|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хоркхаймер, Макс]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хоркхаймер, Макс''' (Horkheimer, Max; 1895, Штутгарт, – 1973, Нюрнберг), немецкий философ и социолог. Единственный сын владельца нескольких текстильных предприятий, религиозного еврея Моше (Морица) Хоркхаймера, Макс, по его собственным словам, «был обречен стать директором промышленной компании». В 1910 г. отец забрал сына из школы и отправил учеником на одно из своих предприятий. В 1911 г. Хоркхаймер познакомился с Ф. Поллоком (1894–?), впоследствии коллегой по Институту социальных исследований и другом всей жизни. Хоркхаймер поступил в Мюнхенский университет (1919), где изучал психологию, философию и экономику. После разгрома Баварской советской республики, установление которой он приветствовал, бежал во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурт-на-Майне]], где продолжил учебу в университете. Хоркхаймер увлекался гештальтпсихологией, но защитил диссертацию по истории философии, посвященную «Критике способности суждения» И. Канта (1925). Отказавшись от карьеры предпринимателя, Хоркхаймер посвятил себя науке. [[Адорно, Теодор|Т. Адорно]] писал о Хоркхаймере в эти годы как о философе-марксисте, придерживающемся последовательно материалистических взглядов на историю.
| + | |
- | | + | |
- | В 1925–30 гг. Хоркхаймер преподавал историю современной философии в университете Франкфурта-на-Майне. Написанные в 1926–31 гг. очерки Хоркхаймер опубликовал в 1934 г. в Швейцарии под названием «Сумерки. Заметки в Германии». В них он формулировал свою жизненную и философскую позицию в тесной связи с переживаемыми событиями немецкой истории, гневно обличая то, что считал пороками буржуазии и несправедливостями капиталистического строя. Эта книга Хоркхаймера, как и его воспоминания о детстве, неоднократно переиздавалась во второй половине 20 в. В первых научных трудах — «Начала буржуазной философии истории» (1930) и «Новая концепция идеологии?» (1931) — Хоркхаймер соединяет марксистскую критику буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики, психоанализа [[Фрейд|З. Фрейда]] и этики А. Шопенгауэра.
| + | |
- | | + | |
- | В 1930 г. Хоркхаймер получил кафедру социальной философии и стал директором Института социальных исследований в университете Франкфурта-на-Майне. Этот Институт объединял коллег и единомышленников Хоркхаймера — [[Фромм, Эрих Пинхас|Э. Фромма]], Ф. Поллока, Л. Левенталя (родился в 1900 г.), Т. Адорно, [[Маркузе, Герберт|Г. Маркузе]], которые вместе составили так называемую франкфуртскую школу — своеобразное направление немецкой философии и социологии. В 1932–41 гг. Хоркхаймер — издатель журнала социальных исследований («Zeitschrift fur Sozialforschung»). В связи с усилением позиций нацистской партии в рейхстаге (сентябрь 1930 г.) Институт переехал в 1931 г. в Женеву. Тем не менее связи Хоркхаймера с факультетом социологии Франкфуртского университета не прервались. Хоркхаймер ездил из Женевы во Франкфурт читать совместно с П. Тиллихом курсы по современной философии и вести коллоквиум по социальной истории.
| + | |
- | | + | |
- | Весной 1934 г. Хоркхаймер принял предложение сделать Институт социальных исследований частью Колумбийского университета в Нью-Йорке и вместе со своими коллегами уехал в США. Первым в Америке вышел их коллективный труд «Исследования власти и семьи» (1935). В 1941 г. Хоркхаймер (вместе с Т. Адорно) в Лос-Анджелесе написал работу «Диалектика просвещения». По возвращении в Нью-Йорк Хоркхаймер был главным научным консультантом [[Американский Еврейский Комитет|Американского еврейского комитета]] (1945–47). При финансовой поддержке Комитета Институт провел исследования антисемитизма и тоталитарных тенденций в американском обществе. Результатом явилась серия монографий, подготовленная Хоркхаймером и изданная в 1948–50 гг. под общим названием «Исследования предубеждений» (наиболее известна в этой серии книга Т. Адорно и других «Авторитарная личность» /1948/). В 1948 г. Хоркхаймер приезжал читать лекции в Германию. Преследования его друзей-коммунистов в США, постепенный распад творческого сообщества и упадок института, возрождение научной и общественной жизни в Европе — все это подталкивало Хоркхаймера к отъезду из США, несмотря на то, что он уже имел американское гражданство. В 1948 г. он выступил с докладом «Уроки фашизма» на научной конференции, созванной ЮНЕСКО в Париже. В 1949 г. по его поручению Адорно воссоздал Институт социальных исследований во Франкфурте, а в 1950 г. Хоркхаймер туда возвратился, был директором института (1950–65), деканом философского факультета в Франкфуртском университете, а также ректором университета (1951–53), членом правления немецкого социологического общества и многих других немецких и американских научных ассоциаций. Его научный стиль сочетал «европейские идеи» и американскую позитивистскую методику научных исследований. Возглавляемый Хоркхаймером Институт стал важнейшим учебным центром социологии в Западной Германии, с 1954 г. он выпускал свой ежегодник — «Sociologica». Леворадикальные студенческие движения конца 1960–70-х гг. считали Хоркхаймера одним из своих учителей.
| + | |
- | | + | |
- | Важнейшие труды Хоркхаймера: «Бегство от разума» (1947); «Очерк общественных наук в Западной Германии» (1952); «Современные проблемы университета» (1953); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Исследования по социальной философии» (1972); «Общество в движении» (1972).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14551|ХОРКХАЙМЕР Макс}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:Духовная жизнь]]
| + | |