- | '''Сорочкин, Залман Бен Бен-Цион''' (1881, местечко Захарино, Могилевской губернии, ныне Беларусь, – 1966, Иерусалим), [[Раввин|раввина]] и общественный деятель. Родился в семье раввина, учился в [[Слободская Иешива|Слободской иешиве]] и иешиве [[Воложин|Воложина]]. Стоял во главе администрации иешивы в Тельшах ([[Тельшяй]]), а затем был приглашен на должность раввина в Воронове (рядом с Вильной, см. [[Вильнюс]]), где основал собственную иешиву. Когда началась Первая мировая война, с семьей переселился в [[Минск]], где занялся общественной деятельностью, активно выступая против обвинений евреев в нелояльности царским властям и волны антиеврейских дискриминационных декретов. Вскоре после войны получил место раввина в [[Луцк|Луцке]], еврейская община которого насчитывала в то время около 30 тыс. человек. В этот период стал известен как один из наиболее выдающихся раввинов Польши и один из лидеров [[Агуддат Исраэль]] и ортодоксального еврейства в целом (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]). Когда после начала Второй мировой войны войска Советского Союза заняли Луцк, новые власти потребовали от Сорочкина под угрозой ареста прекратить свою деятельность. Он бежал с семьей в Вильнюс, где оставался вплоть до советской оккупации города в июне 1940 г., а затем с большими трудностями прибыл в [[Эрец-Исраэль]].
| + | |
- | В Эрец-Исраэль Сорочкин развернул широкую общественная деятельность. Он создал Ваад hа-иешивот (Комитет иешивот; по образцу соответствующей организации в Литве, одним из основателей которой он был), целью которого стало попечение над иешивами в Эрец-Исраэль; Сорочкин до конца жизни стоял во главе Ваада. Он был избран вице-председателем руководящего органа Агуддат Исраэль — Моэцет гдолей hа-Тора (Совет великих ученых — знатоков Торы), а затем был его бессменным председателем. Сорочкин также возглавлял сеть школ Агуддат Исраэль.
| + | |
- | Сорочкин был выдающимся проповедником; многие из его проповедей вошли в труд «hа-деа ве-hа-диббур» («Мнение и речь», 1937). Он составил комментарий к [[Пятикнижие|Пятикнижию]] «Ознаим ла-Тора» («Слух, обращенный к Торе», 1951–1960) и был автором многочисленных [[Респонсы|респонсов]], изданных в двух томах под названием «Мознаим ла-мишпат» («Весы правосудия», 1955).
| + | |