Ташкент (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи стран СНГ» с помощью HotCat)
 
(22 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 19: Строка 19:
 +
'''Ташкент''' -  столица [[Узбекистан|Узбекистана]].
 +
== Первые упоминания о евреях ==
 +
Наиболее ранние письменные сведения о поселении евреев в Ташкенте относятся к первой половине XIX века, когда город, входивший в состав Кокандского ханства, превратился в крупный торговый центр. К середине XIX века в Ташкенте сложилась небольшая община [[Бухарские Евреи|еврейская община]] (в первой половине 1860-х гг., по некоторым данным, — 27 семей, то есть немногим более ста человек), в которую входили крупные и мелкие торговцы, ремесленники, лекари, музыканты и другие. Часть еврейских коммерсантов (П. Казиев, Б. Мурдахаев, П. Абдрахманов и другие) поддерживала деловые контакты с [[Россия|Российской империей]]; Яаков Дауд был представителем русской торговой фирмы (позднее его сын Ю. Давыдов, торговец, предприниматель и крупный землевладелец, стал одним из богатейших людей Центральной Азии).
 +
== Евреи Ташкента под властью Российской империи ==
 +
В 1865 году Ташкент был завоеван Российской империей, а в 1867 году стал административным центром Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 года — Туркестанский край) и Сырдарьинской области, входившей в его состав. Среди военнослужащих, участвовавших во взятии города, были [[Ашкеназы|евреи-ашкеназы]] — три солдата и унтер-офицер; все они осели в Ташкенте. В дальнейшем к ним присоединились другие отставные военнослужащие-[[Ашкеназы|евреи]] и члены их семей. В это же время в Ташкент стали переселяться евреи из Бухарского эмирата. К 1868 году общая численность еврейского населения города достигла 200 человек.
 +
=== Правовое положение ашкеназов ===
 +
Поскольку Ташкент находился за [[Черта оседлости|чертой оседлости]], из [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]] в нем могли жить только лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные солдаты и унтер-офицеры, а также работавшие по специальности ремесленники, медики и фармацевты. В первые десятилетия после присоединения Ташкента к России эти ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х гг. евреев, не отвечавших указанным критериям, начали выселять из города. Одновременно принимались меры, направленные на ограничение предпринимательской деятельности [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]] в Ташкенте и в Туркестанском крае в целом (особенно после резолюции Николая II от 20 ноября 1898 года, в которой говорилось, что ходатайства промышленных кампаний, «которые находятся в значительной зависимости от иностранцев и евреев», о приобретении в Ташкенте недвижимости удовлетворять не следует). В 1909–14 годах, когда генерал-губернатором Туркестанского края был А. В. Самсонов, [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]], обосновавшихся в Ташкенте, изгоняли из города в массовом порядке; с этой целью в январе 1912 года были проведены ночные облавы.
 +
=== Правовое положение переселенцев из Бухарского эмирата ===
 +
Право "коренных" евреев на жительство в Ташкенте первоначально не ограничивалось, однако во второй половине 1880-х годов их стали делить на «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам либо его предки жили на территории Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих. Первым разрешалось приобретать недвижимость, заниматься винокурением и т. п., вторые считались подданными Бухарского эмирата, то есть иностранцами, и фактически были бесправны. С 1893 года власти начали составлять списки последних, намереваясь выселить их, однако этот процесс затянулся в связи с тем, что многие из евреев, попавших в списки, пытались доказать свое «туземное» происхождение и просили принять их в русское подданство. Часть прошений была удовлетворена, но с апреля 1910 года их перестали рассматривать, а вскоре «иностранных» евреев стали изгонять из Ташкента.
-
'''Ташкент''', город в Центральной Азии, столица [[Узбекистан|Узбекистана]].
 
-
Наиболее ранние сведения о поселении евреев в Ташкенте относятся к первой половине 19 в., когда этот город, входивший в Кокандское ханство, превратился в крупный торговый центр. К середине 19 в. в Ташкенте сложилась небольшая община [[Бухарские Евреи|бухарских евреев]] (в первой половине 1860-х гг., по некоторым данным, — 27 семей, то есть немногим более ста человек), в которую входили крупные и мелкие торговцы, ремесленники, лекари, музыканты и другие. Часть еврейских коммерсантов (П. Казиев, Б. Мурдахаев, П. Абдрахманов и другие) поддерживала деловые контакты с [[Россия|Россией]]; Я. Дауд был представителем русской торговой фирмы (позднее его сын Ю. Давыдов, торговец, предприниматель и крупный землевладелец, стал одним из богатейших людей Центральной Азии).
+
== Численность евррев Ташкента ==
 +
Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро увеличивалась: по переписи
 +
* в 1897 году в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из них лишь 20% составляли ашкеназы),  
 +
* в 1910 году в самом городе — около 3600.  
-
В 1865 г. Ташкент был завоеван Россией и в 1867 г. стал административным центром Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 г. — Туркестанский край) и Сырдарьинской области, входившей в его состав. Среди военнослужащих, участвовавших во взятии города, были [[Ашкеназы|ашкеназы]] — три солдата и унтер-офицер; все они осели в Ташкенте. В дальнейшем к ним присоединились другие отставные военнослужащие-евреи и члены их семей; в Ташкент стали переселяться и бухарские евреи. К 1868 г. общая численность еврейского населения города достигла 200 человек.
+
Особые группы составляли потомки евреев [[Мешхед|Мешхеда]], формально принявших в 1839 году [[Ислам|ислам]], и [[Чала|чала]] (насильно обращённые в ислам).  
-
Поскольку Ташкент находился за [[Черта Оседлости|чертой оседлости]], из ашкеназов в нем могли жить только лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные солдаты и унтер-офицеры, а также работавшие по специальности ремесленники, медики и фармацевты. В первые десятилетия после присоединения Ташкента к России эти ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х гг. евреев, не отвечавших указанным критериям, начали выселять из города. Одновременно принимались меры, направленные на ограничение предпринимательской деятельности ашкеназов в Ташкенте и в Туркестане в целом (особенно после резолюции Николая II от 20 ноября 1898 г., в которой говорилось, что ходатайства промышленных кампаний, «которые находятся в значительной зависимости от иностранцев и евреев», о приобретении в Ташкенте недвижимости удовлетворять не следует). В 1909–14 гг., когда генерал-губернатором Туркестанского края был А. В. Самсонов, ашкеназов, обосновавшихся в Ташкенте, изгоняли из города в массовом порядке; с этой целью в январе 1912 г. были проведены ночные облавы.
 
-
Право бухарских евреев на жительство в Ташкенте первоначально не ограничивалось, однако во второй половине 1880-х гг. их стали делить на «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам либо его предки жили на территории Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих. Первым разрешалось приобретать недвижимость, заниматься винокурением (см. [[Спиртные Напитки|Спиртные напитки]]) и т. п., вторые считались подданными Бухарского ханства, то есть иностранцами, и фактически были бесправны. С 1893 г. власти начали составлять списки последних, намереваясь выселить их, однако этот процесс затянулся в связи с тем, что многие из евреев, попавших в списки, пытались доказать свое «туземное» происхождение и просили принять их в русское подданство. Часть прошений была удовлетворена, но с апреля 1910 г. их перестали рассматривать, а вскоре «иностранных» евреев стали изгонять из Ташкента.
+
== Занятия евреев Ташкента ==
 +
Среди [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]] преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры, специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из десяти типографий, действовавших в 1915 году в русской части Ташкента, [[Ашкеназы|евреев-ашкеназам]] принадлежало не менее пяти; евреи владели книжными магазинами, лавками, общедоступными библиотеками, занимались издательским делом. В 1898 году А. Сморгунер основал первую в Ташкенте либеральную газету «Русский Туркестан»; после убийства Сморгунера казачьим полковником (1898 г.?) ее редактировали (до конца 1905 г.) А. Шварц и Г. Рейсер (принял христианство). [[Казённый Раввин|Казенный раввин]] Авраам Кирснер издавал в Ташкенте умеренно-либеральные газеты «Туркестанский курьер» и «Ташкентский курьер», научный журнал «Средняя Азия»; редактором газеты «Работник», выходившей здесь в 1906 г., был Х. М. Блаунштейн. [[Ашкеназы|Евреи-ашкеназы]] составляли в Ташкенте значительную часть врачей (среди них выделялись М. Слоним, 1875–1945, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней /1920–45/ Ташкентского медицинского института /в 1920–35 гг. медицинский факультет Туркестанского (Среднеазиатского) университета/, член-корреспондент АН Узбекской ССР, основатель и директор Института усовершенствования врачей, его брат С. Слоним /умер в 1928 г./, открывший в городе частную физиотерапевтическую клинику, руководитель амбулатории А. Шварц) и архитекторов (В. Гейнцельман /принял христианство/, Д. Иофан /1885–1961/, и другие). Бухарские евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.
-
Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро увеличивалась: по переписи 1897 г. в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из них лишь 20% составляли ашкеназы), в 1910 г. в самом городе — около 3600. Особые группы составляли потомки евреев [[Мешхед|Мешхеда]], формально принявших в 1839 г. [[Ислам|ислам]], и [[Чала|чала]]. Среди ашкеназов преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры, специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из десяти типографий, действовавших в 1915 г. в русской части Ташкента, ашкеназам принадлежало не менее пяти; евреи владели книжными магазинами, лавками, общедоступными библиотеками, занимались издательским делом. В 1898 г. А. Сморгунер основал первую в Ташкенте либеральную газету «Русский Туркестан»; после убийства Сморгунера казачьим полковником (1898 г.?) ее редактировали (до конца 1905 г.) А. Шварц и Г. Рейсер (принял христианство). [[Казённый Раввин|Казенный раввин]] А. Кирснер издавал в Ташкенте умеренно-либеральные газеты «Туркестанский курьер» и «Ташкентский курьер», научный журнал «Средняя Азия»; редактором газеты «Работник», выходившей здесь в 1906 г., был Х. М. Блаунштейн. Ашкеназы составляли в Ташкенте значительную часть врачей (среди них выделялись М. Слоним, 1875–1945, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней /1920–45/ Ташкентского медицинского института /в 1920–35 гг. медицинский факультет Туркестанского (Среднеазиатского) университета/, член-корреспондент АН Узбекской ССР, основатель и директор Института усовершенствования врачей, его брат С. Слоним /умер в 1928 г./, открывший в городе частную физиотерапевтическую клинику, руководитель амбулатории А. Шварц) и архитекторов (В. Гейнцельман /принял христианство/, Д. Иофан /1885–1961/, и другие). Бухарские евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.
+
В конце XIX – начале ХХ века в Ташкенте работало несколько синагог; в городе жил духовный глава бухарских евреев Туркестана раввин [[Тажер, Шломо|Шломо Тажер]], переехавший сюда из [[Эрец-Исраэль]]. Действовали [[Ашкеназы|ашкеназские]] [[Хедер|хедеры]] и схожие с ними бухарско-еврейские религиозные учебные заведения — хомло. В 1883 году Б. Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на русском языке; в 1888 году, когда она была ликвидирована властями, в ней насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]] и дети зажиточных бухарских евреев учились в русских гимназиях и Ташкентском коммерческом училище, что способствовало их [[Ассимиляция|ассимиляции]].
-
В конце 19 в. – начале 20 в. в Ташкенте работало несколько синагог; в городе жил духовный глава бухарских евреев Туркестана раввин [[Тажер, Шломо|Шломо Тажер]], переехавший сюда из [[Эрец-Исраэль]]. Действовали ашкеназские [[Хедер|хедеры]] и схожие с ними бухарско-еврейские религиозные учебные заведения — хомло. В 1883 г. Б. Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на русском языке; в 1888 г., когда она была ликвидирована властями, в ней насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть ашкеназов и дети зажиточных бухарских евреев учились в русских гимназиях и Ташкентском коммерческом училище, что способствовало их [[Ассимиляция|ассимиляции]].
+
=== Попытка погрома 1905 года ===
 +
В октябре 1905 года в Ташкенте была предпринята попытка устроить [[Еврейский погром|еврейский погром]], однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная социал-демократом А. Бузанским, сорвала ее.
-
В октябре 1905 г. в Ташкенте была предпринята попытка устроить еврейский [[Погромы|погром]], однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная социал-демократом А. Бузанским, сорвала ее. С конца 1905 г. в городе создавались ячейки центристских и левых партий; среди руководителей и активистов этих ячеек были Я. Ротенберг и М. Рудницкий (эсеры), А. Бузанский и Д. Чернобородов (социал-демократы), Г. Гроссман (анархист), М. Герценштейн и Г. Рейсер (кадеты) и другие. Одновременно в Ташкенте появились отделения [[«Союз Русского Народа»|«Союза русского народа»]] и антисемитской Народно-прогрессивной партии (издавала в городе газету «Среднеазиатская жизнь»).
+
== Политическая активность евреев ==
 +
С конца 1905 года в городе создавались ячейки центристских и левых партий; среди руководителей и активистов этих ячеек были Я. Ротенберг и М. Рудницкий (эсеры), А. Бузанский и Д. Чернобородов (социал-демократы), Г. Гроссман (анархист), М. Герценштейн и Г. Рейсер (кадеты) и другие. Одновременно в Ташкенте появились отделения [[«Союз Русского Народа»|«Союза русского народа»]] и антисемитской Народно-прогрессивной партии (издавала в городе газету «Среднеазиатская жизнь»).
-
После установления в Ташкенте советской власти (ноябрь 1917 г.) заместителем председателя Ташкентского совета стал (в январе 1918 г.) В. Финкельштейн (1885–1919), председателем городского совета профсоюзов (в октябре 1918 г.) — М. Качуринер (1897–1919); оба были убиты в ходе антисоветского восстания в Ташкенте (январь 1919 г.). Еврейская жизнь в городе заметно оживилась: начали действовать сионистские (см. [[Сионизм]]) организации, отделения [[Бунд|Бунда]], общество [[Тарбут]]; в то же время движимое и недвижимое имущество еврейской религиозной общины было в 1919 г. конфисковано и частично использовано для создания еврейского рабочего дома имени [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]]. В 1919–22 гг. в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от погромов и голода на [[Украина|Украине]] и в [[Белоруссия|Белоруссии]]; только в 1919–20 гг. численность еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный комитет содействия. В 1920–30-х гг. приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 г. столицей Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения. В Ташкенте действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр на [[Идиш Язык|идиш]]. В 1920 г. открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 г. оно было преобразовано в Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг. в Ташкенте выходили газета «Ди комунистише фон» (на идиш) и «Байроки михнат» (на [[Еврейско-Таджикский Язык|еврейско-таджикском языке]]; до 1930 г. печаталась в [[Самарканд|Самарканде]] под названием «Рушнои»), в начале 1930-х гг. образовалась «секция туземно-еврейских писателей при организационном бюро советских писателей», в 1931 г. стал выходить литературно-художественный и публицистический журнал на еврейско-таджикском языке «Хаёти михнати» (позднее — «Адабияти совети»). К началу 1940-х гг. все еврейские культурные учреждения, учебные заведения и периодические издания были ликвидированы.
 
-
В 1941–42 гг. в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей [[Советский Союз|Советского Союза]], оккупированных германскими войсками; численность еврейского населения города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован [[Госет|ГОСЕТ]] (возглавлявший его [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлс]] поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 г. стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии, где работали режиссеры [[Ромм, Михаил Ильич|М. Ромм]], [[Хейфиц, Иосиф Ефимович|И. Хейфиц]], А. Г. Зархи (1908–97), [[Козинцев, Григорий Михайлович|Г. Козинцев]], [[Трауберг, Леонид Захарович|Л. Трауберг]] и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев. В 1941–43 гг. в Ташкенте жил [[Дер Нистер]]. С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент: в 1959 г. их численность составила здесь 50 455 человек (5,2% всего населения), в 1979 г. — 56 949 (3,2%), в 1989 г. — 56 882 (2,7%); в конце 1980-х гг. около 80% еврейского населения города составляли ашкеназы. Евреи играли весьма заметную роль в экономике и культурной жизни Ташкента; среди них было много научных работников и деятелей искусства — физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992 г. в США), философ П. Ниязов (родился в 1930 г.; с 1994 г. в Израиле), композиторы М. Штейнберг, Б. Зейдман, [[Юдаков, Соломон|С. Юдаков]], Г. Мушель, М. Левиев (1912–90), музыковед С. Тахалов (родился в 1935 г.; с 1991 г. в Израиле), режиссер Русского драматического театра имени [[Горький, Максим|М. Горького]] А. Гинсбург, главный режиссер республиканского кукольного театра И. Якубов, оперный певец С. Биньяминов (родился в 1929 г.; с 1994 г. в Израиле), художники В. Зеликов, И. Вальденберг, В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро и многие другие.
+
== Установление Советской власти ==
 +
После установления в Ташкенте советской власти (ноябрь 1917 г.) заместителем председателя Ташкентского совета стал (в январе 1918 г.) В. Финкельштейн (1885–1919), председателем городского совета профсоюзов (в октябре 1918 г.) М. Качуринер (1897–1919); оба были убиты в ходе антисоветского восстания в Ташкенте (январь 1919 г.). Еврейская жизнь в городе заметно оживилась: начали действовать [[Сионизм|сионистские]]) организации, отделения [[Бунд|Бунда]], общество [[Тарбут]]; в то же время движимое и недвижимое имущество еврейской религиозной общины было в 1919 году конфисковано и частично использовано для создания еврейского рабочего дома имени [[Маркс, Карл Генрих|Карла Маркса]].  
-
В послевоенные годы в Ташкенте работали три бухарско-еврейских и одна ашкеназская синагога, однако их посещали главным образом пожилые люди, и [[Миньян|миньян]] не всегда удавалось собрать. Во второй половине 1970-х гг. действовали подпольные кружки по изучению [[Иврит Язык|иврита]] (преподаватели — Н. Розенгауз и другие), распространялись публикации еврейского [[Самиздат|самиздата]], книги и журналы, изданные в Израиле. В 1970–80-х гг. тысячи евреев уехали из Ташкента в Израиль, США и другие страны. В августе 1988 г. был основан Ташкентский еврейский культурный центр (ТЕКЦ), одна из первых в Советском Союзе организаций такого типа (официально зарегистрирован в январе 1990 г.; председатель до отъезда в Израиль в сентябре 1994 г. — Р. Г. Рабич). В январе 1989 г. при нем начали работать курсы иврита (в 1990 г. — 1200 учащихся), в сентябре 1989 г. — воскресная школа (100–120 учащихся), в январе 1991 г. — первый в Центральной Азии университет (фактически лекторий) иудаистики (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]); в рамках ТЕКЦ была создана служба репатриации, благотворительная ассоциация «Рахамим», была предпринята попытка открыть филиал Общества дружбы и культурных связей с Израилем. В 1990–92 гг. вышло пять номеров газеты «Мизрах» (на русском языке), органа ТЕКЦ (редактор Г. Плетинский, затем Р. Меламед), с 1993 г. издается «Сохнутон» — совместный информационный бюллетень ТЕКЦ и представительства [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]] (редактор Р. Меламед). С февраля 1990 г. функционирует Ташкентский культурный центр бухарских евреев (председатель до 1994 г. — профессор П. М. Ниязов); под его эгидой находятся курсы иврита и театральная студия. Активизировалась деятельность религиозных общин; движение [[Хабад]] открыло небольшую [[Иешива|иешиву]] (при одной из бухарских синагог) и [[Колел|колел]] (до 30 слушателей). С середины 1989 г. городские власти не препятствуют работе еврейских организаций. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в городе усилились антисемитские настроения (ими в одинаковой степени заражено и коренное население, и выходцы из европейской части Советского Союза). В феврале 1990 г. было разгромлено ашкеназское кладбище; в дальнейшем акты вандализма повторялись еще несколько раз.
 
-
В 1989–94 гг. из Ташкента в Израиль репатриировались 27 844 еврея (из них 10 171 — в 1990 г.); многие выехали в США, [[Канада|Канаду]], [[Германия|Германию]], [[Австрия|Австрию]], [[Австралия|Австралию]], Россию. По данным ТЕКЦ, в середине 1995 г. в городе оставалось около шести тысяч евреев.
+
== Численность евреев Ташкента до Второй Мировой войны ==
 +
В 1919–22 годах в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от погромов и голода на [[Украина|Украине]] и в [[Белоруссия|Белоруссии]]; только в 1919–20 годах численность еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный комитет содействия. В 1920–30-х годах приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 году столицей Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения.  
-
С 1991 г. в Ташкенте действуют представительства Еврейского агентства и [[Джойнт|Джойнта]], с августа 1992 г. — посольство Израиля в Узбекистане; работает Израильский культурно-информационный центр. С января 1992 г. Ташкент связан линией воздушного сообщения с международным аэропортом имени [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]] в [[Лод|Лоде]].
+
=== Общинная жизнь ===
 +
В Ташкенте действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр на [[Идиш|идиш]]. В 1920 году открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 году оно было преобразовано в Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг. в Ташкенте выходили газета «Ди комунистише фон» (на идиш) и «Байроки михнат» (на [[Еврейско-Таджикский Язык|еврейско-таджикском языке]]; до 1930 г. печаталась в [[Самарканд|Самарканде]] под названием «Рушнои»), в начале 1930-х годов образовалась «секция туземно-еврейских писателей при организационном бюро советских писателей», в 1931 году стал выходить литературно-художественный и публицистический журнал на еврейско-таджикском языке «Хаёти михнати» (позднее — «Адабияти совети»). К началу 1940-х годов все еврейские культурные учреждения, учебные заведения и периодические издания были ликвидированы.
-
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
+
 
 +
== Вторая Мировая война и эвакуация ==
 +
В 1941–42 годах в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей [[Советский Союз|Советского Союза]], оккупированных германскими войсками; численность еврейского населения города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован [[Госет|ГОСЕТ]] (возглавлявший его [[Михоэлс, Шломо|Соломон Михоэлс]] поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 года стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии, где работали режиссеры [[Ромм, Михаил Ильич|Михаил Ромм]], [[Хейфиц, Иосиф Ефимович|Иосиф Хейфиц]], А. Г. Зархи (1908–97), [[Козинцев, Григорий Михайлович|Григорий Козинцев]], [[Трауберг, Леонид Захарович|Леонид Трауберг]] и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев. В 1941–43 годах в Ташкенте жил [[Дер Нистер]]. С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент:
 +
 
 +
* в 1959 году их численность составила здесь 50 455 человек (5,2% всего населения),
 +
* в 1979 году — 56 949 (3,2%),
 +
* в 1989 году — 56 882 (2,7%).
 +
 
 +
В конце 1980-х годов около 80% еврейского населения города составляли [[Ашкеназы|ашкеназы]]. Евреи играли весьма заметную роль в экономике и культурной жизни Ташкента; среди них было много научных работников и деятелей искусства — физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992 г. в США), философ П. Ниязов (родился в 1930 г.; с 1994 г. в Израиле), композиторы М. Штейнберг, Б. Зейдман, [[Юдаков, Соломон|Соломон Юдаков]], Г. Мушель, М. Левиев (1912–90), музыковед С. Тахалов (родился в 1935 г.; с 1991 г. в Израиле), режиссер Русского драматического театра имени М. Горького А. Гинсбург, главный режиссер республиканского кукольного театра И. Якубов, оперный певец С. Биньяминов (родился в 1929 г.; с 1994 г. в Израиле), художники В. Зеликов, И. Вальденберг, В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро и многие другие.
 +
 
 +
 
 +
== Еврейская общинная жизнь Ташкента после Второй Мировой войны ==
 +
[[Файл:Tashkent.jpg|250px|right|thumb|Интерьер ашкеназской синагоги Ташкента. Фото с сайта [http://ru.netzah.org/ JEWISH.RU] ]]
 +
В послевоенные годы в Ташкенте работали три бухарско-еврейских и одна [[Ашкеназы|ашкеназская]] синагога, однако их посещали главным образом пожилые люди, и [[Миньян|миньян]] не всегда удавалось собрать. Во второй половине 1970-х годов действовали подпольные кружки по изучению [[Иврит|иврита]] (преподаватели — Н. Розенгауз и другие), распространялись публикации еврейского Самиздата, книги и журналы, изданные в Израиле. Полуподпольно в городе действовали посланники Движения [[ХАБАД]]. В 1970–80-х годах тысячи евреев уехали из Ташкента в [[Израиль]], [[США]] и другие страны. В августе 1988 года был основан Ташкентский еврейский культурный центр (ТЕКЦ) - одна из первых в Советском Союзе организаций такого типа (официально зарегистрирован в январе 1990 года; председатель до отъезда в Израиль в сентябре 1994 г. — Р. Г. Рабич). В январе 1989 года при нем начали работать курсы иврита (в 1990 г. — 1200 учащихся), в сентябре 1989 года — воскресная школа (100–120 учащихся), в январе 1991 года — первый в Центральной Азии университет (фактически лекторий) иудаистики; в рамках ТЕКЦ была создана служба репатриации, благотворительная ассоциация «Рахамим», была предпринята попытка открыть филиал Общества дружбы и культурных связей с [[Государство Израиль|Израилем]]. В 1990–92 годах вышло пять номеров газеты «Мизрах» (на русском языке), органа ТЕКЦ (редактор Г. Плетинский, затем Р. Меламед), с 1993 года издается «Сохнутон» — совместный информационный бюллетень ТЕКЦ и представительства [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]] (редактор Р. Меламед). С февраля 1990 года функционирует Ташкентский культурный центр бухарских евреев (председатель до 1994 г. — профессор П. М. Ниязов); под его эгидой находятся курсы иврита и театральная студия. Активизировалась деятельность религиозных общин; движение [[ХАБАД]], перейдя на легальное положение, открыло небольшую [[Иешива|иешиву]] (при одной из бухарских синагог) и [[Колел|колель]] (до 30 слушателей). С середины 1989 года городские власти не препятствуют работе еврейских организаций.
 +
 
 +
В 1989–94 годах из Ташкента в [[Израиль]] репатриировались 27 844 еврея (из них 10 171 — в 1990 г.); многие выехали в [[США]], [[Канада|Канаду]], [[Германия|Германию]], [[Австрия|Австрию]], [[Австралия|Австралию]], Россию. По данным ТЕКЦ, в середине 1995 года в городе оставалось около шести тысяч евреев.
 +
 
 +
== В независимой Республике Узбекистан ==
 +
С 1991 года в Ташкенте действуют представительства Еврейского агентства и [[Джойнт (организация)|Джойнта]], с августа 1992 года — посольство [[Израиль|Израиля]] в Узбекистане; работает Израильский культурно-информационный центр. С января 1992 года Ташкент связан линией воздушного сообщения с международным аэропортом имени [[Бен-Гурион, Давид|Давида Бен-Гуриона]] в [[Лод|Лоде]].
 +
 
 +
 
 +
== Антисемитизм ==
 +
[[Файл:Gurevich22.jpg|250px|right|thumb|Бывший Главный раввин Центральной Азии и Южного Кавказа Абе Довид Гуревич читает [[Кадиш]]. Фото с сайта [http://www.lechaim.ru ЛЕХАИМ] ]]
 +
Такое явление, как антисемитизма в Ташкенте практически не существует, но, в разные периоды истории случались отдельные инциденты, которые чаще всего, носили криминальный характер, чем антисемитский: так, в конце 1980-х – начале 1990-х годов в городе усилились антисемитские настроения, которыми в одинаковой степени, было заражено и коренное население, и выходцы из европейской части Советского Союза: так в феврале 1990 года было разгромлено [[Ашкеназы|ашкеназское]] кладбище на улице Боткина (частично не восстановлено до сих пор); в дальнейшем акты вандализма на нём повторялись еще несколько раз, но не носили [[Антисемитизм|антисемитский]] характер (от действий вандалов несколько раз пострадало и православное кладбище, расположенное с ним на одной территории).
 +
 
 +
D июле 2004 года боевики-исламисты осуществили серию нападений на еврейские объекты в столице Узбекистана, среди которых было и посольство [[Израиль|Израиля]]. Еще одна попытка нападения на израильскую дипломатическую миссию в Ташкенте была предпринята в мае 2005.
 +
 
 +
В феврале 2006 года на ташкентском рынке убили одного из лидеров местной еврейской общины Авраама Игудиева.
 +
 
 +
6 июня 2006 года, у себя в доме, были убиты Карина Лойфер<ref>[http://russian.fjc.ru/news/newsArticle.asp?AID=392657 Убита секретарь главного раввина Центральной Азии и Южного Кавказа]</ref> <ref>[http://www.jewish.ru/theme/cis/2006/06/news994235797.php За что убили Карину?]</ref>- секретарь главного раввина Центральной Азии и Южного Кавказа Абе Довида Гуревича, вместе со своей матерью Светланой. Следствие пришло к выводу, что убийство носило криминальный характер<ref>[http://www.antisemitizmu.net/site/site.aspx?STID=293867&SECTIONID=330008&IID=332620 В Ташкенте задержан убийца секретаря главного раввина ]</ref>, но многие обстоятельства, до сих пор остаются загадкой.
 +
 
 +
== Сноски ==
 +
<references/>
{{ElevenCopyRight|14052|ТАШКЕНТ}}
{{ElevenCopyRight|14052|ТАШКЕНТ}}
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
 +
[[Категория:Евреи стран СНГ]]

Текущая версия на 11:03, 3 мая 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Ташкент - столица Узбекистана.

Содержание

Первые упоминания о евреях

Наиболее ранние письменные сведения о поселении евреев в Ташкенте относятся к первой половине XIX века, когда город, входивший в состав Кокандского ханства, превратился в крупный торговый центр. К середине XIX века в Ташкенте сложилась небольшая община еврейская община (в первой половине 1860-х гг., по некоторым данным, — 27 семей, то есть немногим более ста человек), в которую входили крупные и мелкие торговцы, ремесленники, лекари, музыканты и другие. Часть еврейских коммерсантов (П. Казиев, Б. Мурдахаев, П. Абдрахманов и другие) поддерживала деловые контакты с Российской империей; Яаков Дауд был представителем русской торговой фирмы (позднее его сын Ю. Давыдов, торговец, предприниматель и крупный землевладелец, стал одним из богатейших людей Центральной Азии).


Евреи Ташкента под властью Российской империи

В 1865 году Ташкент был завоеван Российской империей, а в 1867 году стал административным центром Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 года — Туркестанский край) и Сырдарьинской области, входившей в его состав. Среди военнослужащих, участвовавших во взятии города, были евреи-ашкеназы — три солдата и унтер-офицер; все они осели в Ташкенте. В дальнейшем к ним присоединились другие отставные военнослужащие-евреи и члены их семей. В это же время в Ташкент стали переселяться евреи из Бухарского эмирата. К 1868 году общая численность еврейского населения города достигла 200 человек.

Правовое положение ашкеназов

Поскольку Ташкент находился за чертой оседлости, из евреев-ашкеназов в нем могли жить только лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные солдаты и унтер-офицеры, а также работавшие по специальности ремесленники, медики и фармацевты. В первые десятилетия после присоединения Ташкента к России эти ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х гг. евреев, не отвечавших указанным критериям, начали выселять из города. Одновременно принимались меры, направленные на ограничение предпринимательской деятельности евреев-ашкеназов в Ташкенте и в Туркестанском крае в целом (особенно после резолюции Николая II от 20 ноября 1898 года, в которой говорилось, что ходатайства промышленных кампаний, «которые находятся в значительной зависимости от иностранцев и евреев», о приобретении в Ташкенте недвижимости удовлетворять не следует). В 1909–14 годах, когда генерал-губернатором Туркестанского края был А. В. Самсонов, евреев-ашкеназов, обосновавшихся в Ташкенте, изгоняли из города в массовом порядке; с этой целью в январе 1912 года были проведены ночные облавы.

Правовое положение переселенцев из Бухарского эмирата

Право "коренных" евреев на жительство в Ташкенте первоначально не ограничивалось, однако во второй половине 1880-х годов их стали делить на «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам либо его предки жили на территории Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих. Первым разрешалось приобретать недвижимость, заниматься винокурением и т. п., вторые считались подданными Бухарского эмирата, то есть иностранцами, и фактически были бесправны. С 1893 года власти начали составлять списки последних, намереваясь выселить их, однако этот процесс затянулся в связи с тем, что многие из евреев, попавших в списки, пытались доказать свое «туземное» происхождение и просили принять их в русское подданство. Часть прошений была удовлетворена, но с апреля 1910 года их перестали рассматривать, а вскоре «иностранных» евреев стали изгонять из Ташкента.


Численность евррев Ташкента

Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро увеличивалась: по переписи

  • в 1897 году в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из них лишь 20% составляли ашкеназы),
  • в 1910 году в самом городе — около 3600.

Особые группы составляли потомки евреев Мешхеда, формально принявших в 1839 году ислам, и чала (насильно обращённые в ислам).


Занятия евреев Ташкента

Среди евреев-ашкеназов преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры, специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из десяти типографий, действовавших в 1915 году в русской части Ташкента, евреев-ашкеназам принадлежало не менее пяти; евреи владели книжными магазинами, лавками, общедоступными библиотеками, занимались издательским делом. В 1898 году А. Сморгунер основал первую в Ташкенте либеральную газету «Русский Туркестан»; после убийства Сморгунера казачьим полковником (1898 г.?) ее редактировали (до конца 1905 г.) А. Шварц и Г. Рейсер (принял христианство). Казенный раввин Авраам Кирснер издавал в Ташкенте умеренно-либеральные газеты «Туркестанский курьер» и «Ташкентский курьер», научный журнал «Средняя Азия»; редактором газеты «Работник», выходившей здесь в 1906 г., был Х. М. Блаунштейн. Евреи-ашкеназы составляли в Ташкенте значительную часть врачей (среди них выделялись М. Слоним, 1875–1945, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней /1920–45/ Ташкентского медицинского института /в 1920–35 гг. медицинский факультет Туркестанского (Среднеазиатского) университета/, член-корреспондент АН Узбекской ССР, основатель и директор Института усовершенствования врачей, его брат С. Слоним /умер в 1928 г./, открывший в городе частную физиотерапевтическую клинику, руководитель амбулатории А. Шварц) и архитекторов (В. Гейнцельман /принял христианство/, Д. Иофан /1885–1961/, и другие). Бухарские евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.

В конце XIX – начале ХХ века в Ташкенте работало несколько синагог; в городе жил духовный глава бухарских евреев Туркестана раввин Шломо Тажер, переехавший сюда из Эрец-Исраэль. Действовали ашкеназские хедеры и схожие с ними бухарско-еврейские религиозные учебные заведения — хомло. В 1883 году Б. Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на русском языке; в 1888 году, когда она была ликвидирована властями, в ней насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть евреев-ашкеназов и дети зажиточных бухарских евреев учились в русских гимназиях и Ташкентском коммерческом училище, что способствовало их ассимиляции.

Попытка погрома 1905 года

В октябре 1905 года в Ташкенте была предпринята попытка устроить еврейский погром, однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная социал-демократом А. Бузанским, сорвала ее.

Политическая активность евреев

С конца 1905 года в городе создавались ячейки центристских и левых партий; среди руководителей и активистов этих ячеек были Я. Ротенберг и М. Рудницкий (эсеры), А. Бузанский и Д. Чернобородов (социал-демократы), Г. Гроссман (анархист), М. Герценштейн и Г. Рейсер (кадеты) и другие. Одновременно в Ташкенте появились отделения «Союза русского народа» и антисемитской Народно-прогрессивной партии (издавала в городе газету «Среднеазиатская жизнь»).


Установление Советской власти

После установления в Ташкенте советской власти (ноябрь 1917 г.) заместителем председателя Ташкентского совета стал (в январе 1918 г.) В. Финкельштейн (1885–1919), председателем городского совета профсоюзов (в октябре 1918 г.) — М. Качуринер (1897–1919); оба были убиты в ходе антисоветского восстания в Ташкенте (январь 1919 г.). Еврейская жизнь в городе заметно оживилась: начали действовать сионистские) организации, отделения Бунда, общество Тарбут; в то же время движимое и недвижимое имущество еврейской религиозной общины было в 1919 году конфисковано и частично использовано для создания еврейского рабочего дома имени Карла Маркса.


Численность евреев Ташкента до Второй Мировой войны

В 1919–22 годах в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от погромов и голода на Украине и в Белоруссии; только в 1919–20 годах численность еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный комитет содействия. В 1920–30-х годах приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 году столицей Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения.

Общинная жизнь

В Ташкенте действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр на идиш. В 1920 году открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 году оно было преобразовано в Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг. в Ташкенте выходили газета «Ди комунистише фон» (на идиш) и «Байроки михнат» (на еврейско-таджикском языке; до 1930 г. печаталась в Самарканде под названием «Рушнои»), в начале 1930-х годов образовалась «секция туземно-еврейских писателей при организационном бюро советских писателей», в 1931 году стал выходить литературно-художественный и публицистический журнал на еврейско-таджикском языке «Хаёти михнати» (позднее — «Адабияти совети»). К началу 1940-х годов все еврейские культурные учреждения, учебные заведения и периодические издания были ликвидированы.


Вторая Мировая война и эвакуация

В 1941–42 годах в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей Советского Союза, оккупированных германскими войсками; численность еврейского населения города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован ГОСЕТ (возглавлявший его Соломон Михоэлс поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 года стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии, где работали режиссеры Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, А. Г. Зархи (1908–97), Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев. В 1941–43 годах в Ташкенте жил Дер Нистер. С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент:

  • в 1959 году их численность составила здесь 50 455 человек (5,2% всего населения),
  • в 1979 году — 56 949 (3,2%),
  • в 1989 году — 56 882 (2,7%).

В конце 1980-х годов около 80% еврейского населения города составляли ашкеназы. Евреи играли весьма заметную роль в экономике и культурной жизни Ташкента; среди них было много научных работников и деятелей искусства — физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992 г. в США), философ П. Ниязов (родился в 1930 г.; с 1994 г. в Израиле), композиторы М. Штейнберг, Б. Зейдман, Соломон Юдаков, Г. Мушель, М. Левиев (1912–90), музыковед С. Тахалов (родился в 1935 г.; с 1991 г. в Израиле), режиссер Русского драматического театра имени М. Горького А. Гинсбург, главный режиссер республиканского кукольного театра И. Якубов, оперный певец С. Биньяминов (родился в 1929 г.; с 1994 г. в Израиле), художники В. Зеликов, И. Вальденберг, В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро и многие другие.


Еврейская общинная жизнь Ташкента после Второй Мировой войны

Интерьер ашкеназской синагоги Ташкента. Фото с сайта JEWISH.RU

В послевоенные годы в Ташкенте работали три бухарско-еврейских и одна ашкеназская синагога, однако их посещали главным образом пожилые люди, и миньян не всегда удавалось собрать. Во второй половине 1970-х годов действовали подпольные кружки по изучению иврита (преподаватели — Н. Розенгауз и другие), распространялись публикации еврейского Самиздата, книги и журналы, изданные в Израиле. Полуподпольно в городе действовали посланники Движения ХАБАД. В 1970–80-х годах тысячи евреев уехали из Ташкента в Израиль, США и другие страны. В августе 1988 года был основан Ташкентский еврейский культурный центр (ТЕКЦ) - одна из первых в Советском Союзе организаций такого типа (официально зарегистрирован в январе 1990 года; председатель до отъезда в Израиль в сентябре 1994 г. — Р. Г. Рабич). В январе 1989 года при нем начали работать курсы иврита (в 1990 г. — 1200 учащихся), в сентябре 1989 года — воскресная школа (100–120 учащихся), в январе 1991 года — первый в Центральной Азии университет (фактически лекторий) иудаистики; в рамках ТЕКЦ была создана служба репатриации, благотворительная ассоциация «Рахамим», была предпринята попытка открыть филиал Общества дружбы и культурных связей с Израилем. В 1990–92 годах вышло пять номеров газеты «Мизрах» (на русском языке), органа ТЕКЦ (редактор Г. Плетинский, затем Р. Меламед), с 1993 года издается «Сохнутон» — совместный информационный бюллетень ТЕКЦ и представительства Еврейского агентства (редактор Р. Меламед). С февраля 1990 года функционирует Ташкентский культурный центр бухарских евреев (председатель до 1994 г. — профессор П. М. Ниязов); под его эгидой находятся курсы иврита и театральная студия. Активизировалась деятельность религиозных общин; движение ХАБАД, перейдя на легальное положение, открыло небольшую иешиву (при одной из бухарских синагог) и колель (до 30 слушателей). С середины 1989 года городские власти не препятствуют работе еврейских организаций.

В 1989–94 годах из Ташкента в Израиль репатриировались 27 844 еврея (из них 10 171 — в 1990 г.); многие выехали в США, Канаду, Германию, Австрию, Австралию, Россию. По данным ТЕКЦ, в середине 1995 года в городе оставалось около шести тысяч евреев.

В независимой Республике Узбекистан

С 1991 года в Ташкенте действуют представительства Еврейского агентства и Джойнта, с августа 1992 года — посольство Израиля в Узбекистане; работает Израильский культурно-информационный центр. С января 1992 года Ташкент связан линией воздушного сообщения с международным аэропортом имени Давида Бен-Гуриона в Лоде.


Антисемитизм

Бывший Главный раввин Центральной Азии и Южного Кавказа Абе Довид Гуревич читает Кадиш. Фото с сайта ЛЕХАИМ

Такое явление, как антисемитизма в Ташкенте практически не существует, но, в разные периоды истории случались отдельные инциденты, которые чаще всего, носили криминальный характер, чем антисемитский: так, в конце 1980-х – начале 1990-х годов в городе усилились антисемитские настроения, которыми в одинаковой степени, было заражено и коренное население, и выходцы из европейской части Советского Союза: так в феврале 1990 года было разгромлено ашкеназское кладбище на улице Боткина (частично не восстановлено до сих пор); в дальнейшем акты вандализма на нём повторялись еще несколько раз, но не носили антисемитский характер (от действий вандалов несколько раз пострадало и православное кладбище, расположенное с ним на одной территории).

D июле 2004 года боевики-исламисты осуществили серию нападений на еврейские объекты в столице Узбекистана, среди которых было и посольство Израиля. Еще одна попытка нападения на израильскую дипломатическую миссию в Ташкенте была предпринята в мае 2005.

В феврале 2006 года на ташкентском рынке убили одного из лидеров местной еврейской общины Авраама Игудиева.

6 июня 2006 года, у себя в доме, были убиты Карина Лойфер[1] [2]- секретарь главного раввина Центральной Азии и Южного Кавказа Абе Довида Гуревича, вместе со своей матерью Светланой. Следствие пришло к выводу, что убийство носило криминальный характер[3], но многие обстоятельства, до сих пор остаются загадкой.

Сноски

  1. Убита секретарь главного раввина Центральной Азии и Южного Кавказа
  2. За что убили Карину?
  3. В Ташкенте задержан убийца секретаря главного раввина
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТАШКЕНТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация