Лейвик Х (Лейвик Хальперн)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
(Перенаправление на ej:Лейвик Х (Лейвик Хальперн))
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Лейвик Х (Лейвик Хальперн)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Лейвик Х'''. (псевдоним; настоящее имя Лейвик Хальперн; 1888, Игумен, ныне Червень, Беларусь, – 1962, Нью-Йорк), поэт и драматург. Писал на [[Идиш Язык|идиш]]. Старший сын многодетного учителя, дававшего уроки еврейской грамоты девушкам. С пяти лет учился в [[Хедер|хедере]], с десяти — в [[Иешива|иешиве]] местечка Березино, где увлекся литературой [[Хаскала|Хаскалы]] и начал писать стихи на иврите. В 1901–1903 гг. посещал иешиву в Минске. Около 1905 г. стал активным членом [[Бунд|Бунда]]. В 1906 г. был арестован за хранение нелегальной литературы. В минской тюрьме (в ожидании суда) написал на идиш драматическую поэму «Ди кейтн фун Мешиах» («Цепи Мессии», 1907; опубликована в 1939 г.) и ряд стихотворений, из которых одно появилось в 1907 г. в нью-йоркской газете «Цайтгайст». На суде (1908) Лейвик отказался от защиты, объявил себя убежденным борцом с самодержавием и был приговорен к четырем годам каторжной тюрьмы и пожизненной ссылке в Сибирь. В 1910 г. Лейвика перевели в Бутырскую тюрьму (Москва), а в 1912 г. доставили этапом в поселок Витим на Лене, откуда весной 1913 г. он бежал в США.
+
-
 
+
-
В 1914 г. Лейвик нанялся на фабрику детской одежды в Филадельфии, а затем вплоть до 1932 г., даже став признанным писателем, работал маляром-обойщиком в Нью-Йорке. В Филадельфии М. Кац (1864–1941), редактор газеты «Ди идише велт», и Б. Владек ([[Чарни, Барух Нахман|Б. Н. Чарни]]), ведавший филиалом газеты [[«Форвертс»]], ввели его в литературные круги и стали публиковать в своих изданиях. Позднее Владек помог ему издать первый сборник стихов «Хинтерн шлос» («Взаперти», 1918). Это были стихи об убогом детстве, о вспыльчивом отце и вечно озабоченной матери, о тюрьме, ссылке, побеге (цикл «Ойф ди вегн сибирер» — «На сибирских дорогах», 1916), о тоске по свободе и счастью (циклы «Эргец вайт» — «Где-то там», «Ин кейнемс ланд» — «В ничьей стране»). Те же темы варьировались и во втором сборнике Лейвика «Лидер» («Стихи», 1919). Влияние литературного движения [[Ди Юнге|Ди юнге]], в издании которого Лейвик часто выступал, сказалось в стремлении поэта разнообразить метрику, лексику, интонационный строй стихов, порой в отвлеченности образов, присущей символистам.
+
-
 
+
-
Кровавые события Первой мировой войны, революций, гражданской войны и еврейских погромов в России вывели Лейвика из сферы личных переживаний в область общечеловеческих и национальных проблем. Четыре поэмы о погромах, провидческий дух которых (особенно поэмы «Дер волф» — «Волк») полностью раскрылся лишь в годы разгула нацизма, были написаны в 1917–20 гг. Одновременно Лейвик работал над прославившей его драматической поэмой «Дер гойлем» («Голем», издана в 1921 г.; впервые поставлена в Москве театром [[«Хабима»]] в 1925 г. в переводе на иврит). Ожидаемое от революции спасение мира и избавление еврейства, роль народных масс и личности в этом обновлении жизни, еврейский [[Мессия]] и [[Иисус]], соотношения Махарала (см. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] из Праги) и созданного им [[Голем|голема]] (творец и творение), духовного и материального начал, символизма и реализма — все это Лейвик вместил в рамки средневековой еврейской легенды, наделив ее ультрасовременной формой и насытив общечеловеческим содержанием. Герой и толпа, индивидуальный террор и народная революция, политика и мораль, столкновение общественных и личных интересов стали темой драматических произведений Лейвика в 1921–29 гг. («Шматес» — «Тряпье», 1921; «Шап» — «Фабрика», 1927; «[[Леккерт, Хирш|Хирш Леккерт]]», 1927; «Кейтн» — «Цепи», 1929, и другие), первые постановки которых осуществил большей частью И. Шварц. В 1924 г. Лейвик стал печататься в газете американских коммунистов «Фрайхайт» и в их журнале «Дер хамер».
+
-
 
+
-
Поездку по Европе (Англия, Франция, Германия, Польша) в конце 1925 г. – начале 1926 г. Лейвик завершил посещением Советского Союза, где был радушно встречен (сборники его стихов были изданы в Москве и Киеве), но вскоре [[Литваков, Моше|М. Литваков]] с позиций [[Евсекция|Евсекции]] обрушил на поэта упреки в социальном пессимизме, а после выхода его путевых заметок «Афн ранд фун онхейб» («На начальном рубеже», Киев, 1925) — также обвинения в неверной оценке уровня еврейской литературы в Советском Союзе и советского пути общественного развития. Разрыв значительной части еврейских писателей (в том числе и Лейвика) с коммунистической прессой произошел в конце 1929 г., когда последняя объявила кровавые антиеврейские акции арабов в Эрец-Исраэль национально-освободительным движением.
+
-
 
+
-
В 1930-х гг. Лейвик, несмотря на обострение застарелого туберкулеза, приходит в своей лирике к просветленному приятию мира («Лидер фун ган-эйдн» — «Стихи из рая», 1937), а в драматургии к философскому осмыслению жизни и ее нравственно-этических аспектов, используя для этого преимущественно библейские сюжеты и средневековые легенды (драматические поэмы «Ди геуле-комедие. Дер гойлем холемт» — «Комедия избавления. Голем мечтает», 1934; «Ди акейде» — «[[Акеда]]», 1935; «Сдом» — «[[Содом И Гоморра|Содом]]», 1937, и другие).
+
-
 
+
-
Особым лиризмом в творчестве Лейвика этих лет выделяется драматическая поэма «Абеляр ун Хелоиз» («Абеляр и Элоиза», 1936). В книге очерков «Х. Лейвик вегн Эрец-Исроэл» («Х. Лейвик об Эрец-Исраэль», 1938) о своей поездке в 1937 г. в страну предков Лейвик заявил, что еврейский народ имеет все права на эту землю. Важным литературным начинанием этих лет было предпринятое Лейвиком совместно с [[Опатошу, Иосеф|И. Опатошу]] издание альманаха «Замлбихер» (1936–52; вышло восемь томов) с целью публиковать лучшие произведения на идиш писателей, живущих в различных странах. Однако надежды издателей на участие в альманахе писателей из Советского Союза не оправдались.
+
-
 
+
-
[[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] европейского еврейства Лейвик посвятил драму «Дер нес ин гето» («Чудо в гетто», 1940, сохранилась в рукописи), сборник стихов и поэм «Ин Треблинке бин их нит гевен» («Я не был в Треблинке», 1945), драматическую поэму-мистерию «Ди хасене ин фернвалд» («Свадьба в дальнем лесу», 1949) и заметки «Мит дер шейрис hа-плейте» («С уцелевшими остатками», 1947) о посещении лагерей еврейских беженцев в послевоенной Германии. Лейтмотивом драматической поэмы Лейвика «Ин ди тег фун Ийов» («Во дни Иова», 1953) стало одиночество обреченного человека, его неспособность сочувствовать страданиям других людей.
+
-
 
+
-
В 1950 и 1957 гг. Лейвик посетил Государство Израиль и задался вопросом — «моя ли страна Америка?», но в 1958 г. паралич приковал поэта к постели.
+
-
 
+
-
Ряд произведений Лейвика (особенно «Дер гойлем») переведен на многие языки мира. Переводы стихов Лейвика на русский язык включены в сборник «Еврейская поэзия» (Н.-Й., 1947, составитель Л. Гребнев /Файнберг/). На иврит Лейвика переводили [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнский]] и другие. В Нью-Йорке были изданы в 1940 г. собрание сочинений Лейвика «Але верк» («Все произведения», тт. 1–2), а в 1963 г. — «Эссейен ун редес» («Эссе и речи»).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12406|ЛЕЙВИК Х}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Литература на идише]]
+

Текущая версия на 23:53, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Лейвик Х (Лейвик Хальперн)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация