэль hа-Мизрахи"''' (הָפּוֹעֵל הַמִּזְרָחִי), религиозно-сионистское рабочее движение, при котором действовало молодежное движение [[Бней-Акива|Бней-Акива]] и движение религиозных [[Мошав|мошавов]] и [[Киббуц|киббуцов]]. |
- | + | Члены "hа-Поэль hа-Мизрахи" были объединены в профессиональные союзы в рамках [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]]. | |
- | + | В 1956 г. вошел в [[Мафдал]]. | |
- | + | == История == | |
- | |||
- | + | "hа-Поэл hа-мизрахи" возник в качестве религиозного халуцианского (см. [[Халуцим]]) и политического движения в апреле 1922 г. в [[Эрец-Исраэль]]. "hа-Поэл hа-мизрахи" был независимой политической партией в рамках всемирного движения [[Мизрахи]]. | |
- | + | Возникновение движения объясняется тем, что в составе третьей [[Алия|алии]] в страну прибыло значительное число религиозной молодежи, членов Цеирей Мизрахи, видевших в заселении и религиозном возрождении Эрец-Исраэль свою религиозную обязанность (см. [[Мицвот]]). Хотя с социальной точки зрения религиозные халуцим не отличались от рабочего [[Ишув|ишува]], они не могли влиться в него, поскольку, с их точки зрения, сионистское рабочее движение (см. [[Социализм Еврейский|Социализм еврейский]]) пренебрегало еврейскими религиозными ценностями, например, соблюдением [[Суббота|субботы]] и [[Кашрут|кашрута]] в своих учреждениях. | |
- | Первоначально входивший в [[Сионистская Организация|Сионистскую организацию]] как часть Мизрахи, hа-Поэл hа-мизрахи постепенно развернул независимую деятельность в учреждениях ишува, а затем и в Сионистской организации, в которой с 1935 г. движение имело собственного представителя. В [[Ваад Леумми|Ваад леумми]] представителем hа-Поэл hа-мизрахи был [[Вархафтиг, Зерах|З. Вархафтиг]]. В 1937 г. hа-Поэл hа-мизрахи был среди противников [[Планы Раздела Палестины|плана раздела Палестины]]. На последних выборах (1944) в Представительное собрание ишува (Асаф hа-нивхарим) hа-Поэл hа-мизрахи получил 9,5% от общего числа голосов. Мизрахи и hа-Поэл hа-мизрахи успешно сотрудничали в совместном всемирном центре, носившем название Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи, хотя в Эрец-Исраэль отношения между двумя организациями были напряженными: Мизрахи находился в несоциалистическом лагере ишува, в то время как hа-Поэл hа-мизрахи сотрудничал с | + | В 1956 г. в результате слияния Мизрахи и "hа-Поэл hа-мизрахи" была создана [[Национальная Религиозная Партия|Национальная религиозная партия]] (Мафдал). |
+ | |||
+ | == Программа == | ||
+ | |||
+ | В своей программе hа-Поэл hа-мизрахи ставил целью «строительство своим трудом страны в соответствии с [[Тора|Торой]] и еврейской традицией, углубление религиозного чувства у трудящихся и создание материальной и духовной основы для их существования в качестве религиозных трудящихся». | ||
+ | |||
+ | Новое движение получило вначале название Тора ва-авода (`Тора и труд`), взятое из стиха [[Пиркей Авот|Пиркей авот]] (1:2): «На трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Богу /авода — `труд`, `работа`) и на благодеянии». На формирование идеологии движения оказали влияние идеи польского [[Хасидизм|хасидизма]] и концепция Тора им дерех-эрец (см. [[Дерех-Эрец|Дэрец-эрец]]) [[Гирш, Шимшон|Ш. Р. Гирша]]. | ||
+ | |||
+ | Концепция «Тора ва-авода» видела в социальной справедливости и труде условие, необходимое для возвращения еврейского народа на свою историческую родину, и неотъемлемую часть еврейской религиозной жизни. Идеологи движения подчеркивали, что [[Иудаизм|иудаизм]] в его полноте представляет собой синтез религиозного, социального, морального, национального и политического элементов и реализуется прежде всего путем личной приверженности и творческой деятельности. Все эти стороны национальной жизни должны вдохновляться Письменным и [[Устный Закон|Устным Законом]]. | ||
+ | |||
+ | Особое значение идеологи движения придавали социальной справедливости, утверждая, что лишь тот, кто зарабатывает на жизнь собственным трудом, может быть уверен, что его хлеб не заработан другим и не добыт путем эксплуатации и обмана. Этот взгляд был частью религиозной концепции движения, согласно которой нравственность и справедливость — звенья в длинной цепи освящения и очищения жизни, начинающейся с признания власти Бога. Члены движения высоко ставили занятие физическим, в первую очередь сельскохозяйственным трудом, создав ряд кооперативных и коллективных сельскохозяйственных поселений. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Деятельность == | ||
+ | |||
+ | Социалистические элементы в идеологии hа-Поэл hа-мизрахи нередко приводили к конфликтам с движением Мизрахи, хотя с организационной точки зрения hа-Поэл hа-мизрахи был его частью. С другой стороны, hа-Поэл hа-мизрахи расходился с Гистадрутом из-за своей религиозной концепции еврейского народа, неприятия идеи классовой борьбы и требования принудительного арбитража в трудовых конфликтах. После неудачной попытки присоединиться к Гистадруту в 1922 г. hа-Поэл hа-мизрахи действовал в рамках всемирного движения Мизрахи. Однако в 1925 г. движение создало собственную всемирную организацию — Брит hа-оламит шел тнуат Тора ва-авода (`Всемирный союз движения Тора и труд`), которая включала молодежные и халуцианские группы Мизрахи в различных странах. Таким образом, hа-Поэл hа-мизрахи одновременно действовал как идеологическое движение, профсоюзная федерация и политическая партия. | ||
+ | |||
+ | Свои идеологические взгляды hа-Поэл hа-мизрахи пропагандировал в печатных органах «Нетива» и «Морешет», а также в брошюрах и книгах издательства «Библиотека Тора ва-авода». Движение привлекло в свои ряды религиозные квуцот, объединенные в hа-Киббуц hа-дати (см. [[Киббуцное Движение|Киббуцное движение]]) и создало молодежное халуцианское движение Бней-Акива. | ||
+ | |||
+ | В качестве профсоюзной федерации hа-Поэл hа-мизрахи первоначально осуществлял деятельность, аналогичную деятельности Гистадрута: организовывал биржи труда и общества помощи; поощрял развитие еврейского труда, участвовал в [[Хагана|Хагане]], в организации [[Иммиграция «Нелегальная»|«нелегальной» иммиграции]] и т. п. Среди основанных hа-Поэл hа-мизрахи коммерческих предприятий — Банк hа-Поэл hа-мизрахи, ипотечный банк «Аданим»; «Янив», служивший финансовым инструментом поселенческой деятельности движения; домостроительная компания «Машхав», а также несколько кооперативов, действовавших в общих рамках «Мерказ hа-мосадот ве-hа-мифалим hа-калкалийим шел hа-Поэл hа-мизрахи» (`Центр учреждений и экономических предприятий движения hа-Поэл hа-мизрахи`). Было также создано объединение рабочей религиозной молодежи «hа-Ноар hа-дати hа-овед» (`Религиозная рабочая молодежь`) и основано религиозное спортивное общество «Элицур». | ||
+ | |||
+ | В 1935 г. участницы движения создали Женскую лигу hа-Поэл hа-мизрахи (которая позднее объединилась с Женской организацией Мизрахи при Национальной религиозной партии). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Отношеия с Гистадрутом === | ||
+ | |||
+ | Несмотря на острые конфликты с Гистадрутом в 1920-х — начале 1930-х гг. по вопросам трудовых отношений, поселенческой деятельности и кооперации, в 1928 г. между двумя организациями было достигнуто соглашение о сотрудничестве на рынке труда и участии hа-Поэл hа-мизрахи в больничной кассе Гистадрута. Поскольку соглашение не оправдало возлагавшихся на него надежд, hа-Поэл hа-мизрахи аннулировал его в 1941 г. Тем не менее сотрудничество между двумя организациями стало более успешным после создания в начале 1940-х гг. общих бирж труда. С течением времени hа-Поэл hа-мизрахи присоединился к сельскохозяйственному центру и к профсоюзному отделу Гистадрута, а также к его учительской организации. | ||
+ | |||
+ | === Поселенческая деятельность === | ||
+ | |||
+ | Поселенческая деятельность hа-Поэл hа-мизрахи началась уже в 1920-е гг. Движению пришлось вести борьбу с Гистадрутом и с официальными сионистскими органами за свое признание в качестве независимого поселенческого движения. Первоначально принятой формой основанных движением поселений был мошав овдим (см. [[Мошав|Мошав]]). Созданный в 1927 г. в западной части [[Изреельская Долина|Изреельской долины]] мошав Сде-Яаков был первым мошавом, основанным hа-Поэл hа-мизрахи. Ко времени провозглашения Независимости Израиля (1948) hа-Поэл hа-мизрахи основал восемь сельскохозяйственных поселений типа мошав овдим. В ходе массовой алии 1950-х гг. hа-Поэл hа-мизрахи было отведено 20% планируемых сельскохозяйственных поселений, и на протяжении пяти лет движение создало 40 мошавов для новых репатриантов; в последующие годы было создано еще 15 сельскохозяйственных поселений. Созданные движением поселения объединены в «Иггуд hа-мошавим шел hа-Поэл hа-мизрахи» (`Объединение мошавов hа-Поэл hа-мизрахи `). | ||
+ | |||
+ | В начале 1930-х гг. в рамках движения стали складываться группы, стремившиеся к созданию коллективных поселений. Первые такие группы были созданы членами Брит халуцим датиим (`Союз религиозных халуцим`) в Германии и инструкторами молодежных групп по подготовке молодежи к алие (см. Хахшара в Словаре терминов): Мизрахи в Польше, hа-Шомер hа-дати (`Религиозный страж`) в Польше и Галиции. В 1935 г. эти группы создали hа-Киббуц hа-дати, который, начиная с 1937 г., начал активную поселенческую деятельность (первый религиозный киббуц [[Тират-Цви]] был основан в долине [[Бет-Шеан]]). Блоки религиозных киббуцов были основаны на границах районов еврейских поселений — в долине Бет-Шеан, в Гуш-Эционе и в районе [[Газа|Газы]]. | ||
+ | |||
+ | === Во время Войны за Независимость === | ||
+ | |||
+ | Ко времени образования Государства Израиль hа-Киббуц hа-дати насчитывал десять основанных и шесть подготовленных поселений. Расположенные на границах еврейского ишува, эти киббуцы hа-Поэл hа-мизрахи понесли тяжелый урон в ходе [[Война За Независимость|Войны за Независимость]]. Район Гуш-Эцион, включавший три религиозных киббуца — [[Кфар-Эцион|Кфар-Эцион]], Массуот-Ицхак и [[Эйн-Цурим]], — был полностью уничтожен; большинство поселений в окрестностях Газы были разрушены ([[Беерот-Ицхак]] и Кфар-Даром); погибло семь процентов взрослого населения объединения hа-Киббуц hа-дати. | ||
+ | |||
+ | === Политическое представительство === | ||
+ | |||
+ | Первоначально входивший в [[Сионистская Организация|Сионистскую организацию]] как часть Мизрахи, hа-Поэл hа-мизрахи постепенно развернул независимую деятельность в учреждениях ишува, а затем и в Сионистской организации, в которой с 1935 г. движение имело собственного представителя. В [[Ваад Леумми|Ваад леумми]] представителем hа-Поэл hа-мизрахи был [[Вархафтиг, Зерах|З. Вархафтиг]]. В 1937 г. hа-Поэл hа-мизрахи был среди противников [[Планы Раздела Палестины|плана раздела Палестины]]. На последних выборах (1944) в Представительное собрание ишува (Асаф hа-нивхарим) hа-Поэл hа-мизрахи получил 9,5% от общего числа голосов. Мизрахи и hа-Поэл hа-мизрахи успешно сотрудничали в совместном всемирном центре, носившем название Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи, хотя в Эрец-Исраэль отношения между двумя организациями были напряженными: Мизрахи находился в несоциалистическом лагере ишува, в то время как hа-Поэл hа-мизрахи сотрудничал с Гистадрутом. Однако рост влияния hа-Поэл hа-мизрахи в Эрец-Исраэль привел не к разрыву hа-Поэл hа-мизрахи и Мизрахи, а, напротив, к постепенному их сближению, завершившемуся слиянием обеих организаций и созданием Национальной религиозной партии (см. выше). | ||
{{ElevenCopyRight|11064|hа-ПОЭЛ hа-МИЗРАХИ}} | {{ElevenCopyRight|11064|hа-ПОЭЛ hа-МИЗРАХИ}} | ||
Строка 45: | Строка 84: | ||
[[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]] | [[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские движения]] |
Текущая версия на 10:25, 3 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
"hа-Поэль hа-Мизрахи" (הָפּוֹעֵל הַמִּזְרָחִי), религиозно-сионистское рабочее движение, при котором действовало молодежное движение Бней-Акива и движение религиозных мошавов и киббуцов.
Члены "hа-Поэль hа-Мизрахи" были объединены в профессиональные союзы в рамках Гистадрута.
В 1956 г. вошел в Мафдал.
Содержание |
История
"hа-Поэл hа-мизрахи" возник в качестве религиозного халуцианского (см. Халуцим) и политического движения в апреле 1922 г. в Эрец-Исраэль. "hа-Поэл hа-мизрахи" был независимой политической партией в рамках всемирного движения Мизрахи.
Возникновение движения объясняется тем, что в составе третьей алии в страну прибыло значительное число религиозной молодежи, членов Цеирей Мизрахи, видевших в заселении и религиозном возрождении Эрец-Исраэль свою религиозную обязанность (см. Мицвот). Хотя с социальной точки зрения религиозные халуцим не отличались от рабочего ишува, они не могли влиться в него, поскольку, с их точки зрения, сионистское рабочее движение (см. Социализм еврейский) пренебрегало еврейскими религиозными ценностями, например, соблюдением субботы и кашрута в своих учреждениях.
В 1956 г. в результате слияния Мизрахи и "hа-Поэл hа-мизрахи" была создана Национальная религиозная партия (Мафдал).
Программа
В своей программе hа-Поэл hа-мизрахи ставил целью «строительство своим трудом страны в соответствии с Торой и еврейской традицией, углубление религиозного чувства у трудящихся и создание материальной и духовной основы для их существования в качестве религиозных трудящихся».
Новое движение получило вначале название Тора ва-авода (`Тора и труд`), взятое из стиха Пиркей авот (1:2): «На трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Богу /авода — `труд`, `работа`) и на благодеянии». На формирование идеологии движения оказали влияние идеи польского хасидизма и концепция Тора им дерех-эрец (см. Дэрец-эрец) Ш. Р. Гирша.
Концепция «Тора ва-авода» видела в социальной справедливости и труде условие, необходимое для возвращения еврейского народа на свою историческую родину, и неотъемлемую часть еврейской религиозной жизни. Идеологи движения подчеркивали, что иудаизм в его полноте представляет собой синтез религиозного, социального, морального, национального и политического элементов и реализуется прежде всего путем личной приверженности и творческой деятельности. Все эти стороны национальной жизни должны вдохновляться Письменным и Устным Законом.
Особое значение идеологи движения придавали социальной справедливости, утверждая, что лишь тот, кто зарабатывает на жизнь собственным трудом, может быть уверен, что его хлеб не заработан другим и не добыт путем эксплуатации и обмана. Этот взгляд был частью религиозной концепции движения, согласно которой нравственность и справедливость — звенья в длинной цепи освящения и очищения жизни, начинающейся с признания власти Бога. Члены движения высоко ставили занятие физическим, в первую очередь сельскохозяйственным трудом, создав ряд кооперативных и коллективных сельскохозяйственных поселений.
Деятельность
Социалистические элементы в идеологии hа-Поэл hа-мизрахи нередко приводили к конфликтам с движением Мизрахи, хотя с организационной точки зрения hа-Поэл hа-мизрахи был его частью. С другой стороны, hа-Поэл hа-мизрахи расходился с Гистадрутом из-за своей религиозной концепции еврейского народа, неприятия идеи классовой борьбы и требования принудительного арбитража в трудовых конфликтах. После неудачной попытки присоединиться к Гистадруту в 1922 г. hа-Поэл hа-мизрахи действовал в рамках всемирного движения Мизрахи. Однако в 1925 г. движение создало собственную всемирную организацию — Брит hа-оламит шел тнуат Тора ва-авода (`Всемирный союз движения Тора и труд`), которая включала молодежные и халуцианские группы Мизрахи в различных странах. Таким образом, hа-Поэл hа-мизрахи одновременно действовал как идеологическое движение, профсоюзная федерация и политическая партия.
Свои идеологические взгляды hа-Поэл hа-мизрахи пропагандировал в печатных органах «Нетива» и «Морешет», а также в брошюрах и книгах издательства «Библиотека Тора ва-авода». Движение привлекло в свои ряды религиозные квуцот, объединенные в hа-Киббуц hа-дати (см. Киббуцное движение) и создало молодежное халуцианское движение Бней-Акива.
В качестве профсоюзной федерации hа-Поэл hа-мизрахи первоначально осуществлял деятельность, аналогичную деятельности Гистадрута: организовывал биржи труда и общества помощи; поощрял развитие еврейского труда, участвовал в Хагане, в организации «нелегальной» иммиграции и т. п. Среди основанных hа-Поэл hа-мизрахи коммерческих предприятий — Банк hа-Поэл hа-мизрахи, ипотечный банк «Аданим»; «Янив», служивший финансовым инструментом поселенческой деятельности движения; домостроительная компания «Машхав», а также несколько кооперативов, действовавших в общих рамках «Мерказ hа-мосадот ве-hа-мифалим hа-калкалийим шел hа-Поэл hа-мизрахи» (`Центр учреждений и экономических предприятий движения hа-Поэл hа-мизрахи`). Было также создано объединение рабочей религиозной молодежи «hа-Ноар hа-дати hа-овед» (`Религиозная рабочая молодежь`) и основано религиозное спортивное общество «Элицур».
В 1935 г. участницы движения создали Женскую лигу hа-Поэл hа-мизрахи (которая позднее объединилась с Женской организацией Мизрахи при Национальной религиозной партии).
Отношеия с Гистадрутом
Несмотря на острые конфликты с Гистадрутом в 1920-х — начале 1930-х гг. по вопросам трудовых отношений, поселенческой деятельности и кооперации, в 1928 г. между двумя организациями было достигнуто соглашение о сотрудничестве на рынке труда и участии hа-Поэл hа-мизрахи в больничной кассе Гистадрута. Поскольку соглашение не оправдало возлагавшихся на него надежд, hа-Поэл hа-мизрахи аннулировал его в 1941 г. Тем не менее сотрудничество между двумя организациями стало более успешным после создания в начале 1940-х гг. общих бирж труда. С течением времени hа-Поэл hа-мизрахи присоединился к сельскохозяйственному центру и к профсоюзному отделу Гистадрута, а также к его учительской организации.
Поселенческая деятельность
Поселенческая деятельность hа-Поэл hа-мизрахи началась уже в 1920-е гг. Движению пришлось вести борьбу с Гистадрутом и с официальными сионистскими органами за свое признание в качестве независимого поселенческого движения. Первоначально принятой формой основанных движением поселений был мошав овдим (см. Мошав). Созданный в 1927 г. в западной части Изреельской долины мошав Сде-Яаков был первым мошавом, основанным hа-Поэл hа-мизрахи. Ко времени провозглашения Независимости Израиля (1948) hа-Поэл hа-мизрахи основал восемь сельскохозяйственных поселений типа мошав овдим. В ходе массовой алии 1950-х гг. hа-Поэл hа-мизрахи было отведено 20% планируемых сельскохозяйственных поселений, и на протяжении пяти лет движение создало 40 мошавов для новых репатриантов; в последующие годы было создано еще 15 сельскохозяйственных поселений. Созданные движением поселения объединены в «Иггуд hа-мошавим шел hа-Поэл hа-мизрахи» (`Объединение мошавов hа-Поэл hа-мизрахи `).
В начале 1930-х гг. в рамках движения стали складываться группы, стремившиеся к созданию коллективных поселений. Первые такие группы были созданы членами Брит халуцим датиим (`Союз религиозных халуцим`) в Германии и инструкторами молодежных групп по подготовке молодежи к алие (см. Хахшара в Словаре терминов): Мизрахи в Польше, hа-Шомер hа-дати (`Религиозный страж`) в Польше и Галиции. В 1935 г. эти группы создали hа-Киббуц hа-дати, который, начиная с 1937 г., начал активную поселенческую деятельность (первый религиозный киббуц Тират-Цви был основан в долине Бет-Шеан). Блоки религиозных киббуцов были основаны на границах районов еврейских поселений — в долине Бет-Шеан, в Гуш-Эционе и в районе Газы.
Во время Войны за Независимость
Ко времени образования Государства Израиль hа-Киббуц hа-дати насчитывал десять основанных и шесть подготовленных поселений. Расположенные на границах еврейского ишува, эти киббуцы hа-Поэл hа-мизрахи понесли тяжелый урон в ходе Войны за Независимость. Район Гуш-Эцион, включавший три религиозных киббуца — Кфар-Эцион, Массуот-Ицхак и Эйн-Цурим, — был полностью уничтожен; большинство поселений в окрестностях Газы были разрушены (Беерот-Ицхак и Кфар-Даром); погибло семь процентов взрослого населения объединения hа-Киббуц hа-дати.
Политическое представительство
Первоначально входивший в Сионистскую организацию как часть Мизрахи, hа-Поэл hа-мизрахи постепенно развернул независимую деятельность в учреждениях ишува, а затем и в Сионистской организации, в которой с 1935 г. движение имело собственного представителя. В Ваад леумми представителем hа-Поэл hа-мизрахи был З. Вархафтиг. В 1937 г. hа-Поэл hа-мизрахи был среди противников плана раздела Палестины. На последних выборах (1944) в Представительное собрание ишува (Асаф hа-нивхарим) hа-Поэл hа-мизрахи получил 9,5% от общего числа голосов. Мизрахи и hа-Поэл hа-мизрахи успешно сотрудничали в совместном всемирном центре, носившем название Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи, хотя в Эрец-Исраэль отношения между двумя организациями были напряженными: Мизрахи находился в несоциалистическом лагере ишува, в то время как hа-Поэл hа-мизрахи сотрудничал с Гистадрутом. Однако рост влияния hа-Поэл hа-мизрахи в Эрец-Исраэль привел не к разрыву hа-Поэл hа-мизрахи и Мизрахи, а, напротив, к постепенному их сближению, завершившемуся слиянием обеих организаций и созданием Национальной религиозной партии (см. выше).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья hа-ПОЭЛ hа-МИЗРАХИ в ЭЕЭ