м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Солодухо, Юдель Орелевич]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Солодухо, Юдель Орелевич''' (1877, Ошмяны, Виленская губерния, – 1963, Ленинград), гебраист (см. [[Гебраистика]]), арабист, историк-востоковед, публицист. Получил традиционное еврейское образование. В 1895–1900 гг. учился в Воложинской иешиве (см. [[Воложин]]), но был вынужден покинуть ее после того, как опубликовал в газете [[«hа-Маггид»]] статью о ней. Активно участвовал в сионистском движении, был членом российской делегации на [[5-м Сионистском конгрессе]] в Базеле в 1901 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1900–1907 гг. жил в Либаве (Лиепая). Преподавал [[Иврит Язык|иврит]], публиковал статьи в периодических изданиях на иврите. В 1907 г. окончил экстерном учительский институт в [[Рига|Риге]] и переехал в Петербург. Был сотрудником газет [[«hа-Цфира»]] и «hа-Зман» (см. [[Периодическая печать. Россия]]). С 1907 г. Солодухо был секретарем Общества любителей языка иврит. Под его редакцией публиковались ежемесячники общества. Неоднократно выступал с лекциями в филиалах общества, где говорил о том, что его целью являются не только академические исследования, но и выпуск литературы, которая призвана помочь преподавателям и ученикам, изучающим иврит. Переводил на русский язык произведения [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]] и [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1924–32 гг. Солодухо — сотрудник Локального бюро секции научных работников Союза работников просвещения СССР, в 1930–31 гг. — секретарь секции. С 1932 г. — научный сотрудник Института востоковедения в Ленинграде, работал в еврейском секторе, с 1937 г. — в секторе Древнего Востока. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Рабство в еврейском обществе Ирака и Сирии во 2–4 вв. н. э.». С 1940 г. — старший научный сотрудник Института востоковедения. После начала советско-германской войны оставался в 1941–42 гг. в блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован с женой в Ташкент. Сын Солодухо Овадия погиб на фронте во время советско-финляндской войны (1939–40), сын Нехемия умер в Ленинграде в начале 1942 г.
| + | |
- | | + | |
- | Солодухо — автор большого количества работ по истории и социально-экономической структуре еврейских общин Сирии и Ирака и по истории Ирака и Сирии, в которых он использовал еврейские источники. Среди работ Солодухо 1940-х гг.: «Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине 6 в. н. э.» («Вестник древней истории», М.-Л., 1940, № 3–4), «Социально-экономическая структура еврейского общества Ирака и Сирии во 2–5 вв. н. э.» («Ученые записки ЛГУ», № 78. Серия исторических наук, выпуск 9, 1941), «Значение еврейских источников раннего средневековья для истории Ближнего Востока» (в книге «Советское востоковедение», выпуск 2, М.-Л., 1941). Две работы Солодухо были написаны и опубликованы в Ташкенте: «Ирак в 3–5 вв.» и «Политическое положение в иракском обществе в 3–5 вв.». В конце войны Солодухо вернулся в Ленинград и продолжил работу в Институте востоковедения. В 1948 г. он закончил обширную монографию «Ирак в 3–5 вв.», оставшуюся неопубликованной.
| + | |
- | | + | |
- | В 1949 г. Институт востоковедения был переведен в Москву, директор института академик В. Струве в обстановке кампании борьбы с космополитизмом (см. [[«Космополиты»]]) после резкой критики был уволен, а Солодухо отправлен на пенсию.
| + | |
- | | + | |
- | В 1948–56 гг. Солодухо не опубликовал ни одной статьи. В 1956 г., во время «оттепели» и после открытия в Ленинграде отделения Института востоковедения, он вновь начал публиковаться. Были изданы работы Солодухо: «Персидская административно-правовая, социально-экономическая и культурно-бытовая лексика в еврейско-иракских литературных памятниках Сасанидского периода» в книге «Древний мир» (М., 1962), «Город и городское самоуправление в Сасанидском Ираке в 3–4 вв. н. э. (по талмудическим источникам)» в сборнике «Проблемы социально-экономической истории Древнего мира» (сборник памяти Л. И. Тюленева, М.-Л., 1963).
| + | |
- | | + | |
- | Одной из тем, которой занимался Солодухо, было отражение истории [[Хазария|Хазарии]] в ивритских источниках. Он написал монографию о И. б. А. Акрише (1489–1578), ученом библиофиле и издателе, первым опубликовавшем в краткой редакции переписку [[Ибн Шапрут Хисдай|Хисдая Ибн Шапрута]] с хазарским царем Иосифом. Работа осталась неопубликованной.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13892|СОЛОДУХО Юдель Орелевич}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука о еврействе]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Гебраисты]]
| + | |