|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Эмблемы (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эмблемы''', наглядные условные изображения предметов, понятий и идей, издавна присущие еврейской традиции. [[Библия]] повествует, что эмблемы [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] были изображены на их знаменах (см. [[Флаг]]) во время скитаний по пустыне (Чис. 2:1,2). Согласно [[Мидраш|Мидрашу]], на некоторых знаменах эмблема изображала животное, символизировавшее колено в благословении патриарха [[Иаков|Иакова]]: [[Иехуда]] — лев (Быт. 49:9), [[Дан]] — змей (Быт. 49:17), [[Нафтали]] — олень (Быт. 49:21), [[Биньямин]] — волк (Быт. 49:27). На эмблемах других колен изображены: [[Леви]] — [[Урим И Туммим|урим и туммим]], [[Звулун]] — корабль (Быт. 49:13), [[Иссахар]] — солнце и луна (Хр. 12:32), [[Гад]] — военный стан (Быт. 49:19), [[Ашер]] — оливковое дерево (Быт. 49:20), [[Реувен]] — мандрагоровое яблоко (Быт. 30:14), [[Шимон|Шимон]] — здания г. [[Шхем]] (Быт. 34:25), [[Эфраим]] — бык и [[Менашше]] — единорог (Втор. 33:17).
| + | |
- | | + | |
- | В эмблемах использовались буквы еврейского [[Алфавит|алфавита]], имевшие также цифровое и магическое значение: в частности, число 1 (буква א) символизировало единичность Бога, число 10 (буква י) — [[Десять Заповедей|Десять заповедей]], и т. п. Допускались также изображения короны (символ царской власти и [[Тора|Торы]]), двух [[Скрижали Завета|скрижалей Завета]], арбаа миним (символы праздника [[Суккот]]), плодов граната, пальмы, пальмовой ветви, цветов (например, миндаля — символ первосвященника [[Аарон|Аарона]]). Особое символическое значение придавалось [[Херувим|херувимам]]; эмблемы с их изображением были прикреплены или вышиты на занавеси при входе в Святая святых (Исх. 26:31, 36:35), на занавесях [[Скиния|скинии]] (Исх. 26:1, 36:8), вырезаны на стенах (I Ц. 6:29), дверях (I Ц. 6:32, 35) и панелях (I Ц. 7:29, 36) [[Храм|Храма]]. Резные эмблемы с изображениями херувимов в Храме упоминаются в видении пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (Иех. 41:18–20, 25).
| + | |
- | | + | |
- | Широкому распространению эмблем мешало буквальное следование второй из десяти заповедей: «Не делай себе изваяния, никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею» (Исх. 20:3–6). Однако уже с 8 в. до н. э. эмблемы, включающие фигуры человека, появляются на [[Печати|печатях]] (найдены в Эрец-Исраэль, часть этих печатей принадлежала не евреям, а ханаанским язычникам). Во 2 в. до н. э. на знамени [[Шимон Хасмоней|Шимона Хасмонея]] была эмблема с изображением цветущего миндаля, а на эмблеме [[Гиркан I Иоханан|Гиркана I Иоханана]] — [[Шофар|шофар]]; в 1 в. н. э. [[Агриппа I]] избрал своим символом рукопожатие как знак его дружбы с императором Клавдием.
| + | |
- | | + | |
- | [[Синагога|Синагоги]] первых веков н. э. украшались различными изображениями, в том числе эмблемами, включавшими знаки Зодиака, орнаменты и человеческие фигуры (см. [[Бет-Альфа]], [[Дура-Европос]], [[Кфар-Нахум]]). Позднее запрет на изображения, отождествлявшиеся с атрибутами [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], стал строго соблюдаться в синагогах. Однако эмблемы стали наносить на еврейские [[Надгробие|надгробия]] и [[Оссуарии|оссуарии]]. Изображения [[Менора|меноры]] и шофара впервые отмечены на надгробиях 2–3 вв. Позже на еврейских надгробиях изображались также свитки Торы, [[Лулав|лулав]], [[Этрог|этрог]], плод граната, нож для [[Обрезание|обрезания]]. На могилах [[Кохен|коhенов]] доныне нередко изображают благословляющие ладони (см. [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]), на могилах [[Левиты|левитов]] — сосуды для елея, жезл Аарона, музыкальные инструменты, на женских надгробиях — зажженные субботние свечи.
| + | |
- | | + | |
- | С 14 в., а особенно широко — с 19 в. универсальным символом в еврейской эмблематике становится [[Маген-Давид|маген-Давид]] (гексограмма, которая с древних времен использовалась у многих народов). Ныне маген-Давид наряду с менорой являются наиболее распространенными национальными и религиозными еврейскими эмблемами. Они служат основными элементами [[Гербы|герба]] и флага Государства Израиль. В современных эмблемах используются и другие традиционные еврейские символы.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15085|ЭМБЛЕМЫ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |