|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Пальмира (древний город)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Пальмира''' (на иврите תַּדְמוֹר, Тадмор), древний город в большом оазисе на севере Сирийской пустыни в 240 км к западу от реки Евфрат. Сохранились руины великолепных строений (преимущественно 2–3 вв. н. э.) — колоннад, храмов, триумфальных арок, некрополя со склепами, украшенными фресками и рельефами, и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Раскопки показали, что оазис был обитаем с десятого тысячелетия до н. э. Первые упоминания Пальмиры в письменных источниках под ее исконным семитским названием Тадмор или Тадмур восходят к 20 в. до н. э. Греческое название Пальмира — неверная этимология слова тадмор от семитского тамар — финиковая пальма (ср. I Ц. 9:18, кри и ктив) — впервые встречается в источниках первой половины 1 в. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Город был расположен на перекрестке караванных путей, связывавших [[Месопотамия|Месопотамию]] с [[Сирия|Сирией]], [[Ханаан|Ханааном]] и Аравией; в древне- и средневавилонский периоды Пальмира была хорошо укрепленным коммерческим и транспортным центром, через нее шли товары из Персии и даже Индии. В начале второго тысячелетия до н. э. город был населен [[Аморреи|аморреями]]; в середине того же тысячелетия начинается проникновение в этот район [[Арамеи|арамеев]]. Поселившиеся в оазисе арабские племена также усвоили [[Арамейский Язык|арамейский язык]].
| + | |
- | | + | |
- | В 10 в. до н. э. царь [[Соломон]] овладел Пальмирой и укрепил город (I Ц. 9:17,18; II Хр. 8:3,4), установив таким образом контроль над важными торговыми путями. В эллинистический период Пальмира входила в состав селевкидской Сирии; население города быстро эллинизировалось. Пантеон Пальмиры — до 60 богов, в основном семитских, во главе с Баалом (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) был отождествлен с греческим. В 1 в. до н. э. начался быстрый расцвет города — пальмирские купцы достигали отдаленных окраин Римской империи. Славились пальмирские наемные воины. Во время политического кризиса Римской империи в 3 в. Пальмира увеличила свою военную силу, приняв на службу наемников, и расширила свои границы. Власть в городе, прежде находившаяся в руках сената, перешла к семье Нацор (в [[Талмуд|Талмуде]] Нацер), члены которой установили династическое правление. Пальмира участвовала в войне с Персией на стороне Рима, и потому Рим не протестовал, когда один из представителей пальмирской династии, Септимий Оденат, провозгласил себя царем; более того, император Галлиен назначил его правителем Северной («финикийской») Сирии и части Малой Азии. В 266 г. Оденат был убит; его вдова, Зиновия, ставшая регентшей при их малолетнем сыне, завоевала всю Сирию, Эрец-Исраэль, Египет и часть Анатолии, создав Пальмирскую империю. Однако уже в 272 г. император Аврелиан вытеснил пальмирцев из Египта, а затем из Сирии и взял город; он отправил Зиновию в Рим, но пощадил город и его жителей. Однако сразу же после ухода императора пальмирцы уничтожили оставленный в городе римский гарнизон. Аврелиан вернулся и жестоко наказал повстанцев: значительная часть Пальмиры была разрушена, многие ее жители убиты. Пальмира не оправилась от этого удара и фактически превратилась в римский гарнизонный пункт.
| + | |
- | | + | |
- | В 4 в. жители Пальмиры приняли [[Христианство|христианство]], а после арабского завоевания (634) город был исламизирован. В 14 в. Тимур (Тамерлан) почти полностью разрушил Пальмиру.
| + | |
- | | + | |
- | О начале еврейского присутствия в Пальмире сведений нет, однако несомненно, что в годы расцвета города здесь существовала значительная еврейская община, зажиточная и влиятельная. Об этом свидетельствуют надписи с еврейскими именами на надгробиях и высеченные на притолоках некоторых больших каменных домов стихи из книги [[Второзаконие]] и слова Шма и Шма Исраэль (см. [[Шма]]; [[Молитва]]). В Иерусалиме обнаружены надгробия пальмирских евреев, а в [[Бет-Шеарим|Бет-Шеариме]] находятся богатые склепы (около 200 усыпальниц) евреев из Пальмиры, украшенные как еврейскими символами ([[Менора|менора]] и т. п.), так и греческими барельефами коней, воинов и т. п. Из надписей на пальмирском (разновидность арамейского языка со значительным влиянием греческого и латинского) и частью на греческом языках явствует, что, как и в других общинах [[Диаспора|диаспоры]], многие евреи Пальмиры носили нееврейские имена. О еврейском влиянии говорят многочисленные надписи-посвящения, обнаруженные в самой Пальмире: около сотни надписей не называют имени божества («Бог, чье имя скрыто», «Благословенно имя Его вовеки, добрый и милосердный» и т. п.). Большинство таких надписей относится к периоду между 111 г. и 268 г.
| + | |
- | | + | |
- | Численность [[Прозелиты|прозелитов]] в Пальмире была столь велика, что законоучители Талмуда неоднократно упоминают о них (Иев. 16а; Нид. 56б; ТИ., Кид. 4:1, 65в и Иев. 1:6, 36). Существует предположение, что распространение прозелитизма в Пальмире связано с принятием [[Иудаизм|иудаизма]] в 1 в. правящей династией соседней [[Адиабена|Адиабены]]. Из Талмуда видно, что законоучители долгое время подозрительно относились к пальмирским прозелитам, по всей видимости, сохранявшим многие языческие обычаи, и были весьма враждебно настроены к Пальмире: «День гибели Пальмиры будет днем радости для Израиля» (Иев. 17а). [[Аггада]] рассказывает, что пальмирские воины принимали участие в разрушении Первого (не подтверждено) и Второго [[Храм|храмов]]. Известно, что среди вспомогательных контингентов [[Тит, Флавий Веспасиан|Тита]] были и пальмирцы. Недолгое правление Пальмиры в Эрец-Исраэль не было благополучным для страны периодом, и рабби Иоханан говорил: «Блажен тот, кто увидит падение Тармода [то есть Тадмора]» (ТИ., Таан. 4:8, 69б). Вавилонские ученые тоже пострадали от пальмирцев, которые в ходе войн Одената (см. выше) с персами разрушили город [[Нехардеа|Нехардеа]], где находилась знаменитая талмудическая академия (см. [[Иешива]]). Сама Зиновия, однако, хорошо относилась к евреям (так, она восстановила разрушенную синагогу в Египте); но сообщения некоторых ранних христианских авторов о том, что она исповедовала еврейскую религию, вряд ли обоснованы. После падения Пальмиры прозелиты из этого государства были приняты еврейскими общинами.
| + | |
- | | + | |
- | [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], посетивший Пальмиру примерно в 1170 г., застал здесь около двух тысяч евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Современный город Тадмор (Сирия) находится неподалеку от развалин древней Пальмиры.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13135|ПАЛЬМИРА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |