- | '''Мордовцев, Даниил Лукич''' (1830, слобода Даниловка, Ростовская губерния, ныне Волгоградская область, – 1905, Кисловодск, похоронен в Ростове-на-Дону), русский и украинский писатель, историк и публицист. Потомок запорожских казаков. В 1854 г. Мордовцев окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Более 30 лет служил чиновником в Саратове (действительный статский советник). Публиковался с 1859 г. Автор популярных в 1860–80-х гг. художественных произведений (в основном из русской и украинской истории — Полное собрание исторических романов, повестей и рассказов, тт. 1–33, СПб., 1914), а также публицистических и исторических работ, посвященных народным движениям (например, «Гайдамачина», 1870).
| + | |
- | С 1873 г. начал публиковать в журнале «Дело» под псевдонимом Берне из Бердичева статьи в защиту евреев, в которых опровергал распространенные в русском обществе (в том числе и среди либералов) предрассудки. Особенно резко Мордовцев клеймил антисемитов-подстрекателей, выступавших в право-националистической прессе. На погромы 1881 г. Мордовцев откликнулся «Письмами мистера Плумпуддинга» и «Письмом христианина по еврейскому вопросу» ([[«Рассвет»]], 1882) с призывом к евреям эмигрировать в Палестину и Америку, видя лишь в этом решение еврейского вопроса в России. Кровавым событиям 1880-х гг. посвящен также рассказ Мордовцева «За что же?» (1884). Образы евреев появляются и в исторической прозе Мордовцева, например, в романе «Идеалисты и реалисты», где изображены евреи из окружения Петра I. Ряд произведений Мордовцева посвящен еврейской, в том числе библейской истории (повести «Между молотом и наковальней», 1891; «Разрушение Иерусалима»; «Последняя иудейская царица», др. название «Последние дни Иерусалима», 1896; «Иосиф в стране фараона (Любимец)»; роман «Ирод», рассказ «Два призрака» и т. д.). После публикации в 1891 г. девяти глав повести «Между молотом и наковальней» (одновременно с «Клячей» [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] цензура закрыла [[«Восход»]]. Повесть была издана (с изъятием ряда фрагментов) в 1892 г. под названием «Между Сциллой и Харибдой». В этом произведении об Уманской резне (см. [[Умань]]) Мордовцев несколько по-иному, чем в исторических трудах, оценивает роль евреев как безвинно страдающей стороны в борьбе [[Гайдамаки|гайдамаков]] с польской шляхтой. Мордовцев показывает героизм евреев (например, Самсон Коген организовал оборону Уманской крепости, а его сестра Рахиль задумала повторить подвиг [[Юдифь|Юдифи]]) и то, как, преодолевая страх и отчаяние, они сознательно идут на [[Киддуш hа-Шем|Киддуш hа-Шем]]. В незаконченном романе «Профессор Ратмиров» (1889) Мордовцев описал вызванное [[Кровавый Навет|кровавым наветом]] так называемое саратовское дело (см. [[Саратов]]), выведя под именем Ратмирова историка Н. Костомарова, эксперта по этому делу. Мордовцеву принадлежит также ряд литературно-критических очерков о творчестве писателей-евреев, в том числе [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруга]] («Певец гонимого народа», 1886).
| + | |
- | После посещения в 1881 г. Палестины, где Мордовцев встретился с бежавшими от погромов евреями, он в ряде рассказов и путевых очерков («Грустные воспоминания», «Наши пирамиды», «Поездка в Иерусалим. Наброски дорожных впечатлений», 1895, 2-е изд.) обращался к народам мира с призывом вернуть Палестину евреям. Мордовцев последовательно поддерживал еврейское национальное движение, особенно после возникновения политического сионизма («О сионизме»; см. [[Сионизм]]).
| + | |