|
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Элиасберг, Мордехай]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Элиасберг, Мордехай''' (1817, Эйшишки, Ковенская губерния, ныне Эйшишкес, Литва, – 1889, город Бауск, Курляндская губерния, ныне Бауска, Латвия), раввин, писатель, общественный деятель, один из основателей [[Ховевей Цион]]. Первоначальное образование получил у отца, преподавателя [[Иешива|иешивы]]. В возрасте девяти лет был помолвлен с дочерью известного богача М. Кадисона из Слободки (пригород Ковно /см. [[Каунас]]/), переехал в дом будущего тестя и до свадьбы, состоявшейся, когда Элиасбергу исполнилось 13 лет, продолжал образование в его доме. Кроме [[Талмуд|Талмуда]], глубоко изучал Библию, а также немецкий язык. После женитьбы переехал в местечко Воложин, где некоторое время учился в Воложинской иешиве (см. [[Воложин]]).
| + | |
- | | + | |
- | Занялся коммерцией, жил в [[Рига|Риге]], а затем в Ковне. В Риге встречался с прибывшим туда по заданию русского правительства [[Лилиенталь, Макс|М. Лилиенталем]] и пытался убедить его в том, что положительных изменений во внутреннем быте евреев можно добиться не путем насильственного насаждения идей [[Хаскала|Хаскалы]], а благодаря отмене ограничений [[Черта Оседлости|черты оседлости]].
| + | |
- | | + | |
- | Когда [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]] в 1846 г. проездом в Варшаву посетил Ковно, Элиасберг встречался с ним.
| + | |
- | | + | |
- | После четырех лет занятия торговлей оставил коммерческие дела и уединился в специально снятом доме, посвящая все свое время интенсивному изучению [[Тора|Торы]] и лишь на субботу возвращаясь домой к семье. Многие опубликованные позднее произведения Элиасберга были написаны им в этот период.
| + | |
- | | + | |
- | С 1852-го по 1858-й г. был раввином местечка Жижморы Виленской губернии, продолжал изучение Торы и работу над своими книгами. Наряду с этим расширял общее образование, читая книги на немецком языке.
| + | |
- | | + | |
- | В 1862 г. был избран на пост раввина города Бауск, который занимал до конца жизни, отклоняя предложения из более крупных общин. Во время эпидемии холеры 1867 г. содействовал финансированию и организации медицинского обслуживания горожан. Во время постигшего Россию в 1867–69 гг. голода, тяжело ударившего также и по еврейским общинам, опубликовал в газете [[«hа-Маггид»]] статью, в которой призвал к организации в Российской империи центрального объединения еврейских общин, подобно организации [[Альянс]] или Совету общин в Лондоне, которое должно заняться улучшением материального положения еврейской бедноты. Статья вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой Элиасберг высказал точку зрения, противоположную господствовавшей в то время в еврейской публицистике, о том, что улучшение правового положения и общих условий жизни евреев явится следствием не просвещения еврейских масс и приобщения их к европейской культуре, а просвещения европейских наций и повышения их культурного уровня.
| + | |
- | | + | |
- | В 1863 г. Элиасберг обратился к руководству [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]] с открытым письмом, в котором доказывал, что задачи Общества могут быть выполнены лишь при улучшении материального положения широких еврейских масс, и призывал руководство в первую очередь добиваться разрешения евреям заниматься торговлей, земледелием и ремеслами вне пределов [[Черта Оседлости|черты оседлости]].
| + | |
- | | + | |
- | Глубокое влияние на Элиасберга оказал выход книги [[Калишер, Цви Хирш|Ц. Х. Калишера]] «Дришат Цион» («Стремление к Сиону», 1862). Сам Элиасберг впервые публично высказался по вопросам заселения Эрец-Исраэль в 1874 г., опубликовав в журнале «Леванон» две статьи: «hа-ам нивхар ве-hа-арец hа-нивхерет» («Избранный народ и избранная земля») и «Ал двар ишшув Эрец-Исраэль» («О заселении Земли Израиля»). В них Элиасберг обосновал на основе Торы необходимость возрождения еврейского народа на своей земле и подробно изложил практическую программу такого возрождения. Она включала в себя следующие пункты: создание сельскохозяйственных поселений, развитие промышленного производства, поощрение экспорта местной продукции, поощрение приезда в страну ремесленников и обладателей особо необходимых профессий — таких, как строители. Элиасберг говорил также о необходимости основания в Эрец-Исраэль сети иешив, привлечения выдающихся раввинов и превращения страны в духовный центр для евреев диаспоры. Элиасберг подчеркивал, что все это должно основываться на прочной экономической базе.
| + | |
- | | + | |
- | С момента возникновения движения Хиббат Цион (см. [[Ховевей Цион]]) Элиасберг активно включился в его работу. На учредительном съезде движения в 1884 г. в Катовицах был избран в совет движения, состоявший из шести человек. На съезде в Друскениках в 1887 г., на котором Элиасберг не смог присутствовать по состоянию здоровья, он был заочно избран вместе с [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] и [[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Н. Ц. И. Берлином]] почетным председателем движения.
| + | |
- | | + | |
- | В ходе развернувшейся в те годы дискуссии о возможности сотрудничества в рамках палестинофильского движения религиозных и светских кругов Элиасберг отстаивал в письмах к Н. Ц. И. Берлину и [[Пинскер, Леон|Л. Пинскеру]] точку зрения, согласно которой такое сотрудничество жизненно необходимо для успеха движения. Объединяющим для светских и религиозных палестинофилов является еврейское национальное чувство. Религиозным кругам недостает того знания языков, обычаев и политической культуры европейских стран, которыми обладают маскилим (см. [[Хаскала|Хаскала]]).
| + | |
- | | + | |
- | Итоги размышлений Элиасберга относительно проблемы еврейского национального возрождения были подведены им в вышедшей посмертно в Варшаве в 1897 г. книге «Швиль hа-захав» («Золотая середина»). Высшей ценностью для Элиасберга является единство народа, а ключом к достижению такого единства — заселение Эрец-Исраэль, по поводу важности которого не должно быть двух мнений.
| + | |
- | | + | |
- | Элиасберг был первым, кто убежденно подчеркивал необходимость единения всех частей еврейского народа, независимо от их отношения к религии или политических воззрений, в деле возрождения Земли Израиля. Взгляды Элиасберга фактически определили идеологию движения религиозных сионистов [[Мизрахи]] в общем сионистском движении и явились основой религиозного сионизма.
| + | |
- | | + | |
- | Во время конфликта между бароном [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. де Ротшильдом]] и поселенцами [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакова]] Элиасберг обратился к последним с письмом, в котором увещевал их не обострять конфликт с администрацией барона. Элиасберг опасался, что конфликт может побудить Ротшильда вообще прекратить помощь заселению Эрец-Исраэль. Когда в 1888 г. разгорелся спор по поводу соблюдения в наступающем [[Субботний Год|субботнем году]] еврейскими земледельцами Эрец-Исраэль законов субботнего года, Элиасберг высказался за облегчение для них этих законов. Это решение Элиасберга вызвало бурную полемику в среде религиозных авторитетов.
| + | |
- | | + | |
- | В последний период жизни Элиасберг неоднократно встречался с [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Куком]], занявшим спустя несколько лет после смерти Элиасберга пост раввина в Бауске.
| + | |
- | | + | |
- | Написал в общей сложности 24 книги в области еврейской философии и [[Галаха|Галахи]], из которых решился опубликовать лишь две: «Швил hа-захав» (см. выше) и сборник [[Респонсы|респонсов]] «Трумат яд» («Возношение руки»). Вышедший в 1875 г., этот труд укрепил репутацию Элиасберга как выдающегося религиозного авторитета.
| + | |
- | | + | |
- | Ионатан Элиасберг (1850–98), сын Элиасберга, раввин, автор новелл «Кешет Ионатан» («Лук Ионатана») и «Шиурей де-раббанан» («Установления раввинов»).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15059|ЭЛИАСБЕРГ Мордехай}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Иудаизм в Российской империи:Иудаизм в России:Иудаизм в СССР]]
| + | |