Злоязычие - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Злоязычие - трактовка в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Злоязычие''' (לָשׁוֹן הָרָע, лашон hа-ра), в [[Иудаизм|иудаизме]] один из наиболее строго порицаемых грехов нормативно-этического характера. Под злоязычием подразумеваются преднамеренная сплетня или бездумная болтовня о ком-либо, заведомо ложный или даже основанный на фактах дурной отзыв, поношение или оскорбление кого-либо заочно или в лицо (особенно в присутствии посторонних), и, наконец, наиболее гнусные виды злоязычия — клевета и донос (см. [[Доносчики]]).
+
-
 
+
-
В библейских источниках клевета, хула и дурной отзыв определяются равнозначными терминами дибба и алилот дварим (Быт. 37:2; Чис. 14:36; Втор. 22:14, 17). Нарушители запрета злоязычия обозначаются в Библии описательно: моци шем ра (буквально `выносящий дурное имя`, то есть поноситель, оскорбитель; Втор. 22:14, 19) и холех рахил (буквально `ходящий переносчиком`, то есть сплетник, распространитель худой молвы; Иер. 6:28: Пр. 11:13). [[Талмуд]], в котором термин лашон hа-ра (или его арамейский эквивалент лишана биша) встречается впервые, обозначает этим выражением и близкими ему по смыслу терминами рехилут и ла’аз сплетню, хулу и поношение (см.: ТИ., Пеа 1:1, 15г–16а: Шаб. 96б); стыдящего или срамящего Талмуд называет малбин пней хаверо (`заставляющий бледнеть ближнего`), тогда как для обозначения наветчика и доносчика используется термин латинского происхождения делатор (Санх. 43б) и иносказательное арамейское выражение ахал курца или карцей (Бр. 58а; буквально `ел тесто [кого-либо]`), которое встречается уже в одной из арамейских частей Библии (Дан. 3:8; 6:25). [[Мидраш]] и более поздняя раввинистическая литература используют как библейскую, так и талмудическую терминологию. В современном иврите каждый из этих терминов обозначает разные виды злоязычия.
+
-
 
+
-
Согласно [[Галаха|Галахе]], запрет злоязычия основан на предписаниях Пятикнижия «Не разноси ложного слуха» (Исх. 23:1), «Не ходи переносчиком [сплетен] в народе твоем» (Лев. 19:16), «Берегись всего дурного» (Втор. 23:10) и поэтому имеет силу библейского закона. Злоязычие в равной мере возбраняется как злословящему, так и внемлющему его словам, и наносит вред им обоим, а также объекту злоязычия (Ар. 15б; Чис. Р. 19:2). Законоучители Талмуда считают злоязычием и хулу на покойного, и мысленно произнесенное порицание, отзыв о ком-либо в словах, которые злословящий готов сказать объекту злоязычия в лицо, и даже поношение неодушевленной материи (Ар. 15а-16б; Тос. Ар. 2:10–11; ТИ., Пеа 1:1, 16а).
+
-
 
+
-
Несмотря на суровость запрета злоязычия, библейское законодательство указывает лишь на единственный случай наказуемого судом злоязычия: необоснованное публичное обвинение жены в том, что она не была девственницей до замужества (Втор. 22:13–19). Прочие случаи злоязычия караются Богом. [[Аггада]], сотни сентенций которой в Талмуде и [[мидраше]] посвящены порицанию злоязычия, придерживается библейского взгляда на кару за него и повествует, что [[Сарра|Сарру]], мысленно хулившую Авраама (Быт. 18:12), упрекнул за это сам Бог (ТИ., Пеа 1:1, 16а). За злоязычие перед отцом о братьях (Быт. 37:2) [[Иосиф]], по аггадическому сказанию трижды повинный в этом грехе, троекратно подвергся суровому наказанию небесного суда (Быт. Р. 84:7); [[Мирьям]], заглазно порицавшая Моисея за жену-эфиопку, была поражена проказой (Чис. 12:1, 10–15; Ар. 16б).
+
-
 
+
-
Ответственные за судьбы людей лица причастностью к злоязычию могут навлечь кару не только на себя и современников, но иногда и на многие последующие поколения. Согласно Аггаде, [[Адам]] и [[Ева]], внимавшие хуле змия на Господа (Быт. 3:4–5), «навлекли смертную кару на себя, на все их потомство и на весь род человеческий» (Танх., Быт. 8); из-за того, что посланные осмотреть Землю обетованную по возвращении распустили худую молву о ней (Чис. 13:2–3, 32–33), всем израильтянам старше 20 лет было суждено умереть, не вступив в нее (Чис. 14:29–32; Ар. 15а; Танх., Быт. 8); по вине Давида, внявшего поклепу на Мефибошета (II Сам. 16:3), «царство Иудейское было разделено, народ Израиля впал в идолопоклонство и был изгнан из страны своей» (Шаб. 56б). Согласно Аггаде, Господь говорит: «Я и он [клеветник] не можем вместе пребывать в мире» (Ар. 15б); Талмуд приравнивает клевету к идолопоклонству, разврату и кровопролитию (там же) и угрожает тому, кто публично срамит ближнего, лишением удела в мире грядущем (Авот 3:12).
+
-
 
+
-
Афористичное наставление против злоязычия из книги Псалмов: «Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (34:14), — получило в Талмуде форму обращенной к Богу мольбы (Бр. 17а), которая впоследствии была включена в предутреннюю молитву (бирхот hа-шахар; см. [[Шахарит]]) и в [[Амида|Амиду]]. Этический аспект запрета суммирован в афоризме «Да будет честь ближнего твоего дорога тебе, как собственная» (Авот 2:10). [[Зохар]] утверждает: «Все прегрешения [израильтян, роптавших на Бога по исходе из Египта] Всевышний простил им, кроме греха злословия» (Бе-мидбар 160).
+
-
 
+
-
Галаха запрещает чрезмерно хвалить кого-либо, чтобы не вызвать желания указать и на его недостатки (ББ. 164б). По Галахе, донос, дача позорных кличек, оскорбление ученых и злостный оговор подлежат рассмотрению [[Бет-Дин|бет-дина]]. Соответственно тяжести преступления Галаха предусматривает такие наказания, как кнас (денежный штраф), незифа (порицание, выговор), [[Ниддуй|ниддуй]] (временное и частичное исключение из общины), [[Херем|херем]] (отлучение от общины) и малкот (бичевание). Галахические постановления относительно злоязычия получили дальнейшую разработку в литературе [[Гаон|гаонов]] и последующих раввинистических авторитетов. Перечисленные виды наказания в некоторых общинах дополнялись публичной просьбой о прощении у задетого злоязычием лица. Кодексы [[Маймонид|Маймонида]] (Яд, Хилхот деот 7:1–6; Хилхот талмуд тора 6:11–12, 14; Хилхот ховел 3:1–9, 11) и рабби [[Яаков Бен Ашер|Яакова бен Ашера]] (Тур. ХМ. 420:27–33–421:1–3) предписывают социальный остракизм и телесное наказание в очень редких случаях. В новое время эти наказания стали применяться все реже и постепенно были почти всюду отменены.
+
-
 
+
-
Много внимания уделено вопросу злоязычия в литературе движения [[Мусар|мусар]]. Проблеме злоязычия и мер против него посвятил много сочинений рабби [[Исраэль Меир hа-Кохен|Исраэль Меир hа-Кохен]] (Хафец Хаим).
+
-
 
+
-
В Израиле злоязычие наказуется гражданским судом согласно Закону о клевете и диффамации, принятому [[Кнесет|Кнесетом]] в 1965 г. (исправлен в 1967 г.). Однако как в Израиле, так и в других странах ортодоксальные евреи обращаются с тяжбами по поводу злоязычия в религиозный суд (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]), который иногда прибегает к традиционным формам наказания.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11635|ЗЛОЯЗЫЧИЕ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Этика иудаизма]]
+

Текущая версия на 23:14, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Злоязычие - трактовка в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация