Хелм (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в Европе» с помощью HotCat) |
||
(10 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Хелм''' | + | '''Хелм''' - город на востоке [[Польша|Польши]]. |
- | + | == Первые упоминания == | |
- | + | Еврейская община Хелма — одна из древнейших в Польше; считается, что евреи поселились здесь еще в 13 в., однако наиболее древний сохранившийся надгробный памятник датирован 1442 г. | |
+ | == Шестнадцатый век == | ||
- | В | + | В 1550 г. в Хелме в 40 еврейских домах проживал 371 еврей; евреи платили основную часть городских налогов. |
- | В | + | В 1520 г. одним из сборщиков налога с евреев всей Польши был назначен рабби Иехуда Ахарон из Хелма. |
- | В | + | В 1522 г. он был назначен главным раввином еврейских общин Люблинской, Хелмской и Белзской областей. |
- | + | Его сын Элияhу Баал-Шем (умер в 1583 г.), также раввин Хелма, был одним из крупнейших талмудистов (см. [[Талмуд]]) того времени, а также каббалистом (см. [[Каббала]]), упоминаемым в рассказах о [[Голем|Големе]]. | |
- | В | + | В 1580 г. и 1582 г. горожане Хелма нападали на евреев и на [[Синагога|синагогу]]; сохранились жалобы о взаимных избиениях евреев и христиан. |
- | + | В 16 в. Хелм славился своей [[Иешива|иешивой]], которую возглавляли городские раввины Шимон Ойербах и Шломо Залман. | |
+ | == Семнадцатый век == | ||
- | + | В начале 17 в. во главе иешивы стал [[Эдельс Шмуэль Элиэзер Бен Иехуда hа-Леви|Шмуэль Элиэзер Эдельс]]. | |
- | + | Известными раввинами 17 в. были также Элиэзер Перлес, Ицхак бен Шмуэль hа-Леви, Моше Каценеленбоген и его сын Шмуэль. | |
+ | |||
+ | В Хелме родился известный литургический поэт Эфраим бен Иосеф Ямбровер (умер во Врешне, по-видимому, в 1650 г.). | ||
+ | |||
+ | Вероятно, в 17 в. была построена большая синагога крепостного типа, разрушенная немцами в 1940 г. | ||
+ | |||
+ | В 1648 г. город был взят и разрушен казаками [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]], около 400 евреев погибло; в 1655 г. в ходе русско-польской войны город снова был разорен казаками и московскими войсками, а евреи убиты. | ||
+ | |||
+ | После окончания смуты польские жители Хелма пытались отобрать еврейское имущество и ограничить права евреев; община попала в долговую зависимость от католической церкви. | ||
+ | == Восемнадцатый век == | ||
+ | |||
+ | В начале 18 в. благосостояние евреев восстановилось; хелмские евреи принимали активное участие в торговле, в том числе кожей и лошадьми, с немецкими землями. | ||
+ | |||
+ | Хелм стал одной из основных общин, посылавших представителей в [[Ваад Четырёх Земель|Ваад четырех земель]], а Хелмская земля — одним из округов, составлявших Ваад. | ||
+ | |||
+ | В 1765 г. в Хелме было 1418 евреев. В середине 18 в. раввинами в Хелме были Шломо бар Моше Хелм (умер в 1778 г.), один из предшественников [[Маскилим|маскилим]], Хирш бен Иосеф, автор брошюры на польском языке, разоблачавшей [[Кровавый Навет|кровавый навет]]. | ||
+ | == Девятнадцатый век == | ||
+ | |||
+ | В 19 в. экономическое значение Хелма уменьшилось, и он превратился в обычный уездный город. | ||
+ | |||
+ | В 1827 г. в Хелме насчитывалось 1902 еврея (68,09% от общего населения), в 1841 г. — 2104 еврея (63,93%), в 1856 г. — 2493 еврея (68,07%), в 1897 г. — 7615 евреев (41,26%), в 1910 г. — 7814 евреев (44,51%). | ||
+ | |||
+ | Большая часть евреев города были приверженцами [[Хасидизм|хасидизма]]: в начале 19 в. [[Цаддик|цаддик]] рабби Ноте (умер в 1812 г.) основал первую Хелмскую династию; в 1815 г. рабби Иосеф Кезис Найхойз основал вторую династию цаддиков, которые на протяжении 19 в. были городскими раввинами. | ||
+ | == Двадцатый век == | ||
+ | |||
+ | В первой половине 20 в. в Хелме жили также цаддики Чернобыльской, Избицкой и Белзской династий. | ||
+ | |||
+ | В 1921 г. еврейская община Хелма насчитывала 12 064 человека (51,95% всего населения), в 1931 г. — 13 537 человек (46,56%). | ||
+ | |||
+ | Между двумя мировыми войнами в Хелме существовала иешива, еврейская гимназия, еврейский детский дом и дом престарелых, издавались три еврейские еженедельные газеты. | ||
+ | |||
+ | Красная армия заняла Хелм 14 сентября 1939 г., но отступила через две недели. | ||
+ | === Немецкая оккупация === | ||
+ | |||
+ | Немецкие части вошли в город 7 октября 1939 г. 1 декабря 1939 г. 1800 евреев были отправлены пешком в оккупированный советскими войсками город Сокаль, 1400 из них были убиты по дороге местным населением. Оставшиеся евреи были согнаны в особый квартал. | ||
+ | |||
+ | В мае 1941 г. в Хелм переселили около 2000 евреев из [[Словакия|Словакии]]. | ||
+ | |||
+ | 21–23 мая 1942 г. была проведена первая акция, в ходе которой 4300 человек были депортированы в лагерь смерти [[Собибур]]. | ||
+ | |||
+ | В июне 1942 г. в Собибур были отправлены еще 600 евреев, в октябре — 3000 во Влодаву. | ||
+ | |||
+ | 6 ноября 1942 г. всех оставшихся евреев отправили в Собибур, за исключением небольшого числа евреев-рабочих в городской тюрьме, из которых только 15 дожили до освобождения Хелма в 1944 г. | ||
+ | === Послевоенный период === | ||
+ | В 1950-е гг. в Хелме проживало несколько еврейских семей. | ||
+ | |||
+ | Хелм занимает особое место в еврейском [[Фольклорсодержание|фольклоре]] и народном [[Юмор Еврейскийюмор В Библии|юморе]]: «хелмские мудрецы» — олицетворение наивности и глупости, а Хелм — «город дураков». | ||
+ | |||
+ | Многочисленные истории рассказывают о том, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелма прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам. | ||
+ | |||
+ | Первая литературная обработка рассказов о хелмских мудрецах была напечатана в 1867 г., ее автором считается [[Дик, Айзик|А. М. Дик]]. | ||
+ | |||
+ | Еврейские [[Театр|театры]] в Советском Союзе с успехом ставили комедию М. Гершензона (погиб в 1944 г.) «Хелмер хахомим» («Хелмские мудрецы»); премьера спектакля в Вильнюсском еврейском народном театре в 1980 г. стала событием еврейский театральной жизни. | ||
+ | |||
+ | Примечание: В ЭЕЭ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ (по состоянию на январь 2012 г.) | ||
{{ElevenCopyRight|14498|ХЕЛМ}} | {{ElevenCopyRight|14498|ХЕЛМ}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Еврейские общины]] |
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] |
Текущая версия на 15:45, 3 мая 2013
Источник: | ||||||||
|
Хелм - город на востоке Польши.
Содержание |
Первые упоминания
Еврейская община Хелма — одна из древнейших в Польше; считается, что евреи поселились здесь еще в 13 в., однако наиболее древний сохранившийся надгробный памятник датирован 1442 г.
Шестнадцатый век
В 1550 г. в Хелме в 40 еврейских домах проживал 371 еврей; евреи платили основную часть городских налогов.
В 1520 г. одним из сборщиков налога с евреев всей Польши был назначен рабби Иехуда Ахарон из Хелма.
В 1522 г. он был назначен главным раввином еврейских общин Люблинской, Хелмской и Белзской областей.
Его сын Элияhу Баал-Шем (умер в 1583 г.), также раввин Хелма, был одним из крупнейших талмудистов (см. Талмуд) того времени, а также каббалистом (см. Каббала), упоминаемым в рассказах о Големе.
В 1580 г. и 1582 г. горожане Хелма нападали на евреев и на синагогу; сохранились жалобы о взаимных избиениях евреев и христиан.
В 16 в. Хелм славился своей иешивой, которую возглавляли городские раввины Шимон Ойербах и Шломо Залман.
Семнадцатый век
В начале 17 в. во главе иешивы стал Шмуэль Элиэзер Эдельс.
Известными раввинами 17 в. были также Элиэзер Перлес, Ицхак бен Шмуэль hа-Леви, Моше Каценеленбоген и его сын Шмуэль.
В Хелме родился известный литургический поэт Эфраим бен Иосеф Ямбровер (умер во Врешне, по-видимому, в 1650 г.).
Вероятно, в 17 в. была построена большая синагога крепостного типа, разрушенная немцами в 1940 г.
В 1648 г. город был взят и разрушен казаками Б. Хмельницкого, около 400 евреев погибло; в 1655 г. в ходе русско-польской войны город снова был разорен казаками и московскими войсками, а евреи убиты.
После окончания смуты польские жители Хелма пытались отобрать еврейское имущество и ограничить права евреев; община попала в долговую зависимость от католической церкви.
Восемнадцатый век
В начале 18 в. благосостояние евреев восстановилось; хелмские евреи принимали активное участие в торговле, в том числе кожей и лошадьми, с немецкими землями.
Хелм стал одной из основных общин, посылавших представителей в Ваад четырех земель, а Хелмская земля — одним из округов, составлявших Ваад.
В 1765 г. в Хелме было 1418 евреев. В середине 18 в. раввинами в Хелме были Шломо бар Моше Хелм (умер в 1778 г.), один из предшественников маскилим, Хирш бен Иосеф, автор брошюры на польском языке, разоблачавшей кровавый навет.
Девятнадцатый век
В 19 в. экономическое значение Хелма уменьшилось, и он превратился в обычный уездный город.
В 1827 г. в Хелме насчитывалось 1902 еврея (68,09% от общего населения), в 1841 г. — 2104 еврея (63,93%), в 1856 г. — 2493 еврея (68,07%), в 1897 г. — 7615 евреев (41,26%), в 1910 г. — 7814 евреев (44,51%).
Большая часть евреев города были приверженцами хасидизма: в начале 19 в. цаддик рабби Ноте (умер в 1812 г.) основал первую Хелмскую династию; в 1815 г. рабби Иосеф Кезис Найхойз основал вторую династию цаддиков, которые на протяжении 19 в. были городскими раввинами.
Двадцатый век
В первой половине 20 в. в Хелме жили также цаддики Чернобыльской, Избицкой и Белзской династий.
В 1921 г. еврейская община Хелма насчитывала 12 064 человека (51,95% всего населения), в 1931 г. — 13 537 человек (46,56%).
Между двумя мировыми войнами в Хелме существовала иешива, еврейская гимназия, еврейский детский дом и дом престарелых, издавались три еврейские еженедельные газеты.
Красная армия заняла Хелм 14 сентября 1939 г., но отступила через две недели.
Немецкая оккупация
Немецкие части вошли в город 7 октября 1939 г. 1 декабря 1939 г. 1800 евреев были отправлены пешком в оккупированный советскими войсками город Сокаль, 1400 из них были убиты по дороге местным населением. Оставшиеся евреи были согнаны в особый квартал.
В мае 1941 г. в Хелм переселили около 2000 евреев из Словакии.
21–23 мая 1942 г. была проведена первая акция, в ходе которой 4300 человек были депортированы в лагерь смерти Собибур.
В июне 1942 г. в Собибур были отправлены еще 600 евреев, в октябре — 3000 во Влодаву.
6 ноября 1942 г. всех оставшихся евреев отправили в Собибур, за исключением небольшого числа евреев-рабочих в городской тюрьме, из которых только 15 дожили до освобождения Хелма в 1944 г.
Послевоенный период
В 1950-е гг. в Хелме проживало несколько еврейских семей.
Хелм занимает особое место в еврейском фольклоре и народном юморе: «хелмские мудрецы» — олицетворение наивности и глупости, а Хелм — «город дураков».
Многочисленные истории рассказывают о том, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелма прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам.
Первая литературная обработка рассказов о хелмских мудрецах была напечатана в 1867 г., ее автором считается А. М. Дик.
Еврейские театры в Советском Союзе с успехом ставили комедию М. Гершензона (погиб в 1944 г.) «Хелмер хахомим» («Хелмские мудрецы»); премьера спектакля в Вильнюсском еврейском народном театре в 1980 г. стала событием еврейский театральной жизни.
Примечание: В ЭЕЭ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ (по состоянию на январь 2012 г.)