Колумбия (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в Латинской Америке» с помощью HotCat) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Колумбия''', государство на северо-западе Южной Америки. | + | '''Колумбия''', государство на северо-западе Южной Америки. |
+ | === Первые упоминания === | ||
- | В период 1610–1781 гг. суд [[Инквизиция|инквизиции]] в городе Картахена предал сожжению около 800 человек по обвинению в тайном исповедании [[Иудаизм|иудаизма]]. Потомки первых еврейских поселенцев Колумбии приняли католичество. После того, как Симон Боливар упразднил инквизицию в Латинской Америке (1819), в Колумбии начали открыто селиться евреи (в городах Богота, Картахена, Барранкилья, Медельин, Риоача, Кали). Некоторые особенности обычаев и уклада жизни части жителей департамента Антьокия навели на мысль об их происхождении от марранов, что не подтвердилось научным исследованием. | + | В начале 16 в. с испанскими завоевателями в Колумбию, видимо, прибыли [[Марраны|марраны]]. Возможно, что из марранов был первооткрыватель Колумбии конкистадор Родригес де Бастидас. |
+ | |||
+ | Марраном был завоеватель Колумбии, конкистадор Г. Х. де Кесада (1500–79), в 1538 г. основавший город Санта-Фе-де-Богота (современная Богота). Его называют «отцом колумбийской нации»; в центре Боготы находится его мавзолей. | ||
+ | === Семнадцатый - восемнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | В период 1610–1781 гг. суд [[Инквизиция|инквизиции]] в городе Картахена предал сожжению около 800 человек по обвинению в тайном исповедании [[Иудаизм|иудаизма]]. | ||
+ | |||
+ | Потомки первых еврейских поселенцев Колумбии приняли католичество. После того, как Симон Боливар упразднил инквизицию в Латинской Америке (1819), в Колумбии начали открыто селиться евреи (в городах Богота, Картахена, Барранкилья, Медельин, Риоача, Кали). | ||
+ | |||
+ | Некоторые особенности обычаев и уклада жизни части жителей департамента Антьокия навели на мысль об их происхождении от марранов, что не подтвердилось научным исследованием. | ||
+ | === Девятнадцатый век === | ||
В 1853 г. евреи Барранкильи получили от правительства участок земли под [[Кладбище|кладбище]]. В 1867 г. в Барранкилье, а в 1871 г. в Риоаче открылись школы [[Альянс|Альянса]]. | В 1853 г. евреи Барранкильи получили от правительства участок земли под [[Кладбище|кладбище]]. В 1867 г. в Барранкилье, а в 1871 г. в Риоаче открылись школы [[Альянс|Альянса]]. | ||
+ | === Двадцатый век === | ||
- | После Первой мировой войны в Колумбию прибыли [[Сефарды|сефарды]] из [[Греция|Греции]], [[Турция|Турции]], Северной Африки и [[Сирия|Сирии]], которые занимались торговлей промышленными товарами и основали в Барранкилье две шелкопрядильные фабрики. В 1921–22 гг., после введения ограничений на иммиграцию в США, начался приток в Колумбию евреев из Восточной Европы. В 1933 г. начали прибывать еврейские беженцы из нацистской [[Германия|Германии]]. В 1935 г. в Колумбии было 2045 евреев. В 1938 г. власти ограничили иммиграцию, и в период 1945 — 1950 гг. в страну было допущено лишь 350 евреев. Большая часть еврейских иммигрантов занималась торговлей вразнос, ремеслами и работала в легкой промышленности. Некоторые из них, преуспев, основали крупные текстильные и мебельные фабрики и внесли важный вклад в развивающуюся экономику страны. | + | После Первой мировой войны в Колумбию прибыли [[Сефарды|сефарды]] из [[Греция|Греции]], [[Турция|Турции]], Северной Африки и [[Сирия|Сирии]], которые занимались торговлей промышленными товарами и основали в Барранкилье две шелкопрядильные фабрики. |
+ | |||
+ | В 1921–22 гг., после введения ограничений на иммиграцию в США, начался приток в Колумбию евреев из Восточной Европы. | ||
+ | |||
+ | В 1933 г. начали прибывать еврейские беженцы из нацистской [[Германия|Германии]]. В 1935 г. в Колумбии было 2045 евреев. | ||
+ | |||
+ | В 1938 г. власти ограничили иммиграцию, и в период 1945 — 1950 гг. в страну было допущено лишь 350 евреев. | ||
+ | |||
+ | Большая часть еврейских иммигрантов занималась торговлей вразнос, ремеслами и работала в легкой промышленности. Некоторые из них, преуспев, основали крупные текстильные и мебельные фабрики и внесли важный вклад в развивающуюся экономику страны. | ||
+ | ==== Антисемитизм ==== | ||
[[Антисемитизм]], насаждавшийся в Колумбии нацистами в 1930-х гг. и подхваченный официальными газетами «Эль Эспектадор» и «Эль Тьемпо», особенно разросся во время и после Второй мировой войны. В апреле 1948 г. в Боготе было разгромлено и разграблено около 130 еврейских лавок. | [[Антисемитизм]], насаждавшийся в Колумбии нацистами в 1930-х гг. и подхваченный официальными газетами «Эль Эспектадор» и «Эль Тьемпо», особенно разросся во время и после Второй мировой войны. В апреле 1948 г. в Боготе было разгромлено и разграблено около 130 еврейских лавок. | ||
+ | ==== Еврейская жизнь общины ==== | ||
+ | |||
+ | В Колумбии существует ложа [[Бней-Брит]], филиалы [[Вицо|ВИЦО]], [[Общие Сионисты|общих сионистов]] и спортивное общество [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]]. | ||
+ | |||
+ | После Второй мировой войны в Боготе была основана Общая федерация еврейских общин (филиал [[Всемирный Еврейский Конгресс|Всемирного еврейского конгресса]]). | ||
+ | |||
+ | В еврейской школе (основана в 1948 г.) в Боготе учится около половины всех еврейских детей Колумбии. Преподавание ведется на испанском языке, [[Иврит Язык|ивриту]] отведен час в неделю; отмечаются традиционные еврейские праздники, а также [[Независимости Израиля День]] и годовщина восстания в Варшавском гетто (см. [[Варшава]]). | ||
+ | |||
+ | Подобные школы имеются в Кали (имени Хорхе Исаака, 1837–95 гг., классика колумбийской литературы, сына крещеного еврея и христианки), Барранкилье и Медельине (имени [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]). Во всех школах преподают учителя из Израиля. | ||
+ | |||
+ | Сефарды, немецкие и восточноевропейские евреи имеют свои отдельные общинные учреждения. С 1960-х гг. в Боготе действует центральная организация Бет-ам, объединяющая все еврейские конгрегации Колумбии. В 1962–64 гг. в Израиль репатриировались 146 евреев Колумбии. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] 62 молодых еврея приехали из Колумбии в Израиль как добровольцы. В 1984 г. в Колумбии было около семи тысяч евреев. В 1999 г. еврейское население Колумбии составляло 3,4 тыс. человек. | ||
+ | === Двухтысячные годы === | ||
+ | |||
+ | В 2000 г. в Израиль репатриировались 50 колумбийских евреев, в 2001 г. — 58, в 2002 г. — 61, в январе-июле 2003 г. — 21 человек. Подавляющее большинство еврейского населения проживает в столице страны — Боготе. Небольшие еврейские общины существуют в Кале, Медельине и Барранкилье. | ||
+ | |||
+ | В сентябре 2003 г. террористами из колумбийской Армии национального освобождения было захвачено семь иностранных туристов, среди них шестеро израильтян. Экстремисты потребовали в обмен на освобождение заложников создать специальную комиссию из представителей католической церкви, Красного Креста и ООН, которая должна разработать меры для оказания помощи населению района Сьерра-Невада. | ||
+ | |||
+ | В начале 2000-х гг. в Колумбии функционировали девять синагог, четыре из них находятся в Боготе. Издаются две еврейские газеты на испанском языке: «Менора» (с 1950 г.) и «Идеал». Евреи Колумбии почти не участвуют в политической жизни страны. | ||
- | В | + | В последние десятилетия в Колумбии практически отсутствуют проявления антисемитизма. |
- | + | === Межгосударственные отношения между Колумбией и Израилем === | |
- | + | Дипломатические отношения между Колумбией и Израилем на уровне посольств были установлены в начале 1950-х гг. | |
- | + | Многие колумбийцы проходят техническую подготовку в Израиле, и ими основана организация «Шалом». | |
- | + | Израиль поддерживает экономические связи с Колумбией. Стоимость экспорта израильских товаров в Колумбию достигла в 1986 г. 16,8 млн. долларов, а импорта из Колумбии — 1,1 млн. долларов. | |
- | + | В 1990 г. израильский экспорт в Колумбию составил 12,9 млн. долларов, импорт из Колумбии в Израиль — 28,7 млн. долларов; в 2000 г. израильский экспорт составлял 48,7 млн. долларов, импорт из Колумбии — 45,6 млн. долларов. | |
{{ElevenCopyRight|12169|КОЛУМБИЯ}} | {{ElevenCopyRight|12169|КОЛУМБИЯ}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Регионы и страны]] | [[Категория:Регионы и страны]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Латинской Америке]] |
Текущая версия на 08:37, 1 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Колумбия, государство на северо-западе Южной Америки.
Содержание |
Первые упоминания
В начале 16 в. с испанскими завоевателями в Колумбию, видимо, прибыли марраны. Возможно, что из марранов был первооткрыватель Колумбии конкистадор Родригес де Бастидас.
Марраном был завоеватель Колумбии, конкистадор Г. Х. де Кесада (1500–79), в 1538 г. основавший город Санта-Фе-де-Богота (современная Богота). Его называют «отцом колумбийской нации»; в центре Боготы находится его мавзолей.
Семнадцатый - восемнадцатый век
В период 1610–1781 гг. суд инквизиции в городе Картахена предал сожжению около 800 человек по обвинению в тайном исповедании иудаизма.
Потомки первых еврейских поселенцев Колумбии приняли католичество. После того, как Симон Боливар упразднил инквизицию в Латинской Америке (1819), в Колумбии начали открыто селиться евреи (в городах Богота, Картахена, Барранкилья, Медельин, Риоача, Кали).
Некоторые особенности обычаев и уклада жизни части жителей департамента Антьокия навели на мысль об их происхождении от марранов, что не подтвердилось научным исследованием.
Девятнадцатый век
В 1853 г. евреи Барранкильи получили от правительства участок земли под кладбище. В 1867 г. в Барранкилье, а в 1871 г. в Риоаче открылись школы Альянса.
Двадцатый век
После Первой мировой войны в Колумбию прибыли сефарды из Греции, Турции, Северной Африки и Сирии, которые занимались торговлей промышленными товарами и основали в Барранкилье две шелкопрядильные фабрики.
В 1921–22 гг., после введения ограничений на иммиграцию в США, начался приток в Колумбию евреев из Восточной Европы.
В 1933 г. начали прибывать еврейские беженцы из нацистской Германии. В 1935 г. в Колумбии было 2045 евреев.
В 1938 г. власти ограничили иммиграцию, и в период 1945 — 1950 гг. в страну было допущено лишь 350 евреев.
Большая часть еврейских иммигрантов занималась торговлей вразнос, ремеслами и работала в легкой промышленности. Некоторые из них, преуспев, основали крупные текстильные и мебельные фабрики и внесли важный вклад в развивающуюся экономику страны.
Антисемитизм
Антисемитизм, насаждавшийся в Колумбии нацистами в 1930-х гг. и подхваченный официальными газетами «Эль Эспектадор» и «Эль Тьемпо», особенно разросся во время и после Второй мировой войны. В апреле 1948 г. в Боготе было разгромлено и разграблено около 130 еврейских лавок.
Еврейская жизнь общины
В Колумбии существует ложа Бней-Брит, филиалы ВИЦО, общих сионистов и спортивное общество «Маккаби».
После Второй мировой войны в Боготе была основана Общая федерация еврейских общин (филиал Всемирного еврейского конгресса).
В еврейской школе (основана в 1948 г.) в Боготе учится около половины всех еврейских детей Колумбии. Преподавание ведется на испанском языке, ивриту отведен час в неделю; отмечаются традиционные еврейские праздники, а также Независимости Израиля День и годовщина восстания в Варшавском гетто (см. Варшава).
Подобные школы имеются в Кали (имени Хорхе Исаака, 1837–95 гг., классика колумбийской литературы, сына крещеного еврея и христианки), Барранкилье и Медельине (имени Т. Герцля). Во всех школах преподают учителя из Израиля.
Сефарды, немецкие и восточноевропейские евреи имеют свои отдельные общинные учреждения. С 1960-х гг. в Боготе действует центральная организация Бет-ам, объединяющая все еврейские конгрегации Колумбии. В 1962–64 гг. в Израиль репатриировались 146 евреев Колумбии. После Шестидневной войны 62 молодых еврея приехали из Колумбии в Израиль как добровольцы. В 1984 г. в Колумбии было около семи тысяч евреев. В 1999 г. еврейское население Колумбии составляло 3,4 тыс. человек.
Двухтысячные годы
В 2000 г. в Израиль репатриировались 50 колумбийских евреев, в 2001 г. — 58, в 2002 г. — 61, в январе-июле 2003 г. — 21 человек. Подавляющее большинство еврейского населения проживает в столице страны — Боготе. Небольшие еврейские общины существуют в Кале, Медельине и Барранкилье.
В сентябре 2003 г. террористами из колумбийской Армии национального освобождения было захвачено семь иностранных туристов, среди них шестеро израильтян. Экстремисты потребовали в обмен на освобождение заложников создать специальную комиссию из представителей католической церкви, Красного Креста и ООН, которая должна разработать меры для оказания помощи населению района Сьерра-Невада.
В начале 2000-х гг. в Колумбии функционировали девять синагог, четыре из них находятся в Боготе. Издаются две еврейские газеты на испанском языке: «Менора» (с 1950 г.) и «Идеал». Евреи Колумбии почти не участвуют в политической жизни страны.
В последние десятилетия в Колумбии практически отсутствуют проявления антисемитизма.
Межгосударственные отношения между Колумбией и Израилем
Дипломатические отношения между Колумбией и Израилем на уровне посольств были установлены в начале 1950-х гг.
Многие колумбийцы проходят техническую подготовку в Израиле, и ими основана организация «Шалом».
Израиль поддерживает экономические связи с Колумбией. Стоимость экспорта израильских товаров в Колумбию достигла в 1986 г. 16,8 млн. долларов, а импорта из Колумбии — 1,1 млн. долларов.
В 1990 г. израильский экспорт в Колумбию составил 12,9 млн. долларов, импорт из Колумбии в Израиль — 28,7 млн. долларов; в 2000 г. израильский экспорт составлял 48,7 млн. долларов, импорт из Колумбии — 45,6 млн. долларов.