“hа-Поэл hа-Цаир” (рабочее движение)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{ElevenConsolidate|[[“hа-Поэл hа-Цаир” (сионистское рабочее движение)]]}}
 +
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 26:
-
'''hа-Поэл hа-Цаир''' (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, `Молодой рабочий`; полное название Хистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`), сионистская рабочая партия в [[Эрец-Исраэль]] (см. [[Сионизм]]), основанная членами второй [[Алия|алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]; среди инициаторов ее создания был [[Цемах, Шломо|Ш. Цемах]]. hа-Поэл hа-цаир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.
+
'''hа-Поэл hа-Цаир''' (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, `Молодой рабочий`; полное название Гистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`), сионистская рабочая партия в [[Эрец-Исраэль]] (см. [[Сионизм]]), основанная членами второй [[Алия|алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]; среди инициаторов ее создания был [[Цемах, Шломо|Ш. Цемах]]. hа-Поэл hа-цаир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.
Детально платформа hа-Поэл hа-цаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии [[Ахаронович, Иосеф|И. Ахароновичем]], который был редактором газеты «hа-Поэл hа-цаир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие [[Иврит Язык|иврит]] литературы в Эрец-Исраэль; идеолог hа-Поэл hа-цаир [[Гордон, Ахарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания [[Мапай]] в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш hа-авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. hа-Поэл hа-цаир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. [[Киббуц]], [[Мошав]]). В дискуссии о формах коллективного поселения hа-Поэл hа-цаир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов.
Детально платформа hа-Поэл hа-цаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии [[Ахаронович, Иосеф|И. Ахароновичем]], который был редактором газеты «hа-Поэл hа-цаир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие [[Иврит Язык|иврит]] литературы в Эрец-Исраэль; идеолог hа-Поэл hа-цаир [[Гордон, Ахарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания [[Мапай]] в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш hа-авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. hа-Поэл hа-цаир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. [[Киббуц]], [[Мошав]]). В дискуссии о формах коллективного поселения hа-Поэл hа-цаир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов.
Строка 39: Строка 40:
hа-Поэл hа-цаир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. [[Сионистская Организация|Сионистская организация]]), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]] и [[Гордония]] в странах рассеяния. На съезде в [[Прага|Праге]] (1920) была создана Всемирная организация hа-Поэл hа-цаир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член hа-Поэл hа-цаир [[Шпринцак, Иосеф|И. Шпринцак]] (1921).
hа-Поэл hа-цаир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. [[Сионистская Организация|Сионистская организация]]), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]] и [[Гордония]] в странах рассеяния. На съезде в [[Прага|Праге]] (1920) была создана Всемирная организация hа-Поэл hа-цаир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член hа-Поэл hа-цаир [[Шпринцак, Иосеф|И. Шпринцак]] (1921).
-
Движение приняло участие в создании [[Хистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Хистадрута]], в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства [[Ахдут hа-Авода|Ахдут hа-Авода]], которую оно рассматривало как ответвление мирового движения Поалей Цион. В противоположность классовой идеологии Поалей Цион, hа-Поэл hа-цаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Х. Арлозоровым]] под влиянием идей [[Ландауэр, Густав|Г. Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубера]] (последний также был членом hа-Поэл hа-цаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hа-Поэл hа-цаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут hа-Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — [[Мапай]].
+
Движение приняло участие в создании [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства [[Ахдут hа-Авода|Ахдут hа-Авода]], которую оно рассматривало как ответвление мирового движения Поалей Цион. В противоположность классовой идеологии Поалей Цион, hа-Поэл hа-цаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Х. Арлозоровым]] под влиянием идей [[Ландауэр, Густав|Г. Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубера]] (последний также был членом hа-Поэл hа-цаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hа-Поэл hа-цаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут hа-Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — [[Мапай]].
См. также [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]].
См. также [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]].

Текущая версия на 13:04, 4 марта 2012


Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: “hа-Поэл hа-Цаир” (сионистское рабочее движение)




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





hа-Поэл hа-Цаир (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, `Молодой рабочий`; полное название Гистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`), сионистская рабочая партия в Эрец-Исраэль (см. Сионизм), основанная членами второй алии осенью 1905 г. в Петах-Тикве; среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. hа-Поэл hа-цаир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.

Детально платформа hа-Поэл hа-цаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии И. Ахароновичем, который был редактором газеты «hа-Поэл hа-цаир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Эрец-Исраэль; идеолог hа-Поэл hа-цаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания Мапай в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш hа-авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. hа-Поэл hа-цаир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. Киббуц, Мошав). В дискуссии о формах коллективного поселения hа-Поэл hа-цаир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов.

С момента своего создания hа-Поэл hа-цаир выступал с критикой идеологии Поалей Цион, считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Эрец-Исраэль. Разногласия касались также отношения к языку идиш. В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.

Во время основания hа-Поэл hа-цаир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены hа-Поэл hа-цаир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены hа-Поэл hа-цаир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок hа-Шомер, созданного Поалей Цион.

Идеология hа-Поэл hа-цаир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.

В период второй алии действовало издательство hа-Поэл hа-цаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны hа-Поэл hа-цаир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Мабарот» (см. Мабара) под редакцией Я. Фихмана.

hа-Поэл hа-цаир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. Сионистская организация), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Цеирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация hа-Поэл hа-цаир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член hа-Поэл hа-цаир И. Шпринцак (1921).

Движение приняло участие в создании Гистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут hа-Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения Поалей Цион. В противоположность классовой идеологии Поалей Цион, hа-Поэл hа-цаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом hа-Поэл hа-цаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hа-Поэл hа-цаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут hа-Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай.

См. также Израильское рабочее движение.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья hа-ПОЭЛ hа-ЦАИР в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация