|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Цвейфель, Элиэзер Цви hа-Коhен]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Цвейфель Элиэзер Цви hа-Кохен''' (1815, Могилев, Белоруссия, – 1888, Глухов, Украина), еврейский писатель и публицист. Писал на [[Иврит Язык|иврите]] и — в меньшей мере — на [[Идиш Язык|идиш]]. Его отец, любавичский хасид (см. [[Хабад]], [[Хасидизм]]), занимал скромную должность [[Меламед|меламеда]]. Цвейфель получил основательное домашнее образование и славился знанием раввинистической и хасидской литературы. Родители женили Цвейфеля в юном возрасте, но его семейная жизнь не сложилась, и молодость он провел, скитаясь и зарабатывая проповедями (см. [[Маггид]]) и преподаванием; в эти годы он познакомился с [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературой]] и стал приверженцем [[Хаскала|Хаскалы]], оставаясь в то же время религиозным человеком. В 1853 г. был назначен преподавателем [[Талмуд|Талмуда]] в раввинское училище в [[Житомир|Житомире]] и стал любимым наставником нескольких поколений воспитанников (среди них — [[Линецкий, Ицхак Иоэль|И. И. Линецкий]], [[Паперна, Аврахам Яаков|А. Я. Паперна]], [[Мазе Яаков|Я. Мазе]] и многие другие). В 1873 г., когда училище было преобразовано в учительский институт, Цвейфель был уволен и вернулся к ненадежному заработку бродячего учителя; в старости поселился в доме дочери.
| + | |
- | | + | |
- | Литературное творчество Цвейфеля отличается разнообразием жанров (стихотворения, рассказы, публицистика, проповеди, труды по истории, литературно-критические статьи) и новизной стиля. Цвейфель оказался предтечей поздних [[Маскилим|маскилим]], которые использовали в иврите как лексические слои [[Библия|Библии]], так и слова и лексические обороты талмудической литературы, а также с должным уважением относились к творчеству галахистов, далеких от Хаскалы. Эти новации вызвали отпор в среде современников Цвейфеля, активных поборников Хаскалы. Первый сборник стихотворений и статей Цвейфеля «Миним ве-угав» («Струны и орган», Вильна, 1858) был встречен в штыки, в частности, и юным студентом училища Ш. Я. Абрамовичем, будущим [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфаримом]] (сборник памфлетов «Мишнат шалом», 1860). Однако в 1880-е гг. именно Менделе Мохер Сфарим развивал и усовершенствовал литературный иврит в том направлении, которое наметил Цвейфель В 1867 г. вышел сборник рассказов и стихотворений Цвейфеля «Тушия» («Мудрость»).
| + | |
- | | + | |
- | Для распространения идей умеренного просветительства Цвейфель обратился к творчеству на идиш; его трактаты «Мусар хаскел» («Нравственное наставление», 1862), «Тохахат хаим» («Жизненное порицание», 1865), рассказ «Дер гликлихер мафтир» («Счастливый [[Мафтир|мафтир]]», 1886) и другие произведения пользовались широкой популярностью. Однако наибольшую славу (но и наибольшее неприятие) принесло Цвейфелю его крупнейшее произведение на иврите — четырехтомный исторический труд «Шалом ал Исраэль» («Мир Израилю», Житомир—Вильна, 1868–73), посвященный истории хасидизма. [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимский]], в то время цензор еврейской печати, попытался воспрепятствовать выходу 1-го тома, сочтя труд чересчур апологетичным; когда, несмотря на это, книга вышла, Слонимский, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]] и другие выступили в печати с резкими нападками на историческую концепцию Цвейфеля. Тем не менее, работа «Шалом ал Исраэль», опирающаяся на обширный документальный материал и изобилующая впервые введенными в научный оборот фактами религиозной борьбы в еврейской среде 18 в., была высоко оценена позднейшими историками (в частности, [[Дубнов, Семен Маркович|Ш. Дубновым]], [[Городецкий, Шмуэль Абба|Ш. А. Городецким]]) и пользовалась вниманием писателей ([[Бердичевский|М. И. Бердичевского]], [[Бубер, Мартин|М. Бубера]]).
| + | |
- | | + | |
- | Цвейфель — автор популярных исторически-философских трактатов «Хешбоно шел олам» («Высший счет», 1878), «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля», 1884). Большой труд «Санегор» («Защитник», 1885) — значительное произведение [[Апологетическая Литература|апологетической литературы]].
| + | |
- | | + | |
- | Цвейфель снискал известность и как публикатор и комментатор художественных, публицистических и проповеднических произведений. Он подготовил к печати и снабдил комментариями сборник «Мусар ав» («Отцовское наставление», 1865), в котором помещены письма [[Маймонид|Маймонида]] и Иехуды Ибн Тиббона (см. [[Тиббониды]]) своим сыновьям; книгу испанского раввина 13 в. Шем-Това Ибн Шапрута «Пардес риммоним» («Гранатовый сад», 1866; комментарий к произведениям аггадической литературы — см. [[Аггада]]); сборник статей своего умершего коллеги — преподавателя Житомирского раввинского училища Хирша Сегаля «Ликкутей Цви» («Сочинения Цви /Хирша/», 1866); переиздал комментарий Шломо Паппенхайма к литургическому гимну «Хомер бе-яд hа-йоцер» («Глина в руках Творца», 1868), опубликован впервые в начале 19 в., а также трактат о морали И. Л. Маргалиота «Бет миддот» («Храм», 1870), впервые опубликован в 1777 г.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14594|ЦВЕЙФЕЛЬ Элиэзер Цви hа-Кохен}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |