- | '''Лилиен, Эфраим Моше''' (Мозес; Lilien, Ephraim Moses; 1874, Дрогобыч, – 1925, Баденвейлер, Германия), еврейский график. Сын резчика по дереву. Получил традиционное еврейское воспитание; с детства проявлял тягу к искусству. Недолго учился в Школе изящных искусств в Кракове (оставил из-за отсутствия средств), в 1895 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств и зарабатывал на жизнь рисунками для различных журналов, в том числе для «Югенд» (с 1896 г.), пропагандировавшего немецкий вариант стиля модерн, мастером которого Лилиен вскоре стал. В 1898 г. Лилиен переехал в Берлин и первым из художников-евреев примкнул к сионистскому движению (см. [[Сионизм]]). Участвовал как член [[Демократическая Фракция|Демократической фракции]] в трех [[Сионистские Конгрессы|сионистских конгрессах]] (1901, 1903, 1905) и в основании (1902) в Берлине издательства «Юдишер ферлаг», в котором был не только иллюстратором, но и редактором, заведующим хозяйством, агентом по рекламе. Очень популярны стали его художественная фотография [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] на мосту через Рейн и оформление (в 1901 г.) «Золотой книги» [[Еврейский Национальный Фонд|Еврейского национального фонда]]. В творчестве Лилиена преобладали еврейские (в частности библейские) темы: иллюстрации к библейским балладам немецкого поэта-просиониста Б. Ф. фон Мюнххаузена «Юда» (1900), к стихотворению [[Розенфельд, Морис|М. Розенфельда]] (1902), к [[Песнь Песней|Песни Песней]] (1905) и другим произведениям.
| + | |
- | В 1906 г. Лилиен и другие (во главе с [[Шац, Борис|Б. Шацем]]) основали в Иерусалиме Школу искусств и ремесел [[Бецалель]], где Лилиен преподавал около года. В 1908–12 гг. он издал три тома собственных иллюстраций (перо, тушь) к [[Библия|Библии]], в которых орнаментальная композиция в духе О. В. Бердсли, чье влияние типично для всей графики модерна, сочетается с патетической величавостью образов библейских персонажей. Многочисленные пейзажные и бытовые зарисовки, сделанные Лилиеном в Эрец-Исраэль и при посещении (до 1913 г.) Бейрута, Дамаска, России, Турции, Швейцарии легли в основу серий и отдельных листов офортов (преимущественно на еврейские темы), над которыми с 1908 г. он увлеченно работал до конца жизни. Строго реалистичные, они сохраняли культивируемый модерном контраст выразительной черной линии и белого фона изображения.
| + | |