- | '''Пинскер, Леон''' (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения [[Ховевей Цион]]. Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в [[Одесса|Одессе]]. Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав. В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях. Был одним из основателей еженедельника [[«Рассвет»]] (редактор [[Рабинович, Осип Аронович|О. Рабинович]]). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их [[Ассимиляция|ассимиляции]] в русской среде. Однако [[Погромы|погромы]], разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды. В 1882 г. Пинскер издал в [[Берлин|Берлине]] на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод [[Гессен, Юлий Исидорович|Ю. Гессена]], СПб., 1898). В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи [[Гесс|М. Гесса]] и [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]], однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом. В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины. Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это [[Эрец-Исраэль]]. С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем [[Катовицкий Съезд|Катовицкого съезда]] (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. В 1890 г. [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербауму]] удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или [[Одесский Комитет|Одесский комитет]], председателем которого стал Пинскер. В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона [[Гирш|М. де Гирша]] по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.
| + | |