|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Молех]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=Raphael
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=30/04/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Мо́лех''' ({{lang-he|מֹלֶךְ}}, ''русск''. Молох) - обозначение языческого божества и его культа.
| + | |
- | | + | |
- | == Этимология ==
| + | |
- | | + | |
- | Форма «Молeх» — вариант или преднамеренная мисвокализация (дисфемистическая огласовка по модели слова бошет — `срам`, зачастую служившего субституцией имени Ваала) слова מלד (мелех, `царь`) в значении эпитета, титула или составной части имен языческих богов [[Ханаан]]а, Финикии, [[Сирия|Сирии]] и Месопотамии.
| + | |
- | | + | |
- | == Культ Молеха ==
| + | |
- | | + | |
- | Языческие обряды, связанные с подобными культами, осуществлявшиеся в определенном месте (вне стен Иерусалима в долине Гей-Хинном или Гей-бен-Хинном), называвшемся Тофет, особо поощрялись в царствование [[Менашше]] и его сына Амона и продолжались в начале правления Иошияху, религиозная реформа которого окончательно искоренила эти и другие языческие ритуалы (II Ц. 23:10). Упоминания о культе Молеха у [[Иермияhу|Иеремии]] (7:31; 19:5,6; 32:35) относятся именно к этим временам.
| + | |
- | | + | |
- | Свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38; см. Пророки и пророчество) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Юридические формулировки требуют точности, в то время как пророки могут позволить себе риторическую красочность, поэтому именно первая группа свидетельств должна быть принята как отражающая историческую истину. Действительно, принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке (ср. II Ц. 3:27) и в Карфагене лишь в экстраординарных случаях, обычно после военного разгрома или тяжкого бедствия, однако никогда не было частью институализированного культа.
| + | |
- | | + | |
- | == Отношение евреев к культу Молеха ==
| + | |
- | | + | |
- | Согласно раввинистической интерпретации, запрещается проводить детей через огонь, ибо это понимается как передача их в руки языческих жрецов.
| + | |
- | | + | |
- | В книге Юбилеев (30:7) женитьба еврея на язычнице связывается с грехом Молеха.
| + | |
- | | + | |
- | Аналогично Ишмаэль бен Элиша (Сиф. Втор. 18) объясняет запрет культа Молеха как запрет оплодотворять язычницу.
| + | |
- | | + | |
- | Общее во всех этих традициях — понимание греха Молеха как обращения еврейских детей в язычество — либо путем их прямой передачи языческим жрецам, либо рождением детей от язычницы.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * http://www.eleven.co.il/article/12823
| + | |